Политическое участие план егэ обществознание. Проблемные вопросы блока «Политика»

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

4.12. Политическое участие

4.12. Политическое участие

Политическое участие – 1) действия, посредством которых рядовые члены любой политической системы влияют или пытаются влиять на результаты ее деятельности (Дж. Нагель ); 2) «всякая деятельность, добровольно осуществляемая гражданами с целью оказать влияние на принятие решений на различных уровнях политической системы; участие в политике понимается, прежде всего, как осознанная целенаправленная деятельность» (М. Каазе ); 3) влияние граждан на функционирование политической системы, формирование политических институтов и процесс выработки политических решений.

К политическому участию относятся собственно политические действия, а не поступки, которые могут вызывать политические последствия. Практические и целенаправленные формы политического участия характеризуются масштабностью и интенсивностью.

Теории политического участия

1. Теория рационального выбора: главным субъектом политического участия является свободный индивид, стремящийся к максимальной реализации своих интересов и эффективно действующий во имя достижения собственных целей. Под интересом индивида понимается стремление обеспечить личное благополучие, и участие индивида в политике возможно при условии, что возможные доходы от участия будут превышать издержки. Этот принцип получил название «максимизации выгоды».

2. Мотивационные теории политического участия: к наиболее общим мотивам политического участия относят идеологический (личность участвует в политической жизни, разделяя и поддерживая официальную идеологию общества); нормативный (поведение индивида основывается на признании силы власти, выработанном в процессе политической социализации); ролевой (связан с социальной ролью, социальным положением индивида в существующей политической системе; чем ниже социальное положение личности, тем более вероятным становится ее радикальный настрой против существующей власти).

3. Теории социальных факторов политического участия: исследуется взаимосвязь и влияние на политическое участие таких факторов, как уровень социально-экономического равенства и возможности социальной мобильности, стабильность и другие.

4. «Мичиганская модель» электорального участия (партийная идентификация избирателей формируется через политическую социализацию, главным агентом которой является семья).

5. Психологическая школа: делает акцент на мотивах и установках индивида.

Разновидностью активности субъектов, действия которых носят мотивированный характер, является политическое поведение – непосредственное взаимодействие участников политической деятельности.

Уровни и типы политического участия:

* Реакция (позитивная или негативная) на импульсы, исходящие от политической системы, от ее институтов или их представителей, не связанная с необходимостью высокой активности человека; эпизодическое участие в политике.

* Деятельность, связанная с делегированием полномочий: участие в выборах (местного или государственного уровня), референдумах и т. д.

* Участие в деятельности политических и примыкающих к ним общественных организаций: партий, групп давления, профсоюзов, молодежных политических объединений и других.

* Выполнение политических функций в рамках государственных институтов, включая средства массовой информации.

* Профессиональная, руководящая политико-идеологическая деятельность.

* Участие во внеинституциональных политических движениях и акциях, направленных на коренную перестройку существующей политической системы.

Типологизация политического поведения

1) По субъектам: индивидуальное; групповое; массовое.

2) По осмысленности действий: осознанные формы политического поведения, в основе которых лежат ценностные, рациональные и иные аналогичные мотивы; неосознанные, где мотивирование выведено из-под контроля сознания, а побуждения осуществляются низшими рефлекторными уровнями психики (аффектные действия, возникающие в толпе в качестве реакции на нестандартные ситуации).

3) По публичности действий: открытые (например, участие в выборах, манифестациях, митингах); закрытые формы (абсентеизм, политическая пассивность).

4) По соответствию действий официальным (господствующим) нормам политической системы: нормативные (законопослушание, лояльность, конформизм); девиантные, отклоняющиеся от предписаний, в том числе и патологические формы политического поведения (паника, истерия, маниакальные политические предубеждения).

5) С точки зрения преемственности политического развития: традиционные, характерные для данного общества, режима, менталитета; инновационные, вносящие новые черты в отношения субъектов власти между собой и с институтами власти.

6) С точки зрения доминирующего характера мотивации: автономные, в которых действия определяются самими субъектами; мобилизационные, где действия вызваны по преимуществу внешними по отношению к субъекту действий причинами.

7) По способам проявления: бунт; протест; массовое недовольство.

8) По продолжительности: длительные; кратковременные.

9) По направленности: конструктивное и солидарное как проявления политического участия; разрушительное; экстремистское;

10) По критерию легальности: конвенциональные (поведение, использующее законные либо отвечающие общепринятым нормам формы выражения интересов и влияния на власть: участие в выборах, лоббирование, финансирование избирательных кампаний, инициативные движения и др.) и неконвенциональные (незаконное либо противоречащее общепринятым политическим нормам поведение: протест, неповиновение государственной власти). Неконвенциональное поведение подразделяется на ненасильственные (митинги, марши протеста, пикеты) и насильственные виды (охватывают спектр действий от массовых беспорядков и порчи имущества до терроризма). Сознательный отказ подчиняться законам (а в исключительных случаях – отказ от уплаты налогов), проведение несанкционированных акций протеста, прекращение всякой деловой активности – все эти действия объединяются названием «гражданское неповиновение» (тактика массовых ненасильственных акций гражданского неповиновения была обоснована М. Ганди и М. Л. Кингом ).

К политическому участию относятся: а) действия по делегированию полномочий (электоральное поведение); активистская деятельность, направленная на поддержку кандидатов и партий в избирательных кампаниях; посещение митингов и участие в демонстрациях; участие в деятельности партий и групп интересов; б) пассивные формы политического поведения граждан; участие людей только в выборах представительных органов власти или только в решении местных проблем; профессиональные действия политиков.

Для политического участия граждан значение имеют объективные условия (расстановка политических сил, политическая культура общества); субъективные условия (отношение к политической системе, мотивы участия в политике, их ценности, потребности, знания, информированность).

Факторами, влияющими на политическое поведение, являются: пол, возраст, конфессиональная принадлежность, особенности первичной социализации, образование, семейное положение, социально-экономические условия, некоторые общие тенденции поведения отдельных электоральных групп и другие.

Политическое поведение – это совокупность реакций социальных субъектов (социальных, общностей, групп, личностей и т. п.) на деятельность политической системы.

Политический протест – разновидность негативного воздействия индивида (группы) на сложившуюся в обществе политическую ситуацию или конкретные действия властей, затрагивающие его. Источники политического протеста: слабая приверженность граждан господствующим в обществе ценностям, психологическая неудовлетворенность сложившимся положением вещей, а также отсутствие должной чуткости властей к текущим запросам населения. Чтобы придать протесту цивилизованную форму, в демократических государствах обеспечивается свобода слова, формируется институт оппозиции, который представлен деятельностью неправительственных партий и движений. В ряде стран оппозиция даже создает «теневые» правительства, которые постоянно оппонируют правящим структурам по всем важнейшим политическим вопросам, публикуя собственные оценки и прогнозы, планы и программы решения тех или иных проблем.

Наиболее радикальным проявлением политического протеста является политический экстремизм , который выражает приверженность в политике к крайним взглядам и действиям. Политический экстремизм – это всегда правовой нигилизм. Политический экстремизм – явление международного масштаба, он содержит опасность для субъектов международных отношений, политики мирного сотрудничества государств, в целом для международной безопасности. Отличительной особенностью экстремизма в политической сфере общественных отношений является его способность синтезировать экстремистские проявления, происходящие в других областях жизни общества, придавать им политическую направленность.

Политическому участию противостоит такой тип политического поведения, как абсентеизм (уклонение от участия в политической жизни – в голосовании, избирательных кампаниях, акциях протеста, деятельности партий, групп интересов и т. п.; утрата интереса к политике и политическим нормам, политическая апатия). Абсентеистский тип поведения существует в любом обществе, однако его рост, равно как и рост доли апатичных людей, свидетельствует о серьезном кризисе легитимности политической системы, ее норм и ценностей. Причины абсентеизма: а) доминирование у личности норм субкультуры при почти полном вытеснении общепринятых норм культуры; б) высокая степень удовлетворения личных интересов, что может вести к утрате интереса к политике; в) способность личности самостоятельно справляться со своими проблемами, частным образом отстаивать свои интересы порождает ощущение ненужности политики; г) чувства собственной беспомощности перед лицом сложных проблем, недоверия к политическим институтам, ощущения невозможности как-то повлиять на процесс выработки и принятия решений; д) распад групповых норм, утрата личностью чувства принадлежности к какой-либо социальной группе, а следовательно, целей и ценностей социальной жизни, отсутствие представлений о связи политики с частной жизнью. Абсентеизм в большей степени наблюдается у молодежи, представителей различных субкультур, лиц с низким уровнем образования.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Италия. Калабрия автора Кунявский Л. М.

Политическое и административное устройство В 1946 г. Италия стала pеспубликой, по конституции 1948 г. – парламентской республикой во главе с президентом (избирается на 7 лет), с двухпалатным парламентом – палатой депутатов и сенатом. С 1994 г. избирательная система в основном

Из книги Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ автора Шемаханова Ирина Альбертовна

4.13. Политическое лидерство Политическое лидерство – 1) постоянное приоритетное влияние со стороны определенного лица на организацию, группу или все общество; 2) управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием властных решений; это руководящая должность;

автора Николаев Игорь Михайлович

Политическое развитие Функционировавшая в XVII в. система центральных и местных органов власти и управления, их структура сложились в основном уже в XVI в. Ключевые позиции во всех звеньях государственного аппарата продолжали удерживать феодальная аристократия и

Из книги История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ автора Николаев Игорь Михайлович

Политическое развитие В марте 1990 г. прошли выборы народных депутатов РСФСР, и в мае-июне 1990 г. состоялся I Съезд народных депутатов РСФСР, который избрал Б.Н. Ельцина главой государства, Р.И. Хасбулатова – его первым заместителем. Был создан двухпалатный Верховный Совет. 12

Из книги Политика автора Джойс Питер

ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ Политическое участие предполагает наличие у граждан возможности играть самостоятельную роль в политической жизни страны. Основным инструментом реализации принципа служит механизм выборов. В некоторых либеральных демократиях (в частности, в

автора Автор неизвестен

35. ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ, ФОРМЫ И РАЗНОВИДНОСТИ Политическое участие – это то, из чего складывается реальный политический процесс. Индивиды и социальные группы, находящиеся внутри определенной политической системы, по-разному вовлечены в политический процесс. Исходя из

Из книги Политология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

36. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО В современной науке выделяют следующие основные подходы к трактовке лидерства: это разновидность власти, отличием которой является направленность сверху вниз, а также то, что ее носителем выступает не большинство, а один человека или группа

Из книги Политология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

40. ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ, ЕГО СУЩНОСТЬ С появлением государства и развитием политической организации общества возникает и развивается политическое сознание. Это та часть общественного сознания, которая имеет непосредственное отношение к политическим явлениям и

Из книги Энциклопедия юриста автора

Политическое убежище ПОЛИТИЧЕСКОЕ УБЕЖИЩЕ - институт современного международного и внутригосударственного права - возможность иностранца (лица без гражданства) неопределенно долгое время оставаться на территории данного государства и пользоваться защитой

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПО) автора БСЭ

автора Исаев Борис Акимович

Ж. Блондель. Политическое лидерство Лидерство так же старо, как человечество. Оно универсально и неизбежно. Оно существует везде – в больших и малых организациях, в бизнесе и в религии, в профсоюзах и благотворительных организациях, в компаниях и университетах. Оно

Из книги Политология: хрестоматия автора Исаев Борис Акимович

Раздел XIV Политическое поведение Политическое поведение – одна из центральных тем политической науки. На протяжении всей истории политической науки к ней обращались разные исследователи, представители самых различных политологических школ. В данном разделе

Из книги Общество мечты. Как грядущий сдвиг от информации к воображению преобразит ваш бизнес автора Ролф Йенсен

Политическое самообслуживание Большая часть нашего времени принадлежит двум сферам - семье и компании. Однако многие тратят время нато, чтобы подвигвуть общество на что-нибудь - будь то на местном уровне или в национальном масштабе. Поскольку наша планета все больше

Из книги Индия. Юг (кроме Гоа) автора Тарасюк Ярослав В.

Из книги Бразилия автора Сигалова Мария

Политическое устройство Бразилия – федеративная республика с многопартийной политической системой. Действующая Конституция страны была принята в обновленном варианте в 1988 г.Главы исполнительной власти – президент и вице-президент избираются на 4 года с правом

Из книги Индия: Север (кроме Гоа) автора Тарасюк Ярослав В.

Политическое устройство Республика Индия (хинди Bharat Ganarajya, Republic of India) – федеративное (sanghiya) государство.Конституция (Sanvidhan) Индии введена в действие 26 января 1950 г. Она установила в стране демократический (janvadi) режим и учредила в качестве формы правления парламентскую

Основная учебная литература

Принципы демократических выборов

Понятие и роль выборов в различных политических системах власти.

Выборы как основная форма политического участия граждан.

ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ВЫБОРОВ

Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М., 2003, гл. 20, п.1-3.

Политология: учебник / под. ред. М. А. Василика. – М., 2006, гл. 9, п. 1,2.

Конституция Российской Федерации: Официальный текст. – М., 2009., ст. 3, 32, 81, 96-97, 130.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». – М., 2007.

Цель лекции – раскрыть социальную роль выборов как ведущего института демократии и основной формы политического участия граждан, их место и роль в политическом процессе авторитарных и демократических режимов, проанализировать принципы, определяющие демократичный характер выборов, а также возникающие на пути их реализации проблемы.

Кто и как «делает» или определяет политику? Обывателю кажется, что этим занимаются исключительно государственные органы власти и должностные лица, политические партии, общественные организации, политические элиты и лидеры. Для обозначения роли этих институтов и субъектов политики обычно применяют слова – политическая деятельность, государственные (партийные) решения, принятие законов, выстраивание политических отношений, заключение союзов, коалиций и т.д. А как же народ? Какое отношение к этим процессам реальной наблюдаемой простыми гражданами политике имеют они сами? Оказывают ли они влияние на политику? Если да, то с помощью каких политических институтов, инструментов и каким образом?

Для обозначения, описания и оценки роли народа, простых граждан в политике, а, следовательно, во власти используется понятие «политическое участие». Политическое участие – это процесс влияние граждан на формирование и функционирование институтов государственной власти, на выработку и реализацию ими желаемых для граждан решений и действий. Американские политологи С. Верба и Н. Ни называют политическое участие «инструментальной активностью, посредством которой граждане пытаются влиять на правительство таким образом, чтобы оно предпринимало желаемые для них действия».

Формы политического участия весьма многообразны. В их числе: членство граждан в политических партиях, общественных организациях и движениях; участие в выборах и референдумах; участие в митингах, демонстрациях (маршах), пикетах поддержки или протеста; участие в забастовках, голодовках, а также в государственных переворотах, политическом терроре, в революциях и гражданских войнах и многие другие.

Двадцать восьмое задание ЕГЭ по обществознанию заключается в составлении плана доклада по определенной теме – может попасться любая тема из курса обществознания, например, «Политическое лидерство» или «Семья как социальный институт». Желательно, чтобы план был развернутым, то есть его пункты должны включать в себя подпункты.

Максимальный первичный балл – 3- дается в том случае, если в плане есть 3 или более пунктов, любые два из которых содержат подпункты, а их формулировки помогают верно и полно раскрыть содержание темы. 2 первичных балла можно получить, если 3 и более пунктов, два из которых содержат подпункты, в целом раскрывают содержание темы, но содержат некоторые неточности.

В случае, если план не развернут, но содержит не менее 3 пунктов, полностью раскрывающих содержание темы, или же он содержит два пункта, один из которых детализирован в подпунктах, и полностью раскрывает тему, дается 1 первичный балл. Столько же баллов дается, если в плане есть 2 и более пунктов, любые 1-2 из которых имеют подпункты, но в формулировках есть неточности.

Теория к заданию №28 ЕГЭ по обществознанию

При составлении плана главное – вспомнить, что можно рассказать о данной теме: например, какие признаки и особенности есть у ее предмета, какие функции он выполняет, какие виды этого предмета бывают и по каким признакам классифицируются, какое значение он имеет…

Не нужно детализировать все пункты – даже для получения максимального балла нужно написать подпункты только в 2 случаях, однако для большей уверенности (и если вы точно уверены в правильности написанного) можно написать их в 2-4 местах. Первым пунктом логично дать определение – писать его не надо; например, если ваша тема – «Политическое лидерство», можно первой цифрой плана просто написать «Понятие политического лидерства».

Однако определение можно дать не во всех случаях – например, в теме «Институт президентства в РФ» оно не подойдет – логичнее написать о правовом статусе президента или порядке его избрания. Детализировать удобнее всего такие пункты, как «функции», «виды», «типы классификации». Рассмотрим возможные варианты заданий и планов.

Разбор типовых вариантов задания №27 ЕГЭ по обществознанию

Первый вариант задания

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Политическое участие граждан». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Начнем с определения; помним, что писать его само не нужно. Далее логично упомянуть формы политического участия – этот пункт очень удобно детализировать, написав об участии в выборах, в деятельности политических партий, голосовании на референдумах, письмах в органы государственной власти, участие в местном самоуправлении, в митингах и манифестациях. Достаточно упомянуть любые 3-4 формы политического участия. Теперь можно сказать о типах классификации политического участия – ведь оно бывает легальным и нелегальным, постоянным и эпизодическим, индивидуальным или коллективным, на местном и высшем уровне…

Если вы не помните этого, можно написать, допустим, об участии граждан в деятельности местного самоуправления. Здесь достаточно легко сделать подпункты – участие в выборах в органы местного самоуправления, обращение в органы местного самоуправления, участие в публичных слушаниях.

Также можно написать про избирательные права граждан. Потом скажем о важности политического участия граждан, но этот пункт мы детализировать не будем. В конце можно добавить еще один пункт – политический абсентеизм (противоположность политического участия).

Возможный «трехбалльный» план выглядит таким образом:

1) Понятие политического участия.

2) Формы политического участия:

  • участие в выборах;
  • голосование на референдумах;
  • участие в деятельности местного самоуправления;
  • членство в политических партиях.

3) Участие граждан в деятельности местного самоуправления:

  • участие в выборах в органы местного самоуправления;
  • участие в публичных слушаниях;
  • обращение в органы местного самоуправления.

4) Важность политического участия граждан.

5) Политический абсентеизм.

Второй вариант задания

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Безработица». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Начинаем с определения; далее можно написать пункт о причинах безработицы. Детализировать его мы не будем, в отличии от следующего пункта – виды безработицы. Как мы помним, она бывает структурная, фрикционная, циклическая и сезонная. Дальше можно написать и о формах безработицы – открытая, скрытая, текучая, застойная. Следующий пункт назовем «последствия безработицы»; если вы не помните виды или формы безработицы, можете попробовать детализировать его, например, написав о снижении уровня жизни населения, недоиспользовании экономического потенциала, формировании резервов рабочей силы и снижении инфляции. И в конце напишем пункт «Методы борьбы с безработицей».

Пишем план:

1) Сущность понятия «безработица».

2) Виды безработицы:

  • фрикционная;
  • структурная;
  • циклическая;
  • сезонная.

3) Формы безработицы:

  • открытая;
  • скрытая;
  • текучая;
  • застойная.

4) Последствия безработицы.

5) Методы борьбы с безработицей.

Третий вариант задания

Вам по­ру­че­но под­го­то­вить развёрнутый ответ по теме «Международное раз­де­ле­ние труда в усло­ви­ях глобализации». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунктов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в подпунктах.

Эта тема несколько нестандартна – здесь сложно указать какие-то формы и виды, как мы делали это в двух предыдущих заданиях. Первым пунктом можно было бы дать определение, но не очень понятно, для чего лучше это сделать – для понятия «международное разделение труда» или «глобализация». Поэтому мы можем пропустить определение и начать, допустим, с факторов международного разделения труда в условиях глобализации.

К ним относятся: научно-технический прогресс, спрос на мировом рынке, положение страны в структуре мировой экономики, структура национального производства, экологические проблемы… Потом можно написать пункт «преимущества от международного разделения труда». Для того чтобы у нас был еще один детализированный пункт, можно написать просто «международные экономические отношения в условиях глобализации» и упомянуть там такие вещи, как международная торговля, миграция рабочей силы, валютно-финансовые отношения, международное движение капитала.

Можно сказать и о государственной политике в области международного разделения труда и при желании (или если не смогли детализировать какой-то другой пункт) написать подпункты – протекционизм и фритредерство.

Возможный вариант плана выглядит так:

1) Факторы международного разделения труда в условиях глобализации:

  • спрос на мировом рынке;
  • положение страны в структуре мировой экономики;
  • структура национального производства;
  • научно-технический прогресс.

2) Преимущества от международного разделения труда.

3) Международные экономические отношения в условиях глобализации:

  • валютно-финансовые отношения;
  • международное движение капитала;
  • миграция рабочей силы;
  • международная торговля;
  • экономическая интеграция.

4) Государственная политика в области международного разделения труда.

Каждый человек на протяжении всей своей жизни что-либо выбирает. Выборы – постоянный и неотъемлемый спутник политической жизни.

1. Выборы являются самой распространенной формой политического поведения граждан в современных демократических обществах. Выборы – важнейший признак демократического режима, а возможность выбирать и быть избранным – одна из главных демократических ценностей. Выборы являются наиболее действенным механизмом, с помощью которого гражданское общество в лице избирателей осуществляет регуляцию и влияние на государственные и другие политические структуры. Значение выборов в условиях разных политических режимов неодинаково: в одних странах выборы отсутствуют вообще, в других носят эпизодический и малозначимый характер, в третьих – играют центральную роль в механизме политического властвования. Выборы в изначальном смысле этого слова – возможность выбирать между несколькими или по крайней мере двумя кандидатами или партиями. Однако в политической практике выборы используют не только свободные демократические системы, но и авторитарные и тоталитарные режимы, где возможность выбора ограничена или отсутствует вообще, а избирательная процедура носит формальный характер. Как правило, в условиях авторитарных режимов голосование носит «единодушный характер». Например: результаты выборов в Албании в 1978 году таковы: 1435288 голосов за Албанскую партию труда, 0 – за другие партии, 3 испорченных бюллетеня, 1 человек воздержался. Монгольский авторитарный режим в 1945 году дал уникальный пример «всенародного плебисцита» – по официальным данным, на избирательные участки пришли 100% избирателей и все проголосовали. При авторитарном режиме выборы служат для мобилизации людей на выполнение целей последнего, способом единения власти с «народной массой», средством восхваления режима, пропаганды его достижений. Совсем другое дело в условиях либеральной демократии, когда выборы являются, во-первых: способом легитимизации политической системы и правления политической элиты; во-вторых: рекрутирования политической элиты; в третьих: представления мнений и интересов избирателей, мобилизации избирателей для защиты общественных ценностей; в четвертых: развития политического сознания граждан путем формирования политических проблем и альтернатив; в-пятых: выведения политических конфликтов в русло процедуры выборов с целью их мирного урегулирования; в-шестых: осуществления борьбы за власть на основе альтернативных программ и формирования конструктивной оппозиции, способной осуществлять контроль, и в-седьмых: политического участия граждан.

В странах либеральной демократии выборы проводятся на основе следующих принципов избирательного права, закрепленных юридически: всеобщее избирательное право, равное избирательное право, которое предусматривает возможность избирателя иметь только один голос и, соответственно, голос каждого избирателя формально равен голосу другого избирателя, тайное голосование, равенство кандидатов, конкуренция платформ и программ, действие результатов выборов в установленные законом сроки.

Избирателю приходится участвовать в разнообразных видах выборов в зависимости от того, представительные органы какого уровня формируются в результате выборов, различают общенациональные, региональные, местные и др. выборы, по характеру проведения выборы могут быть прямыми (кандидат избирается непосредственно избирателями) и многоступенчатыми (если первоначально определяется состав коллегии выборщиков, которые затем путем голосования формируют выборный орган). Прямое голосование является, как правило, наиболее распространенным и демократичным. Но следует иметь в виду, что в условиях, нестабильных обществ, когда политическая культура населения низка, прямые выборы порой приводят к непредсказуемым результатам. Демократичность процедуры прямых выборов заключается в том, между избирателем и кандидатом нет никаких промежуточных инстанций, избиратель непосредственно голосует за кандидата на выборную должность. Многоступенчатые выборы менее распространены в политической практике, чаще всего используются при избрании верхних палат законодательных органов (Франция), система выборщиков применяется на президентских выборах в ряде стран: США, Финляндии, Бразилии и др.

Выборы как политический институт и как форма политического участия имеют длительную и интересную историю своего развития. На протяжении многих столетий шла борьба за всеобщее избирательное право, отражавшее стремление широких слоев общества участвовать в политической жизни. Сегодня в большинстве развитых стран всеобщее избирательное право провозглашено и закреплено в юридических актах.

Исторически сложилась и практика ограничения электорального корпуса в выборах с помощью избирательных цензов. Поначалу выборные кампании носили довольно жесткий цензовый характер, но с развитием демократических институтов в ряде стран многие избирательные цензы стали достоянием истории. Одним из старейших и длительное время довольно распространенным цензом был прямой имущественный ценз, который отстранял от голосования лиц, не обладавших определенным имуществом в форме недвижимости или денежном выражении (в ряде штатов США до 1964 года существовал избирательный налог).

Довольно долгое время избирательное право являлось привилегией мужского населения. Однако благодаря активной борьбе женщин за свои политические права сегодня практически во всех странах женщины являются активными и полноправными избирателями (в Великобритании женщины получили это право в 1918 году, в США – в 1920, во Франции – в 1944). В настоящее время права голоса женщины лишены только в странах мусульманского Востока. Одним из распространенных правовых средств, исключающих из политической жизни потенциальных избирателей, является ценз оседлости, включающий в себя требование для избирателей непрерывного проживания в одной местности в течение установленного законом срока (например, в Прибалтийских государствах не менее 10 лет.) Отошли в прошлое ряд цензов, связанных с этнической принадлежностью, уровнем грамотности, службой в вооруженных силах и др. В настоящее время во многих странах сохранился лишь возрастной ценз, причем он выше для кандидатов на выборную должность.

Избирательное право включает в себя понятия активного и пассивного избирательного права. Активное избирательное право представляет собой установленное законом право гражданина лично участвовать в выборах представительных органов или должностных лиц в качестве избирателя, быть полноправным участником референдумов. Пассивное избирательное право – это установленное законом субъективное право гражданина выступать на выборах в качестве кандидата в представительные органы, то есть право быть избранным. Активное и пассивное избирательное право обычно обусловлено рядом юридических требований: гражданство данной страны, определенный возрастной ценз и др.

Одной из проблем в странах либеральной демократии является пассивность электората. Значительная часть избирателей, удовлетворяющая всем установленным цензам и официально допущенная к участию в голосовании, тем не менее, не приходит на избирательные участки. Так, в течение 1980-х годов в Великобритании в среднем участвовали в голосовании до 75% избирателей, в США – 53%, в ЮАР – 23%. Неявка избирателей на выборы получила название абсентеизма. Причин неявки избирателей на выборы довольно много, но основная – их безразличие и разочарование в возможных результатах выборов. В условиях современной России причиной абсентеизма избирателей является нарушение законности выборных процедур, многочисленные фальсификации при подсчете голосов, а также низкий уровень легитимности правящей элиты. Об этом свидетельствуют результаты первого тура голосования на президентских выборах летом 1996 года, когда многие регионы России проголосовали за коммунистического лидера. В политической практике существуют две разновидности абсентеизма, политический абсентеизм, когда избиратель не принимает участия в выборах по политическим мотивам, и неполитический, когда отсутствуют причины политического характера (в том числе, когда избиратель по ошибке голосует испорченным бюллетенем). Выборы в Госдуму в 2003 году ярко продемонстрировали политическую апатию населения России, проголосовавшего «ногами», в силу предсказуемости победы «Единой России».

В ряде стран для борьбы с абсентеизмом в законодательном порядке вводится обязательное голосование (Австралия, Австрия, Бельгия, латиноамериканские страны). Предполагаются определенные санкции против лиц, уклоняющихся от голосования: запрещение заключать деловые контракты, прием на службу в государственный аппарат, денежные штрафы и т.п.) Несомненно, эти меры способствуют повышению активности избирателей, но не всегда достигают нужного эффекта.

Ответ студента (28.01.2011)

Понятие «политическое участие» характеризует все действия граждан (индивидуальные и на групповой основе), стремящихся повлиять на содержание политических решений органов власти в общенациональном масштабе или на местном уровне. Конкретными проявлениями политического участия являются: предвыборная агитация, участие в выборах органов власти, лоббистская деятельность, организационная работа в политической партии, участие в демонстрации, в митинге, поддержка партии или какого-либо кандидата денежными средствами, публикация статей в газете с целью повлиять на политическую ситуацию и др. Формы политического участия различаются: 1) по своей масштабности: это может быть как участие в решении глобальных вопросов общенационального масштаба, так и вмешательство в решение частых вопросов местного характера; 2) по степени интенсивности. В качестве крайних полюсов здесь выступают отчуждение от политики, полная аполитичность и деятельность профессиональных политиков. Потребность и степень вовлеченности граждан в политику зависит от конкретной ситуации, политической системы и самого человека. На уровне политического участия сказываются такие личностные факторы, как образование, социально-экономическое положение, возраст, пол, место жительства, профессия, доступ к политической информации и др. Было бы нереалистично требовать от всех граждан равного политического участия. Но следует отметить, что длительная отчужденность от политики приводит к потере индивидом навыков ведения дискуссий, поиска компромисса, что создает в свою очередь предрасположенность к экстремизму. Причинами политической апатии могут быть низкий уровень развития личности, разочарование индивида в собственных возможностях повлиять на ход политического процесса, отсутствие интереса к политике и т.д.; 3. по мотивации политических действий: автономные и мобилизованные формы политического участия. При автономном политическом участии индивид действует самостоятельно, исходя из собственных побуждений. Мобилизованное участие предполагает чьё-то руководство, давление. Особым значением для политической системы обладает такая, обычно автономная, форма как политическое участие, выражающее политический протест. Политический протест представляет собой негативную реакцию индивида или группы на сложившуюся в обществе политическую ситуацию или конкретные действия органов власти; 4) по отношению к действующим в государстве законам различают конвенциональные, т.е. легальные, соответствующие законам и неконвенциональные (незаконные) формы политического участия. В настоящее время большую угрозу представляет такая форма неконвенционального участия как терроризм; 5) по степени осознанности: рациональные и нерациональные. В качестве примера нерационального участия можно назвать вандализм, насилие эмоционально возбужденной толпы, выражающей свое недовольство действиями властей. Наиболее оптимальной формой политического участия большинства населения являются выборы в представительные органы власти. 2. Выборы и электоральные системы Выборы в политической жизни представляют собой способ формирования органов власти с помощью выражения воли граждан в соответствии с законодательством. Выборы связаны с голосованием, но голосование может проводиться и без выборов, например, на референдумах. В условиях современной представительной демократии роль выборов особенно велика, они являются главной формой проявления суверенитета народа. При прямой демократии, когда все граждане принимают участие в выработке решений и управлении, что было, например, в античной Афинской республике, их роль значительно ниже. Выделяются следующие функции выборов: – артикуляция, агрегация и представительство интересов различных групп населения; – контроль над институтами власти (неугодные населению власти подлежат смене); – интеграция разнообразных мнений и формирование общей политической воли; – легитимация и стабилизация политической системы; – расширение потоков информации между населением и властью; – перевод возможных конфликтов в русло упорядоченного мирного урегулирования; – политическая социализация населения, интенсификация его политического участия; – рекрутирование политической элиты; – содействие обновлению общества посредством конкурентной борьбы альтернативных политических программ и др. Выборы выполняют указанные функции, если они базируются на определенных принципах. К ним относятся принципы избирательного права и принципы организации выборов. Принципами избирательного права являются: – всеобщность (в выборах принимают участие все граждане); – равенство (каждый избиратель имеет только один голос); – тайна выборов (решение конкретного избирателя не должно быть кому-либо известно). Принципы организации избирательного процесса: – свобода выборов, иными словами, отсутствие какого-либо давления на избирателей, кандидатов и организаторов выборов; этот принцип часто нарушается; – наличие альтернативных кандидатов; – состязательность, конкурентность; – периодичность и регулярность; – равенство возможностей политических партий и кандидатов. Главным регулятором процесса выборов является избирательная система, определяющая как общие принципы организации выборов, так и способы перевода голосов избирателей в мандаты и властные должности. Существует два основных типа избирательных (электоральных) систем: мажоритарная (альтернативная) и пропорциональная (представительная). При мажоритарной системе для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей округа или всей страны, собравшие же меньшинство голосов никаких мандатов не получают. В зависимости от того, какое большинство требуется, мажоритарные избирательные системы делятся: а) на системы абсолютного большинства, когда победитель должен получить больше половины голосов (минимум 50% плюс один голос); б) системы относительного большинства, где для победы достаточно лишь опередить соперников. При этом важно, что победитель набрал количество голосов большее, нежели число избирателей, проголосовавших «против всех». В этом случае выборы объявляются несостоявшимися. При применении принципа абсолютного большинства, в случае, если ни один из кандидатов не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов. Мажоритарная система абсолютного большинства используется в России при выборе президента. Так, в выборах Президента РФ 14 марта 2004 г. приняло участие 64,39% избирателей, то есть более половины – в противном случае выборы считались бы несостоявшимися. Уже в первом туре В.Путин получил 71,31% голосов избирателей, то есть явно больше половины (остальные кандидаты на должность Президента РФ получили следующие результаты по итогам голосования: Н. Харитонов – 13,69%, С. Глазьев – 4,1%, И. Хакамада – 3,84%, О. Малышкин – 2,02%, С. Миронов – 0,75%. Против всех кандидатов проголосовали 3,45% избирателей, принявших участие в выборах. Во многих регионах, в частности в Белгородской области, мажоритарная система абсолютного большинства использовалась при выборе губернатора, главы администрации. За ныне действующего губернатора Белгородской области Савченко Е.С. проголосовало 25 мая 2003 г. 61,15% участвующих в голосовании. Его главный оппонент, представитель КПРФ В.П. Алтухов получил около 22%. В выборах участвовало 66,54% от общего числа избирателей. Все это дало возможность Е.С. Савченко быть избранным уже в первом туре. Мажоритарная система относительного большинства используется при выборах части депутатов в Государственную Думу, депутатов в региональные законодательные собрания. При пропорциональной системе распределение мандатов происходит пропорционально голосам, полученным партиями или избирательными блоками. И та и другая система обладают как достоинствами, так и недостатками. Главным достоинством мажоритарной системы является учет мнения большинства избирателей. Выборы по мажоритарной системе предопределяют господство нескольких крупных партий, что обеспечивает стабильность политической системы. Недостатком ее является продолжение ее достоинств. Эта система не полностью учитывает мнение населения. Так, по существу, при формировании органов власти может быть не учтено мнение 49% избирателей. Пропорциональная система позволяет более точно учитывать мнение избирателей, она стимулирует многопартийность. Основным недостатком этой системы является то, что в условиях многопартийности понижается стабильность политической системы, порой трудно бывает сформировать правительство. Часто используется смешанная система, сочетающая элементы мажоритарной и пропорциональной системы. Так, в России одна половина депутатов в Государственную Думу избиралась по мажоритарной системе относительного большинства, другая половина – по пропорциональной. На следующих ближайших выборах в ГД РФ будет использована пропорциональная система для выбора всех 450 депутатов. Для преодоления возможной чрезмерной фрагментации выборных органов при использовании пропорциональной системы вводится определенный процентный порог: партия должна набрать определенное количество процентов голосов избирателей, чтобы быть представленной в выборный законодательный орган. В разных странах – этот процентный барьер различен. В России на выборах в Государственную думу он составил на прошедших выборах 5%, на следующих выборах поднимется до 7%. В Украине он составляет 4%. Есть страны, где как необходимый минимум законодательно закреплены 3 и 2 процента голосов избирателей. При выборах в Белгородскую областную думу части депутатов (18 из 35) по пропорциональной системе указанный барьер составит 5%. Для того, чтобы преодолеть процентный барьер, партии создают избирательные блоки. Примерами таких блоков на выборах в Государственную Думу в 2003 году были блок Партии возрождения России (лидер Г.Селезнев) с Партией Жизни (лидер С.Миронов), блок Партии справедливости с Партией пенсионеров. В избирательные блоки могут входить и представители различных общественных организаций. Следует отметить, что в соответствии с планируемым новым порядком выборов в ГД РФ избирательные блоки исключаются. Каждая партия должна выступать самостоятельно. Предполагается, что этот новый закон о выборах будет содействовать укрупнению партий. На выборах в Государственную Думу РФ в декабре 2003 года лишь три партии и одно избирательное объединение преодолели 5-процентный барьер: Единая Россия – 37,57% (в Белгородской области за неё проголосовали 33,54%), КПРФ – 12,61% (в Белгородской области – 15,64%), ЛДПР – 11,45% (в Белгородской области – 11,54%), избирательный блок «Родина» – 9,02% (в Белгородской области – 9,99%). Две партии, представленные в ГД в 1999-2003 гг., на последних выборах не преодолели 5-процентный барьер: «Яблоко» – 4,3% (в Белгородской области – 2,82%) и СПС – 3,97% (в Белгородской области – 1,64%). Аграрная партия России в Белгородской области получила голоса 5,65% участвовавших в выборах, но на федеральном уровне она имела 3,7%, что не позволило ей пройти в ГД. 4,7% избирателей, участвовавших в выборах, проголосовали против всех. В выборах прияло участие 60,7 млн. избирателей, это составляет 55,75% избирателей, включенных в списки для голосования. Исходя из результатов выборов по федеральным спискам «Единая Россия» получает 120 депутатских мандатов, КПРФ – 40, ЛДПР –36, а блок «Родина» – 29. По одномандатным округам в Белгородском округе № 64 избран депутатом ГД Г.Г. Голиков, получивший 65,28% голосов (второй результат у В.П. Алтухова – 18,24%). В Новооскольском округе депутатом ГД был вновь избран А.В. Скоч, которому оказали доверие 71,37% избирателей (второй результат у О.С. Кулишова – 12,63%). Смешанная избирательная система вводится в России и при выборах региональных законодательных собраний. Законом устанавливается, что не менее половины депутатов региональных законодательных собраний должно избираться по партийным спискам. Так, из 35 депутатов Белгородской областной думы 18 депутатов избирались по партийным спискам. Это делается для того, чтобы стимулировать партийное строительство на уровне регионов и для структурирования этих законодательных собраний (образования фракций). Если во областной думе Белгородской области II созыва была лишь фракция компартии, а в думе III созыва, избранной в 2001 г., лишь в январе 2005 г. появились фракции «Единой России» и Аграрной партии, то в думе IV созыва, избранной в 2005 г. появилосm сразу 4 фракции. Это фракция партии «Единая Россия» (она в голосовании по партийным спискам получила 52,77% голосов избирателей области), фракция КПРФ, состоящая из 4 депутатов (18,47%), фракция ЛДПР (6,74% и 2 депутатских места), фракция партии «Родина» (6,41% и 1 депутатское место). Партии играют важную роль при формировании выборных органов власти. Но на сегодняшний день победу на выборах чаще обеспечивает доступ к средствам массовой информации, а не численность партийных организаций. Борьба за власть смещается в область информационных технологий. В наши дни никакая идея и программа не будут иметь почти никакого значения, если они не транслируются СМИ. Растет также значение денег на выборах. Деньги нужны и для проведения избирательной кампании, и как гарантия возможности оказания помощи жителям региона, где избирается депутат или будущий руководитель региона. Типичным примером этого являются выборы губернатором Чукотки российского миллиардера Р. Абрамовича. Очень велика роль так называемого административного ресурса, то есть влияния на ход выборов действующих органов власти. Эти органы власти могут оказывать скрытую поддержку одним кандидатам (партия) и оказывать противодействие другим. Основными стадиями избирательного процесса являются: 1) выдвижение кандидатов; 2) агитационная кампания; 3) голосование; 4) подведение итогов.

Ответ студента Александр из группы Ю 56-10

Выборы являются основополагающей формой политического участия в демократии. Без выборов демократия немыслима, ибо благодаря выборам определяется политическое руководство страны на федеральном, земельном и коммунальном уровне. Выборы представляют собой самый эффективный инструмент политического контроля: если избиратели недовольны политикой правящих сил, они могут проголосовать за их отстранение и вызвать тем самым смену власти. Выборы являются основополагающим средством формирования органов Российской Федерации. Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными органами. Таким образом, выборы дают высшую избирательную легитимность всей структуре органов государственной власти. В Российском государстве на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального собрания - Государственная Дума и глава государства - Президент Российской Федерации. Именно в них воплощается высшая властеобразующая воля народа и от них дается главный импульс формированию всей исполнительной и судебной власти на федеральном уровне. На выборной основе формируются органы государственной власти в субъектах Федерации, а также органы местного самоуправления. Отсюда исключительно важное значение выборов на всех уровнях. Выборы, как и референдум, представляют собой узаконенную форму прямого народного волеизлияния, важнейшее проявление демократии. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами. Гражданское общество, основанное на плюрализме мнений и интересов людей, не в состоянии обеспечить добровольного законопослушания граждан, избежать острых социальных взрывов, а может, и кровавых столкновений, если органы государственной власти не будут образованы на справедливой выборной основе с участием самих же граждан. Демократические выборы - это антипод гражданской войны и силового решения вопроса о власти. Выборы непосредственно отражают политическую систему и со своей стороны влияют на неё. Вся их организация и порядок определения результатов голосования тесно связаны с политическими партиями. Различаются, например, избирательные системы и проводимые на их основе выборы при двухпартийной и многопартийной системах. Выборы позволяют гражданам уяснить подлинный смысл программ политических партий, борющихся за власть. Через них, и только через них, выявляется воля большинства народа, на основе которой может быть создана демократическая власть. Выборы всегда связаны с голосованием. Однако при всей близости этих понятий между ними есть существенные отличия. Выборы обычно понимаются как закрепленный в конституции и других законах относительно регулярный, периодичный процесс избрания состава органов власти. Голосование же не всегда связано с выборами. Оно используется и в различных формах прямой демократии: в референдумах, опросах, принятии коллективных решений на собраниях и т.и. Выборы и демократия Выборы как неотъемлемый элемент демократии несут отпечаток ее различных форм и играют в ее различных моделях неравноценную роль. Сравнительно низка значимость выборов в политических системах, базирующихся на прямых формах демократии, непосредственном участии граждан в подготовке и принятии важнейших государственных решений. В таких случаях властные полномочия избираемых гражданами руководителей государства сильно ограничены, что снижает и политическую значимость самих выборов. Примером такого рода государств являлась древнегреческая Афинская республика в периоды непосредственного правления большинства, решения плебсом на площадях вопросов размера налогов, войны и мира, смены судей и военачальников и проч. В условиях современных демократий выборы - это стержневой механизм, главная форма проявления суверенитета народа, его политической роли как источника власти. Они служат также важнейшим каналом представления в органах власти интересов различных общественных групп. Всеобщие выборы предполагают право участия в них каждого гражданина. Для многих людей, а в некоторых странах и для большинства граждан они являются единственной формой их реального участия в политике соответствующих организаций. Участие в политической жизни является непосредственным показателем самоопределения личности, востребованности и осуществимости ею своих прав, выражением понимания человеком своего социального статуса и возможностей. Именно участие индивида в политике в конечном счете показывает, насколько эта сфера жизни способна служить не только интересам крупных социальных групп, но также запросам и чаяниям рядового гражданина, обычного человека. Степень и характер включения личности в политическую жизнь непосредственно определяется значимыми для нее причинами, факторами участия. Последние крайне разнообразны и напрямую связаны с ролями, которые индивиды играют в политической жизни. «Роль», по Г. Алмонду - это разновидность («часть») политической деятельности, свидетельствующая о том, что индивид может быть избирателем, активистом партии, членом парламента и т.д. И при этом каждая политическая роль имеет свою функциональную нагрузку, предполагающую соответствующие возможности и обязательства (ответственность) личности перед государством (партией, обществом). Понимание факторов политического участия играет принципиально важную роль в толковании его природы и роли индивида в политике. В самом общем плане факторы политического участия тра­диционно рассматриваются через два его глобальных механизма: принуждение, которое делает упор на действии внешних по отношению к индивиду сил, в том числе на разумность власти и ограниченность необходимых для самостоятельного участия в политике свойств индивида (Т. Гоббс), а также интерес, который, напротив, ориентируется на внутренние структуры действия индивида и сложную структуру личности (А. Смит, Г. Спенсер). Так, в XIX в. основное внимание уделялось надличностным, объективным факторам, например, наличию институтов, тем или иным социально-экономическим условиям жизни людей, духовной атмосфере общества и другим аналогичным показателям, которые должны были дать исчерпывающий ответ на вопрос о том, что заставляет человека включаться в отношения с публичной властью. В своих крайних формах эта социальная детерминация растворяла личность в общественных отношениях, делала ее безликим исполнителем воли класса, нации, государства. В нынешнем же столетии, наряду с признанием определенного значения общественных норм и институтов, основной акцент делается главным образом на субъективные факторы, на характеристику индивидуальных воззрений, психологические состояния конкретных лиц, наконец, на культурные традиции и обычаи населения. Сложилась даже парадигма «автономного человека» (А. Горц, О. Дебарль), основывавшаяся на признании несовпадения публичных норм и институтов с мотивациями конкретной личности, что якобы обусловливает принципиальную неспособность науки адекватно раскрывать подлинные причины политического участия личности. Такая гиперболизация индивидуального начала превращает политику в совокупность спорадических, случайных поступков личности. В современной политической мысли принято различать предпосылки (условия) и факторы (непосредственные причины, обусловливающие действия индивида) политического участия. К первым относятся материальные, политико-правовые, социокультурные и информационные отношения и структуры, которые создают наиболее широкую среду для различных проявлений индивидуальной активности. В границах этой среды складываются те главные причины, к которым можно отнести макро- (способность государства к принуждению, благосостояние, пол, возраст, род занятий) и микрофакторы (культурно-образовательный уровень человека, его религиозная при­надлежность, психологический тип и т.д.) политического участия. Каждый фактор способен оказывать решающее влияние на те или иные формы политического участия людей, в зависимости от временных и пространственных условий их жизни. Но наибольшее значение в науке придается психологическим состояниям личности, например, ощущению угрозы своему общественному положению (Г. Лассуэлл); рациональному осознанию своих интересов и завоеванию нового статуса (А. Лэйн); желанию жизненного успеха и общественного признания (А. Доунс); пониманию общественного долга и реализации собственных прав, страху за самосохранение в общественной системе и т.д. В сочетании различных факторов и предпосылок выявлены определенные зависимости. Например, данные разнообразных и долголетних социологических наблюдений показывают, что чем богаче об­щество, тем больше оно открыто к демократии и способствует более широкому и активному политическому участию граждан. Более образованные граждане чаще других предрасположены к участию в политической жизни, у них сильнее развито чувство восприятия эффективности своего участия, и чем больше у таких людей доступ к информации, тем больше вероятности, что они будут политически активными (В. Кей). Вместе с тем анализ политических процессов в демократических странах выявил и то, что неучастие является показателем не только пассивности или убежденности граждан в том, что их голос ничего не изменит, но и уважения и доверия людей к своим представителям. Так, во многих демократических странах Запада широкие возможности контроля общественности за правящими кругами, традиции публичной критики действий властей в СМИ, отбор профессионально подготовленных лиц для руководства и управления снижает степени повседневной вовлеченности граждан в политический процесс. Иными словами, в условиях высокой гарантированности своих политических и гражданских прав люди весьма рационально относятся к формам участия в политике, доверяя правящим кругам осуществлять повседневные функции по управлению государством и обществом и оставляя за собой право контроля и оценки их деятельности на выборах и референдумах. Одновременно политическая практика XX в. дала и множество примеров «кризиса личности в политике», выражающегося в распространении насилия и террора или таких явлений, как коррупция, неповиновение граждан закону и т.д. Широкое распространение и воспроизводство таких форм политического участия многие ученые связывают с кризисом базовых демократических ценностей, нарастанием интенсивности жизни в крупных городах, негибкостью политических форм для самовыражения все более усложняющейся личности, нарастанием отчужденности индивида, кризисом прежних форм его договора с государством и т.д

Ответ студента (26.03.2013)

Выборы - способ формирования органов государственной власти или наделения полномочиями должностного лица посредством голосования управомоченных лиц, при условии, что на каждое место в органе государственной власти (должность) могут претендовать два и более кандидата. Не будем забывать, что помимо выборов в обществе существуют и другие способы формирования органов власти: насильственный захват власти (революция, переворот); наследование власти (при монархической форме правления); назначение на пост вышестоящим руководителем. Выборы представляют из себя мирный способ разрешения конфликта, который постоянно существует в обществе, где различные группы претендуют на лидерство. Главная идея выборов - наиболее полно и достоверно отразить волю народа, обеспечить проявление народного суверенитета. Выборы в демократическом обществе отличаются следующими признаками: 1. Всеобщность избирательного права. Этот принцип означает, что все граждане, достигшие возраста социально-политической дееспособности, независимо от их пола, расы, национальности, социального положения, религиозных и политических убеждений имеют право избирать (активное избирательное право) и быть избранными (пассивное избирательное право) в органы власти. Возраст социально-политической дееспособности определяется законом. В большинстве государств граждане получают избирательные права с 18 лет. Это своего рода ограничение принципа всеобщности избирательного права - ценз. Существуют и другие цензы. Возрастной ценз для права быть избранным в органы власти - он нередко выше 18 лет. Так, Президентом РФ может стать гражданин не моложе 35 лет. Имущественный ценз - обладание имуществом или доходом определенной ценности. Нередко кандидат, чтобы быть зарегистрированным, обязан внести имущественный залог. Ценз оседлости - избирателем или кандидатом может стать лишь тот, кто прожил в данной местности (стране) не менее установленного законом срока. Ценз гражданства предполагает, что в государственные органы власти могут избирать и быть избранными лишь граждане этого государства. Принцип всеобщего избирательного права утверждался по мере того, как процессы демократизации смягчали цензовые ограничения. Во Франции в 1848 г. впервые в истории всеобщее избирательное право получили мужчины. В 1893 г. в Новой Зеландии и в 1906 г. в Финляндии избирательные права впервые получили женщины. 2. Альтернативность выбора, что предполагает наличие двух и более претендентов на власть и состязательность между ними. Нет смысла проводить выборы из одного кандидата, однако и при видимой альтернативности выборов это условие может быть не выполнено. Например, реально на власть претендует один кандидат, а остальные приглашаются им для создания демократического антуража. 3. Равные права избирателей, что предполагает, равное количество голосов для всех избирателей и что от одинакового количества избирателей избирается одинаковое количество депутатов. Принцип равенства избирателей соблюдался не всегда. Например, первая Государственная Дума Российской Империи формировалась по сословному принципу. От разных по количеству избирателей сословий избиралось одинаковое количество депутатов. В некоторых государствах допускаются отклонения от принципа равенства избирателей с целью гарантировать представительство таких групп общества, которые иначе вообще не смогут получить мест в представительных органах. Так, в Бангладеш 30 мест в парламенте из 330 зарезервировано для женщин. 4. Равные права кандидатов. Все кандидаты должны иметь одинаковую возможность для выдвижения, агитации, доступа к средствам массовой информации. 5. Соблюдение закона при проведении выборов на всех стадиях. 6. Свобода участия в выборах и свободное волеизъявление избирателей. Для демократических выборов характерно то, что никто не знает, за кого голосует конкретный избиратель. Тайна голосования необходима, для того, чтобы избежать возможного преследования избирателей со стороны государственных органов и общественных объединений по политическим мотивам. Более того, гражданин имеет право не ходить на выборы - тем самым он выражает свое отношение к политическим процессам. Абсентеизм (неявка избирателей на выборы) стал довольно частым явлением. Однако это отрицательно влияет на политическую жизнь, потому что выборы, на которые явилось меньшинство избирателей не отражают реальной политической картины. Может победить не та партия, чью программу поддерживает большинство общества, а та, которая сумела за счет партийной дисциплины обеспечить явку своих немногочисленных сторонников на выборы. У абсентеизма есть еще один негативный аспект - при низкой активности избирателей выборы могут быть признаны несостоявшимися (например, в Российской Федерации установленный обязательный минимум участия избирателей в голосовании составляет 25% на парламентских выборах и 50% - на выборах Президента). В этом случае назначаются новые выборы, что значительно увеличивает расходы на организацию избирательного процесса. Для борьбы с абсентеизмом в некоторых странах введен институт обязательного участия в выборах. В политической системе общества выборы выполняют целый ряд значимых социально - политических функций. Среди них политологи традиционно выделяют следующие. Во - первых, выборы представляют собой такой политический институт, который позволяет отдельным гражданам и социальным группам сформулировать свои требования, отвечающие их реальным либо мнимым интересам, а в ходе предвыборной кампании обеспечить поддержку действиям тех политических лидеров, позиции и взгляды которых соответствуют запросам большей части общества. В этом смысле выборы в демократическом государстве принимают вид особого политического рынка, где претенденты на властные роли обменивают свои программы, платформы, обещания на полномочия, делегируемые избирателями. Во - вторых, выборы выступают одним из механизмов разрешения политических конфликтов, поскольку на выборах продолжается, как правило, ненасильственная, конкуренция различных, а порой и противоположных интересов, а общество в виде избирателей выступает своеобразным судьей, разрешающим данный конфликт. В этом качестве выборы по форме и содержанию противостоят радикальным насильственным методам политической борьбы. В - третьих, выборы предстают надежным средством легитимации политического режима, так как способствуют вовлечению, организации населения в избирательные объединения, отдельные политические партии и иные общественно - политические организации, выступают в качестве демократической основы признания и поддержки избранных лидеров и властных институтов, по мере того, как формируются и действуют разного рода каналы коммуникации и взаимодействия с избирателями. К функциям выборов также следует отнести политическую социализацию населения, поскольку реализация избирательных прав граждан, создание предвыборных организаций, широкое применение СМИ для агитации и пропаганды, а также партийных программ и платформ в той или иной степени прямо или косвенно способствуют как политическому просвещению широких масс, так и создают условия для активного вовлечения граждан и их объединений в политический процесс. Организационным компонентом избирательных систем является избирательная процедура - комплекс правил, установленных государством, регламентирующих организацию и проведение выборов. От избирательной процедуры следует отличать избирательную кампанию, под которой понимают действия непосредственных участников выборов: выдвижение кандидатов, разработка предвыборных программ, агитация и т.п. Выборы - сложная совокупность общественных отношений, которую можно представить в виде чередующихся во времени стадий единого процесса. Политическая борьба в этот период времени строго регламентирована, чтобы не допустить злоупотреблений со стороны стремящихся к власти лиц. Выделяют следующие стадии избирательного процесса: Назначение даты выборов. Дата выборов назначается уполномоченным органом (например, президентом, премьер-министром) в соответствии с законодательством страны. В некоторых странах дата выборов прямо указывается в Конституции или в законе. Установление избирательных округов и избирательных участков. Создание избирательных органов. Для организационного руководства избирательным процессом обычно создают: центральный избирательный орган, территориальные (окружные) избирательные органы, участковые комиссии Регистрация избирателей. Выдвижение кандидатов, формирование партийных списков. На данной стадии определяется круг лиц, из которых будут избраны президент, сенаторы, депутаты. Выдвижение кандидата возможно несколькими способами: - самовыдвижение; - выдвижение группами избирателей. Обычно кандидатов выдвигают трудовые коллективы, жители какого-либо населенного пункта, территории. Они проводят собрание, на котором ведется протокол и ставят подписи в поддержку кандидата; - выдвижение политическими партиями и иными общественными объединениями. Зарегистрированная в соответствии с законом партия вправе выдвигать своих кандидатов, а при пропорциональной избирательной системе партии формируют списки кандидатов от своей партии. Агитационная кампания. Она включает в себя работу кандидатов (партий) и активно поддерживающих их групп по убеждению избирателей в необходимости проголосовать за этого кандидата или партийный список. Для убеждения избирателей используются средства массовой информации, проводятся встречи с избирателями, расклеиваются листовки, плакаты, транспаранты, проводятся различные акции (массовые шоу, раздача партийной символики и т.п.). Все это требует значительных денежных средств, которые предоставляются добровольными пожертвователями, выделяются партиями и даже государством. Голосование. Технически голосование производится различными способами, например: поднятием рук (в небольших поселениях, при выборах органов местного самоуправления); на бумажных бюллетенях для голосования (самый распространенный способ), когда напротив фамилии выбираемого кандидата ставится какой-либо знак; с применением электронных машин. В большинстве стран избиратель голосует непосредственно за кандидата (прямые выборы). В некоторых странах, (например, на выборах президента США) сначала граждане избирают выборщиков, которые потом отдают свои голоса за того кандидата, за которого им поручено голосовать гражданами (косвенные выборы). Подсчет голосов и установление итогов голосования. Окончательное определение и опубликование результатов выборов.Существуют два основных типа избирательных систем: мажоритарная и пропорциональная. В основе мажоритарной системы лежит принцип большинства (победителем на выборах считается кандидат, набравший большинство голосов). Избирательные округа здесь являются одномандатными, т.е. от каждого округа избирается один депутат. Мажоритарная система имеет свои разновидности. При мажоритарной системе относительного большинства избранным считается тот кандидат, который получил голосов избирателей больше, чем любой из его соперников. Система проста, т.к. она обеспечивает победу одной партии даже при минимальном перевесе. Но может получиться так, что за победившую партию проголосует меньшинство населения страны (остальные голоса заберут другие партии) и правительство, которое сформирует эта партия, не будет пользоваться поддержкой большинства граждан. Мажоритарная система абсолютного большинства предполагает, что избранным является тот кандидат, который получил более половины голосов избирателей, участвовавших в голосовании (50% плюс один голос). В случае, когда ни один из кандидатов не набрал более 50% голосов избирателей, проводится второй тур выборов, в котором, как правило, участвуют два кандидата, добившиеся лучших результатов. Во втором туре достаточно получения относительного большинства голосов. В нашей стране такая система используется при выборе президента России. Выделим положительные моменты мажоритарной системы: - непосредственная связь между избирателями и кандидатом в депутаты; - отсеивает из органов власти мелкие по своему влиянию партии; - способствует установлению двух- или трехпартийности; - способствует при парламентской форме правления формированию стабильного кабинета министров, опирающегося на парламентское большинство. Пропорциональная система предполагает голосование по спискам партий. Смысл этой системы заключается в том, чтобы каждая партия получала в парламенте число мандатов, пропорциональное количеству поданных за нее голосов. При всей демократичности у этой системы есть один недостаток. Она гарантирует представительство даже мелких партий, что при парламентской форме правления создает проблемы с формированием правительства. Такое становится возможным, когда ни одна из партий не имеет в парламенте абсолютного большинства, или не может его создать, вступив в коалицию с другими партиями. Во многих странах пытаются сгладить этот недостаток, вводя "избирательный порог" - наименьшее количество голосов, необходимое для избрания одного депутата. Например, в России этот порог составляет 5%. голосов избирателей. Положительными моментами этой системы выборов является то, что она позволяет представить интересы больших групп избирателей, чем при одномандатной мажоритарной системе; стимулирует создание партий. Но у этой системы есть слабые стороны: - отсутствие тесной связи кандидата в депутаты с избирателями; - зависимость депутата от партийной фракции в парламенте; - порождает большое число фракций в парламенте, что отрицательно влияет на стабильность работы последнего. Идеальной избирательной системы не существует. В ряде стран пытаются найти компромисс между двумя системами выборов и используют смешанную систему, сочетающую элементы пропорциональной и мажоритарной систем. Например, при выборах в Государственную Думу РФ половина депутатов (225 человек) избирается по мажоритарной системе относительного большинства, а вторая половина - на основе системы пропорционального представительства политических партий и по общефедеральному избирательному округу.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх