Кто такой разбойник кудеяр. Кудеяр — разбойник или народный герой

Разбойник Кудеяр -- один из самых популярных персонажей фольклора.

Легенды о нем записаны во всех южных и центральных губерниях России — от Смоленской до Саратовской:

«А то еще был Кудеяр — этот где-где не разбойничал! И в Калуге, и в Туле, и к Рязани приходил, и к Ельцу, и к Воронежу, и к Смоленску — везде побывал, везде свои станы расставлял и много кладов позарыл в землю, да все с проклятиями: страшный колдун был. И какою поганой силой владел: раскинет на берегу речки, озера, так, какого ручья, раскинет полушубок или свиту и ляжет спать; одним глазом спит, другим сторожит: нет ли погони где; правый глаз заснул — левый сторожит, а там — левый спит, правый сторожит — так вперемену; а как завидит где сыщиков, вскочит на ноги, бросит на воду полушубок, на чем спал, и станет тот полушубок не полушубок, а лодка с веслами; сядет Кудеяр в ту лодку — поминай как звали...

Так и издох своей смертью — никак изловить его не могли, как там ни старались.»

Это только одно из кратких жизнеописаний Кудеяра, бытовавших в народной среде. Какой же реальный исторический персонаж скрывается за этим именем? На этот счет уже высказано множество гипотез, но, увы, ни одна из них не проливает свет на тайну Кудеяра.

Когда жил Кудеяр? Здесь мнения, в основном, совпадают: в середине XVI века. Он был современником Ивана Грозного. Это отчасти подтверждается документами. Так, в 1640 году, в ответ на запрос из Москвы тульский воевода писал, что ему про Кудеяра «сказывали давно старые люди, лет с сорок назад.»

Кто такой Кудеяр?

Большинство историков согласны и с тем, что имя Кудеяр (Худояр) — татарского происхождения: Кудеяр (тюрк. перс. Xudāyār «возлюбленный Богом»). Но ряд исследователей не согласны с тюркским происхождением имени Кудеяр и указывают на то, что имя Кудеяр было достаточно распространено в Западной и Центральной Руси и означало «сильнейший из чародеев».

  • Согласно распространенной легенде, Кудеяр — сын Василия III и его жены Соломонии, рожденный уже после того, как она была сослана в монастырь за неплодие. Таким образом, он оказывается старшим братом Ивана Грозного и его настоящее имя — князь Георгий Васильевич. Её силой заточили в монастырь под именем Софьи, для того чтобы Василий III смог жениться на Елене Глинской. Соломония родила Кудеяра в монастыре и его вывезли в Керженские леса и тайно воспитывали в лесных скитах.
  • Согласно другой легенде, Кудеяр — сын Жигмонда Батори, рождённый ещё до того, как его родственник Стефан Батори (Жигмонд приходился Стефану племянником) стал королём польского государства. Поссорившись с отцом, который к тому времени уже был стар, он бежал к казакам на Днепр. Затем он переходит на службу к русскому царю. Таким образом, он оказывается среди опричников Грозного Царя Ивана Грозного и его настоящее имя — князь Габор-Георгий в русском варианте Сигизмундович.
  • Ещё одна версия гласит, что им мог быть Кудеяр Тишенков (XVI в.) — сын боярский, родом из г. Белева. Современник Ивана Грозного. В мае 1571 года показал ордам крымского хана Девлета I Гирея пути подхода к Москве. Отступая вместе с крымскими татарами, покинул пределы московского государства и остался в Крыму. Затем упоминается в письмах пленного Василия Грязного из Крыма к царю. Через некоторое время Тишенков обращается к Ивану IV с просьбой о помиловании и разрешении вернуться в Москву. Разрешение было дано. Дальше следы исторического Кудеяра Тишенкова теряются. Никаких свидетельств, что разбойник Кудеяр, живший примерно в ту же эпоху и, как рассказывают, также родом из Белева, и Тишенков — один и тот же человек, нет. О том, что Кудеяр принадлежал к их семейству, рассказывали также в курском роду Марковых.
  • По упомянутой ранее версии, Кудеяр принадлежал к роду Батори, был отправлен к казакам на Днепр, служил затем Ивану IV опричником, а после царской опалы бежал и разбойничал, имея лагерь у села Божедаровка, современный Щорск.

Так как область распространения легенд очень широка, исследователи предлагают версию, согласно которой имя Кудеяра могло стать нарицательным, и им пользовалось несколько атаманов.

В числе соратников Кудеяра называют разбойницу Анну, Болдыря и проклятую им дочь Любашу (её призрак показывался неподалеку от Оптиной пустыни).

Могилу его помещают недалеко от Тулы за Косой горой или в одном из курганов Саратовской губернии (по поволжским легендам).

Легенда о Кудеяровой пещере и её сокровищах

Очень часто встречаются рассказы о многочисленных кладах, спрятанных разбойником, которые активно разыскивались в XIX в. по подложным письмам и описям. Таких Кудеяровых городков, где, по преданию, зарыты разбойничьи клады, известно в Южной России около сотни. Особенно много этих мест находилось в пределах Воронежской губернии. В Брянских лесах называли места, где скрыты клады, закопанные Кудеяром. Говорили, что над камнями, прикрывающими эти сокровища, вспыхивают огоньки, а два раза в неделю в 12 часов слышен жалобный плач ребёнка.

Вот одна из легенд о кладе Кудеяра.

Собрал Кудеяр молодцов и с ними грабил купцов и бояр. Скопили они казну богатую: много золота, бочки серебра и камней самоцветов. Часть богатства он раздавал бедным, другую складывал в пещеру. Жил Кудеяр в своей горе, внутри которой были богато убранные помещения и хранились сокровища, добытые при набегах. Перед горою текла быстрая и светлая речка Соколка, кругом же поднимались горы, покрытые, как и Кудеярова, - густым старым лесом, тянувшимся далеко на север и на юг. Рядом с Кудеяровой поднимается Караульная гора - высокий конус, поросший в то время соснами.


Становище Кудеяровых войск было окопано рвом и валом. На Караульной горе Кудеяр ставил своих часовых. В конце дола Соколки, в нынешнем урочище "Пушки" были кузницы Кудеяра, где изготовлялись оружие и ружья. Когда Кудеяр уходил в набег со своим войском, то запирал свое подземелье огромными замками, с поросенка величиной, вход же заваливал так, что никто не мог отыскать его.

Свои сокровища Кудеяр хранил в кладовых внутри горы за железными дверями. Внутрь горы вел узкий, извилистый и невысокий подземный ход от середины довольно крутой стороны горы, тянувшийся внутрь саженей на 100. Чтобы в горе воздух был легкий, и чтобы в ней можно было разводить огонь, пробили сверху горы трубу, саженей в 30 длины, которую обложили камнем.

У него был товарищ Сим или Симон; однажды они поспорили о силе и ловкости своих коней, порешили для опыта перескочить с Меркуловой горы на Кудеярову через Майров дол, где течет Соколка. Кудеяр на своем коне перескочил, но Сим оборвался и упал в долище. В том месте, где он провалился под землю с конем, ударил родник, носящий до сих пор его имя.

Ни с того, ни с сего захворала жена Кудеяра, любимая Настя, и в одночасье померла. Похоронили ее в дубовом гробу, нарядили в парчу и бархат с жемчугами и самоцветами, зарыв с ней вместе в могилу все уборы и драгоценности, принадлежавшие покойнице, и насыпали над нею курган.

Похоронил Кудеяр сразу и друга верного и жену любимую, постыл ему белый свет. Вспомнил Кудеяр, что он христианин и дал обет - грехи тяжкие замаливать. Всех молодцов своих отпустил и остался один. Завалил все ходы в свое подземное жилье и один под горою стал жить, свои и людские грехи перед господом замаливать.

Считается, что Кудеяр жив до сих пор и сторожит свои сокровища в Кудеяровой горе в землянке. Днем эта землянка невидима, ночью же влетает туда огромная птица и долбит голову Кудеяра до мозга, улетая к рассвету. Он обречен уже века два сторожить свои сокровища в горе и несет кару божью за разбой. В землянке лежит краюха хлеба, которая никогда не убывает.

По другим сведениям, на все свои клады Кудеяр положил зарок на 200 лет. Срок этот уже прошел. Рыть должны рабочие в нечетном числе. Золотой ключ от железных дверей лежит в Симовом роднике, и достать его может лишь тот, кто вычерпает этот родник или почерпнет воды из Ужиного озера. Где оно, Ужиное озеро, никто не знает.

Народная песня

БЫЛО ДВЕНАДЦАТЬ РАЗБОЙНИКОВ

Слова Н. А. Некрасова

Исполняет Ф.Шаляпин в хоровом сопровождении (запись 1932 года):


Было двенадцать разбойников,
Был Кудеяр атаман.
Много разбойники пролили
Крови честных христиан!

Господу Богу помолимся,
древнюю быль возвестим!

инок честной Питирим.

Много добра понаграбили,
Жили в дремучем лесу.
Сам Кудеяр, из-под Киева
Вывез девицу красу.

Господу Богу помолимся,
древнюю быль возвестим!
Так в Соловках нам рассказывал
инок честной Питирим.

Днём с полюбовницей тешился,
Ночью набеги творил.
Вдруг у разбойника лютого
Совесть Господь пробудил.

Господу Богу помолимся,
древнюю быль возвестим!
Так в Соловках нам рассказывал
инок честной Питирим.

Бросил своих он товарищей,
Бросил набеги творить;
Сам Кудеяр в монастырь ушёл
Богу и людям служить!

Господу Богу помолимся,
древнюю быль возвестим!
Так в Соловках нам рассказывал
сам Кудеяр - Питирим!

Песенная обработка сказа «О двух великих грешниках» (1876) из неоконченной поэмы Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877) (сказ приведен в конце страницы). Сказ основан на фольклорных легендах о Кудеяре-атамане. Смысл стихотворения Некрасова и первоначальной легенды в песне не сохранен. И в легенде, и у Некрасова герой выступает как народный мститель: бросив разбой, он становится паломником и отшельником, живет в лесу один (а не уходит в монастырь), но молитвы ему не помогают. Искупление грехов приходит, как только Кудеяр своим старым разбойничьим ножом убивает помещика, который «мучит, пытает и вешает холопов». Также в некрасовском оригинале нигде нет упоминания о том, что инок Питирим и Кудеяр - одно лицо. Вероятно, что данная песня - не стихийная народная обработка, а результат деятельности какого-то автора из церковной среды.

Легенды о Кудеяре-атамане связаны с районом Волги. В Жигулевских горах есть Кудеярова гора, а также иные названия, доставшиеся в память о волжских разбойниках - село Отважное, село Обшаровка, Молодецкий курган, Воеводино урочище, Воровское городище и др. Но вообще, легенда о двух великих грешниках - очень распространенная у разных народов, особенно она популярна у восточных славян; в данном случае герой назван Кудеяром, но это не обязательно. Вместо помещика может выступать надзиратель, купец, поп и т. д. Чаще всего для прощения грехов бывший разбойник должен поливать обгорелую головешку, пока она не прорастет (у Некрасова герой режет дуб), но затем герой встречает и убивает еще большего грешника, мучителя народа, и головешка прорастает сама.

ВАРИАНТ 1

Было двенадцать разбойников

Слова Н. А. Некрасова (в нар. обработке)

«Господу Богу помолимся!
Древнюю быль возвестим», -
Так в Соловках нам рассказывал
Инок честной Питирим.


Был Кудеяр-атаман.
Много разбойнички пролили
Крови честных христиан.

Много богатства награбили,
Жили в дремучем лесу.
Сам Кудеяр из-под Киева
Вывез девицу-красу.


Ночью набеги творил.
Вдруг у разбойника лютого
Совесть Господь пробудил.

Бросил своих он товарищей,
Бросил набеги творить.
Сам в монастырь пошел он
Богу и людям служить.

«Господу Богу помолимся!
Древнюю быль возвестим», -
Так в Соловках нам рассказывал
Сам Кудеяр-Питирим.

ВАРИАНТ 2

Жили двенадцать разбойников

Жанна Бичевская - "Баллада о двенадцати разбойниках"

Жили двенадцать разбойников,
Жил Кудеяр атаман.
Много разбойники пролили
Крови честных христиан!
Много разбойники пролили
Крови честных христиан!

Много богатства награбили,
Жили в дремучем лесу.
Вождь Кудеяр из-под Киева
Выкрал девицу-красу.

Днём он с любовницей тешился,
Ночью набеги творил.
Вдруг у разбойника лютого
Совесть Господь пробудил.

Бросил своих он товарищей,
Бросил набеги творить.
Сам Кудеяр в монастырь ушёл
Богу и людям служить!

Господу Богу он молится,
Будет ему он служить.
За Кудеяра мы будем все
Господа благодарить.
За Кудеяра мы будем все
Господа благодарить.

Расшифровка фонограммы Жанны Бичевской, альбом «Старые русские народные деревенские и городские песни и баллады», Часть 2, ZeKo Records, 1996 (запись 1994 г.)

ОРИГИНАЛЬНОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ

О двух великих грешниках
<Из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»>

Н. А. Некрасов

Господу богу помолимся,
Древнюю быль возвестим,
Мне в Соловках ее сказывал
Инок, отец Питирим.

Было двенадцать разбойников,
Был Кудеяр-атаман,
Много разбойники пролили
Крови честных христиан,

Много богатства награбили,
Жили в дремучем лесу,
Вождь Кудеяр из-под Киева
Вывез девицу-красу.

Днем с полюбовницей тешился,
Ночью набеги творил,
Вдруг у разбойника лютого
Совесть господь пробудил.

Сон отлетел; опротивели
Пьянство, убийство, грабеж,
Тени убитых являются,
Целая рать - не сочтешь!

Долго боролся, противился
Господу зверь-человек,
Голову снес полюбовнице
И есаула засек.

Совесть злодея осилила,
Шайку свою распустил,
Роздал на церкви имущество,
Нож под ракитой зарыл.

И прегрешенья отмаливать
К гробу господню идет,
Странствует, молится, кается,
Легче ему не стает.

Старцем, в одежде монашеской,
Грешник вернулся домой,
Жил под навесом старейшего
Дуба, в трущобе лесной.

Денно и нощно всевышнего
Молит: грехи отпусти!
Тело предай истязанию,
Дай только душу спасти!

Сжалился бог и к спасению
Схимнику путь указал:
Старцу в молитвенном бдении
Некий угодник предстал,

Рек: «Не без божьего промысла
Выбрал ты дуб вековой,
Тем же ножом, что разбойничал,
Срежь его, той же рукой!

Будет работа великая,
Будет награда за труд,
Только что рухнется дерево -
Цепи греха упадут».

Смерил отшельник страшилище:
Дуб - три обхвата кругом!
Стал на работу с молитвою,
Режет булатным ножом,

Режет упругое дерево,
Господу славу поет,
Годы идут - продвигается
Медленно дело вперед.

Что с великаном поделает
Хилый, больной человек?
Нужны тут силы железные,
Нужен не старческий век!

В сердце сомнение крадется,
Режет и слышит слова:
«Эй, старина, что ты делаешь?»
Перекрестился сперва,

Глянул - и пана Глуховского
Видит на борзом коне,
Пана богатого, знатного,
Первого в той стороне.

Много жестокого, страшного
Старец о пане слыхал
И в поучение грешнику
Тайну свою рассказал.

Пан усмехнулся: «Спасения
Я уж не чаю давно,
В мире я чту только женщину,
Золото, честь и вино.

Жить надо, старче, по-моему:
Сколько холопов гублю,
Мучу, пытаю и вешаю,
А поглядел бы, как сплю!»

Чудо с отшельником сталося:
Бешеный гнев ощутил,
Бросился к пану Глуховскому,
Нож ему в сердце вонзил!

Только что пан окровавленный
Пал головой на седло,
Рухнуло древо громадное,
Эхо весь лес потрясло.

Рухнуло древо, скатилося
С инока бремя грехов!..
Слава творцу вездесущему
Днесь и во веки веков! (1876)

Н. А. Некрасов. Полн. Собр. соч. и писем в 15-и томах. Т. 5. - Л., «Наука», 1982 (печатается по типографскому оттиску 1876 года с восстановлением по наборной рукописи фрагментов, измененных Некрасовым для печати)

В некоторых изданиях последняя строфа:

Рухнуло древо, скатилося
С инока бремя грехов!..
Господу богу помолимся:
Милуй нас, темных рабов!

Разница в текстах объясняется тем, что известно несколько вариантов главы «Пир на весь мир» поэмы «Кому на Руси жить хорошо»:

Наборная рукопись Некрасова 1876 года для журнала «Отечественные записки» за ноябрь 1876,
- сделанный на ее основе типографский оттиск 1876 года (с изменениями по цензурным соображениям),
- нелегальное издание Петербургской вольной типографии 1879 года,
- публикация в «Отечественных записках» за февраль 1881 (в урезанном и искаженном виде; вероятно, многие правки внесены редакторами).

«Правильным» авторским вариантом принято считать текст Петербургской вольной типографии - он воспроизводит текст оттиска 1876 года с восстановлением измененных фрагментов по наборной рукописи автора. В таком виде текст включен в Полное собрание сочинений Некрасова (1982).

Сказ о Кудеяре-атамане содержится в главе «Пир на весь мир» поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Некрасов умер 8 января (по новому стилю) 1878 года, оставив поэму неоконченной. Автор не знал, каким должен быть финал, и не мог найти ответа на вопрос, кому на Руси хорошо жить.

Прототипом пана Глуховского мог быть реальный смоленский помещик середины 19 века Глуховский, который засек до смерти крестьянина, о чем сообщал «Колокол» Герцена от 1 октября 1859 года.

Главу «Пир на весь мир» тяжелобольной Некрасов пытался опубликовать в «Отечественных записках» за ноябрь 1876, а затем за январь 1877, но оба раза получил отказ цензуры. Глава напечатана посмертно в нелегальном издании Петербургской вольной типографии в 1879 году. В 1881 году искаженный и урезанный вариант был опубликован в февральском номере «Отечественных записок».

Выход главы совпал с пиком народовольческого террора, увенчавшегося в марте 1881 убийством Александра II. (

Клады разбойника Кудеяра

Один из самых популярных и загадочных персонажей русского разбойничьего фольклора – знаменитый Кудеяр. Историки так и не могут толком ответить на вопрос – реальное ли он лицо или собирательный образ народных преданий. Единственное, что установлено более-менее точно: легенды о Кудеяре относятся к XVI веку. Так, в 1640 году в ответ на запрос из Москвы тульский воевода писал, что ему про Кудеяра «сказывали давно старые люди, лет с сорок назад».

Некоторые историки считают его татарином, так как имя его тюркского происхождения и образовано от двух персидских слов «худи» – «бог» и «яр» – «любимый», то есть «любимый богом». Причем в те времена имя Кудеяр было довольно распространенным. У Карамзина, например, упоминается крымский мурза Кудояр, который в 1509 году очень грубо обошелся с русским послом Морозовым, назвав его «холопом». Согласно другой версии, Кудеяр служил у хана баскаком, то есть сборщиком дани. Однажды, собрав богатую дань, он не вернулся к хану, бежал и встал во главе разбойничьей шайки.

Следует упомянуть и о реально существовавшем во времена Ивана Грозного человеке, некоем Кудеяре Тишенкове. боярском сыне из города Белева, перешедшем на сторону татарского хана Девлет-Гирея. Это благодаря ему в 1571 году татары смогли совершить опустошительный поход на Москву и поджечь ее.

Одна из самых распространенных версий связана с Иваном Грозным, которому Кудеяр якобы приходился старшим братом по отцу, князю Василию III. Как вы помните, княгиню Соломонию Сабурову Василий сослал в монастырь по причине бездетности, а сам вторично женился на литовской княжне Елене Глинской, которая родила ему мальчика, будущего царя Ивана IV Грозного.

Соломония же в обитель попала уже «в положении» и вскоре тоже разрешилась сыном, которого нарекли Георгием. Глинская отправила в монастырь своих людей, чтобы те убили младенца. По преданию, Соломония спрятала сына: по совету ведуньи объявила его умершим и даже инсценировала похороны, уложив в гроб деревянную куклу. Княгиня погибла от рук наемных убийц, проклиная род Глинских, а законный наследник Василия выжил.

Дальнейшая судьба ребенка описывается в преданиях по-разному. По одной из версий, Георгия тайно переправили в Крымское ханство. В Крыму мальчик получил новое имя – Кудеяр. Он вырос там и возвратился в Московию, рассчитывая занять престол. Это ему не удалось, и тогда молодой человек занялся разбоем.

В другом варианте развития событий мальчика тайно воспитала все та же ведунья в лесной избушке под Волоколамском. Когда же царский сын вырос и стал разбойничать, он взял себе прозвище Кудеяр (здесь «кудь» означает жестокую расправу, а «яр» – крутой берег, обрыв).

Поговаривали, что отец и царственный брат знали о своем тайном родиче и даже виделись с ним. Несколько раз Василий III будто бы останавливал погони за Кудеяром: только выйдут его люди на след ватаги, приказывал поворачивать коней. Может, жаль было родную кровь, а может, и без колдовства не обходилось.

Народная молва рисует Кудеяра человеком огромного роста, небывалой силы, с черной бородой и суровым взглядом. По преданиям, записанным этнографами в Саратовской и Воронежской губерниях, Кудеяр был татарином богатырского сложения, хорошо знавшим русский язык. В некоторых легендах он предстает не просто атаманом шайки грабителей, а своего рода русским Робин Гудом, народным заступником. Но чаще всего о Кудеяре говорили как о злобном разбойнике, которому было все равно кого убивать и грабить, и людям не было от него пощады. Народ его осуждал и боялся, его именем пугали непослушных детей. А сказы о богатейших кладах Кудеяра живут до сих пор.

Зарывал клады с награбленным Кудеяр, согласно былинам, там, где и лиходействовал. При этом золото разбойник не просто прятал, а проклинал и заговаривал, чтобы никто не мог его найти. О колдовских умениях Кудеяра народных баек ходило не меньше, чем о лихих его делах и тайных кладах.

«А то еще был Кудеяр, – говорится в одном из преданий. – Этот где-где ни разбойничал! И в Калуге, и в Туле, и в Рязани, и в Смоленске – везде побывал, везде свои станы расставлял и много кладов позарыл в землю, да все с проклятиями. И какой силой владел! Раскинет на берегу речки или озера полушубок и ляжет спать. Одним глазом спит, а другим сторожит: нет ли погони. А как завидит где сыщиков, вскочит на ноги, бросит на воду полушубок, на чем спал, и станет тот полушубок лодкой с веслами. Сядет в нее, переплывет на другой берег, накренит лодку – в руках полушубок. Встряхнет его, и поминай как звали».

Истории о похождениях Кудеяра и его несметных богатствах рассказывали почти во всех южных и центральных губерниях России. И всякий уважающий себя регион имеет свои кудеяровы места. Одних только Кудеяровых городков по центру России разбросано более сотни. Встречаются и Кудеяровы леса и Кудеяровы пещеры. По дороге на Липецк есть Кудеяров лог. На Волге, в Жигулевских горах – Кудеярова гора, Молодецкий курган, Воеводино урочище. Воровское городище. В Нижегородской области – село Кудеярово и деревня Кудеяровка. Есть еще Кудеяров притон, Кудеярова крепость. В Шатурской Мещере, богатой лесами, реками, озерами и болотами, это – Воруй-городок.

Надо сказать, и по природным чудесам, и по различным аномальным явлениям Шатурский край явно выделяется среди остальных лесных регионов средней полосы. Окрестности озер Карасево, Долгое и Великое – место и само по себе загадочное, обжитое древними колдунами из племени, жившего в этих краях еще до появления славян. Непосвященные не могут попасть в заколдованный Воруй-городок, так как его окружают непроходимые для чужаков болотные топи, летом окутывает туман, а зимой вокруг гуляют свирепые вьюги. Однако Кудеяр нашел туда путь благодаря магическим знаниям, которые получил от крестной матери – волоколамской ведуньи. И ватагу свою сюда приводил, и награбленные сокровища тоже здесь прятал.

То, что в этих местах действительно происходит что-то непонятное, подтвердит любой искатель разбойничьих кладов, сумевший достаточно близко подобраться к таинственным местам. Кажется, тропка найдена, стоит только свернуть на нее – и откроется Воруй-городок. Но тут же незваный гость шатурских болот сбивается с пути, а то и вообще начинает вести себя странно, в беспамятстве бродя по берегам трех озер.

Согласно легендам, Кудеяр с товарищами орудовал одновременно во многих местах, причем на чрезвычайно обширной территории. Это наталкивает на мысль о том, что, прикрываясь именем легендарного атамана, разбойничали немало разных банд. Но нельзя исключать и то, что все их главари действительно подчинялись одному «криминальному авторитету» – реально существовавшему Кудеяру.

В любом случае награбленные сокровища должны были оседать в кладах, которые Кудеяр прятал в разных краях, создавая там Кудеяровы городки. Таких городков, а значит, и кладов, историки насчитали не менее сотни. Рассказывали, что над камнями, прикрывающими сокровища разбойника, время от времени должны вспыхивать огоньки. И тем не менее разыскать такой клад – задача не из легких.

В каждом районе существовала своя история о кудеяровских сокровищах – золоте, серебре, жемчуге, драгоценных камнях – и о попытках найти их. В Тульской и Калужской губерниях ходили слухи о кладах, спрятанных в ярах и колодцах, но для поиска нужны кладовые записи. Одну такую запись будто бы имел некий монах Оптиной пустыни. После его смерти, говорили, она попала в монастырскую библиотеку.

В качестве одного из мест, где зарыты заветные клады, рукопись называла Чертово городище или Шутову гору, неподалеку от старинной дороги из Козельска в Лихвин. Именно на этой дороге злой разбойник и поджидал бедолаг-купцов.

Чертово городище расположено на заросшем лесом высоком бугре, где поднимается тремя отвесными стенами из сероватого песчаника, изборожденными многочисленными трещинами и поросшими мхом. Четвертая стена почти сравнялась с площадкой. По преданию, ранее это был «замок» Кудеяра, построенный для него нечистой силой за одну ночь. Черти соорудили на горе двухэтажный каменный дом, ворота, выкопали пруд, но тут прокричал петух, и они разбежались, не закончив постройку. На одном из камней, лежащих у подножия городища, еще сто лет назад явственно был виден след дьявольской лапы. Рассказывают, что в городище скрыты великие сокровища – только в Кудеяровом колодезе укрыты двенадцать бочек золота, но нечистая сила тщательно их оберегает.

По ночам на городище появляется привидение дочери Кудеяра – Любаши, которая была за что-то проклята отцом и навеки заточена в недрах Чертова городища. Ее призрак выходит на гору, садится на камни и плачет, просит: «Тяжко мне! Дайте мне крест!» Чтобы избавиться от нечистой силы, оптинские монахи, чья обитель расположена рядом с той дорогой и километрах в двадцати от проклятого места, дважды устанавливали на городище крест, но это не помогло.

В Саратовской губернии есть село Лох, стоящее на берегу одноименной реки. Поселение окружают покрытые лесом возвышенности. Одна из них – Кудеярова гора – знаменита своей пещерой, в которой, по мнению саратовских краеведов, жили Кудеяр и его разбойники. По легенде, там же спрятаны богатейшие сокровища.

Легенда описывала подземные апартаменты разбойников: «Прорыли ходы и комнаты, убрали их всяким добром. А чтобы в горе воздух был легким и в ней можно было разводить огонь и держать коней, пробили сверху трубу». И правда, какая-то труба в Кудеяровой горе была.

А что же можно увидеть здесь сейчас? Внутрь таинственной горы ведут три хода, но забираться в них рискованно из-за возможных обвалов. Однако много лет назад смельчаки пробирались по этим ходам на сотни метров и упирались в непроходимые завалы камней. К тому отдаленному времени относится свидетельство одного из кладоискателей, которому удалось подойти к завалам и разглядеть за ними какие-то кольца, возможно, прикрепленные к дверям кладовой с сокровищами.

Поиски кладов Кудеяра начались с давних времен, продолжаются они и сегодня. В описи Саратовского музея за 1893 год есть такие строки: «Две медные монеты. Поступили 18 августа 1893 года от Гавриила Петровича Светского, найдены в Кудеяровой горе». Значительно позже, как рассказывали старожилы, одному крестьянину в тех же местах удалось найти большой клад, состоявший из двенадцати ведер старинных монет, но тоже медных. Впрочем, это не мешает нынешним кладоискателям снова и снова отправляться на поиски сокровищ, надеясь на удачу. Но заклятия жестокого разбойника надежно хранят награбленные богатства.

О последних годах жизни знаменитого Кудеяра у народной молвы версии тоже разные. Согласно одной из легенд, в конце жизни разбойник решил раскаяться и начал честную жизнь. Как писал Некрасов:

Денно и нощно Всевышнего

Молит: грехи отпусти!

Тело предай истязанию,

Дай только душу спасти!

Ходили даже слухи, что на склоне дней Кудеяр построил церковь с золотым иконостасом и колоколом из серебра, принял монашеский постриг и стал замаливать грехи свои тяжкие. Так ли было на самом деле, точно никому не известно.

Согласно другим легендам, Кудеяр утратил на старости лет память и, позабыв, где прятал сокровища, до самой кончины бродил в одежде странника по России и искал зарытые клады. Рассказывают, что и по сей день на шатурских болотах можно увидеть старика в лохмотьях, который обращается к каждому встречному со словами: «А скажи-ка, мил человек, где мой Воруй-городок?»

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Этика Михаила Булгакова автора Мирер Александр Исаакович

18. Третий Мефистофель. Клады Заметнейший член компании Воланда, его фактотум, «длинный клетчатый» с глумливой рожей, отзывающийся на имя Коровьев и на кличку Фагот – «шут, забавник», – и на феодальный титул «рыцарь»; он не черт, как Азазелло, а человек, как Гелла; он –

Из книги В конце концов автора Полевой Борис

13. Нож разбойника Югославские друзья деятельно готовятся к каникулярному путешествию.До войны жил я в своем городе Калинине, ездил мало, даже в Москву выбирался редко и с туристскими путешествиями по Европе вовсе не знаком. Но югославские коллеги выросли в иных условиях.

Из книги Врата в будущее. Эссе, рассказы, очерки автора Рерих Николай Константинович

Клады - От Красной Пожни пойдешь на зимний восход, будет тебе могилка-бугор. От бугра на левую руку иди до Ржавого ручья, а по ручью до серого камня. На камне конский след стесан. Как камень минуешь, так и иди до малой мшаги, а туда пять стволов золота Литвой опущено.В

Из книги Проклятые места планеты автора Подольский Юрий Федорович

Заговоренные клады Панов На Урале, в Сибири, на севере России и даже на Алтае во множестве преданий говорится о том, что когда-то в этих местах проживал древний народ под названием чудь. Эти предания чаще всего рассказывают к востоку от Онежского озера, по рекам Онеге и

Из книги автора

Заколдованные клады Степана Разина Легендарный атаман, ставший персонажем фольклора и героем художественных произведений, родился в зажиточной казачьей семье около 1630 года в станице Зимовейской на Дону. Его отец – старый казак Тимофей Разя, участник многих войн и

Из книги автора

Клады гетмана Мазепы Гетман Иван Мазепа – один из наиболее загадочных и противоречивых деятелей украинской истории. Полководец, дипломат, полиглот, поэт, музыкант, человек, влюбленный в искусство и большой любитель женщин, он стал символом стремления к свободе для одних

Довольно популярным персонажем в истории славянского фольклора был атаман Кудеяр. Легенды о нем известны во многих областях как центральной, так и южной России. В данной статье будут рассмотрены более детально некоторые довольно известные упоминания в истории, легендах и литературе этого атамана.

Происхождение имени Кудеяр

Точных дат жизни атамана Кудеяра никто не может назвать, но принято считать, что он жил в шестнадцатом веке. Бытует множество мнений касательно происхождения персидского имени Худояр, которое в переводе означает "Богом возлюбленный", или Кудеяр, чаще всего ему присваивают татарское происхождение. В западной и центральной России это имя имело другое значение - самый сильный волшебник.

Долгое время собственное имя Кудеяр встречалось во многих губерниях, таких как Воронежская, Харьковская, Тульская, Калужская и многие другие. Позднее стала набирать популярность фамилия Кудеяров.

Имя атамана Кудеяра встречается не только в легендах. Можно привести примеры упоминания его в истории:

  • В роду дворян Марковых, родом из Курска, был Кильдеяр Иванович, которого сокращенно именовали Кудеяром.
  • В некоторых исторических документах упоминается помещик родом из Арзамаса, который носил имя Кудеяр Чуфаров.
  • Известно имя московского казака Карачаева Кудеяра.
  • Часто в летописях упоминается Кудеяр Иванович.
  • Встречаются записи и о бежавшем в Крым, по имени Кудеяр Тишенков, родом из Белевских бояр. Многие ассоциируют именно этого исторического деятеля с образом атамана.

Отождествление атамана с царевичем Юрием

Существует несколько легенд, в которых проводится параллель между атаманом Кудеяром и Юрием Васильевичем, сыном Соломонии Сабуровой и Василия III. Можно выделить некоторые из них:

  1. Легенда родом из Саратова, которая повествует о том, что Иван Грозный, прежде чем отправиться на боевые действия в Казань, оставил Москву на попечительство Кудеяру. Позже было выяснено, что Казанский указ был ложным, сделан для того, чтобы во время отсутствия государя Кудеяр Васильевич, присвоив казну государства, скрылся от наказания.
  2. Симбирская легенда рассказывает, что Юрий Кудеяр был вызван в Казань для казни от руки Грозного. Однако, заранее узнав о намерениях царя, Юрий занял оборонительные позиции на Волге, у Кротковского города.
  3. Известна легенда, что царь Иван Грозный все-таки встретился с Юрием у осажденной Казани, а тот, в свою очередь, бежал от правителя на север страны.
  4. Курское сказание гласит, что Юрий оказался в плену у татар, которые хотели получить за него выкуп у государя. Когда попытка провалилась, пленника отправили вместе с войском на войну за царский трон. Однако и эта идея оказалась безрезультатной, после чего Юрий остался на русских землях, где и занялся разбоем.
  5. Суздальская легенда, напротив, рассказывает о заключении Кудеяром Васильевичем добровольного союза с татарами, целью которого было завоевание трона. Однако, увидев со стороны бесчинства, совершаемые татарами, он стал на защиту родной земли.

Все предания как об атамане, так и о Юрии Кудеяре указывают на его предательство Родины, которое проявляется в побеге либо в переходе на сторону врага.

Другие легенды о происхождении Кудеяра

Бытует множество историй о происхождении атамана Кудеяра:

  • По воронежским летописям, Кудеяр был сборщиком податей у хана. Однажды, разграбив российские поселения, он решил не возвращаться к правителю, поселился в Воронежских землях, собрал вокруг себя единомышленников и продолжил разбойничью жизнь. Вскоре он влюбился в славянскую девушку, похитил ее и сделал своей женой.

  • В селе Лох верят в легенду о том, что Кудеяр был не кем иным, как младшим братом Грозного. Государь решил убить его, поверив слухам, что когда он вырастет, то лишит его законного престола. Однако слуги ослушались приказания царя и сбежали с царевичем, который позже принял ислам и был назван Кудеяром.
  • Существует сказание, что Кудеяр являлся сыном Жигмонта Ботория, который родился еще до провозглашения его дяди королем польским. Он бежал на Днепр к казакам, позже поступил на службу к Ивану Грозному, однако после царской опалы сбежал и подался в разбойничью жизнь.
  • В Рязани бытует мнение, что Кудеяр был опричником, который не только грабил купцов из Москвы, но и присваивал себе скот местных жителей.
  • В атамана позиционировали как нечистого духа, который охраняет свои сокровища.

Учитывая огромное количества источников, отличных друг от друга, достаточно тяжело дать точную характеристику атамана Кудеяра.

Легенды о пещере Кудеяра

Долгое время многие искатели сокровищ пытались найти клады разбойника Кудеяра, о которых ходит множество легенд. Нно все было безрезультатно. Во многих старинных рукописях рассказывается о городах, где разбойники атамана Кудеяра прятали награбленное. Больше всего таких мест отмечено в Воронежской области. По некоторым рассказам, в лесах Брянска есть места, где спрятаны клады, и ночью из-под завалов камней виднеется свет, а иногда раздается детский плач.

Кудеярова пещера описывается как место, в котором не только хранилось награбленное, но и жил сам атаман в богато обустроенных покоях. Гора, в которой располагалась пещера, сплошь покрыта густыми зарослями. Рядом с ней расположена еще одна гора - Караульная, на которой были расставлены часовые разбойника. Вокруг этих мест был вырыт глубокий ров, защищающий убежище и его обитателей от незванных гостей. В то время когда Кудеяр покидал свое убежище в поисках новой наживы, он запирал все помещения, а вход в пещеру заваливал камнями. Считается, что дух атамана и по сей день сторожит свои несметные богатства от людей. Некоторые придерживаются мнения, что Кудеяр в силу своих магических способностей жив и сегодня.

Существует и другая версия легенды. По ней, все его клады были заколдованы от людских глаз на 200 лет. Срок этот давно вышел, и для поиска клада необходимо нечетное количество людей. После того как будет вырыт вход, для открытия замка следует воспользоваться золотым ключом, который хранится в Симовом роднике. Достать его не так просто, это может сделать только тот, кто вычерпает источник или сможет добыть воды из Ужиного озера, о местоположении которого никому не ведомо.

Собирательный образ разбойника

Образ царевича Юрия, которого многие считают разбойником Кудеяром, в истории является собирательным и состоит из биографических данных реальных, однако совершенно разных людей. По итогу имя Кудеяр в народе стало нарицательным. Оно характеризует всех существующих разбойников. Назвать данного персонажа достоверно историческим не представляется возможным, по причине отсутствия данных, подтверждающих его реальное существование.

По записям, сделанным в Кудеяр предстает татарином, который хорошо знает русский язык и отличается достаточно высоким ростом и звериной наружностью. Также многие легенды наделяют этого персонажа магическими способностями, которые помогали ему в грабежах, а также скрывали от преследователей.

В одних рукописях атаман описывается как чернокурый мужчина вспыльчивого и неукротимого нрава, который при этом был еще и своевольным казаком. В свою очередь, по некоторым народным сказаниям представляется иной образ - мужчина привлекательной внешности, богатырской стати, неглупый, имеющий слабость к молодым девушкам.

В целом можно выделить несколько образов Кудеяра, основанных на древних сказаниях. Некоторые приписывают ему жизнь жестокого разбойника, другие считают, что атаман Кудеяр был царских кровей и скрывался от праведного гнева царя. Также бытует мнение, что он был самозванцем, который выдавал себя за человека царских кровей.

Упоминание персонажа в произведении Некрасова

Атаман Кудеяр у Некрасова Николая Алексеевича, великого русского писателя, упоминается в "Кому на Руси жить хорошо", в одной из глав под названием "Пир на весь мир". Последние строки этой главы отличаются в зависимости от издания, поскольку известно несколько вариантов текста:

  • Рукопись 1876 года для журнала "Отечественные записки" и цензурный типографский оттиск, сделанный на основе данной рукописи. Еще одна урезанная публикация в этом журнале была отмечена в 1881 году.
  • В 1879 году было выпущено нелегальное издание Петербургской вольной типографии. Этот вариант включен в сборник сочинений автора.

В этом произведении персонаж атаман Кудеяр - легенда, которую рассказывает Ионушка. В его повествовании рассказывается о лютом разбойнике, который раскаялся в совершенных грехах и начал отшельническую жизнь. Однако он не находит себе места, и однажды ему является странник, который рассказывает, как разбойнику достичь успокоения. Для этого следует срезать вековой дуб тем самым оружием, которым были убиты невинные люди. На выполнение этого задания ушли годы, но рухнуло дерево только после убийства пана Глуховского.

Приближенных людей у атамана Кудеяра в "Кому на Руси жить хорошо" было немного. В произведении указывается их численность. В поэме об этом говорится: "Жило двенадцать разбойников, жил Кудеяр-атаман". Когда Кудеяр решил отмолить грехи и покаяться, он распустил свою свиту на вольные хлеба.

Упоминания в творчестве других авторов

Образ атамана Кудеяра присутствует не только в творчестве Некрасова. Упоминания о нем есть в романе Костомарова "Кудеяр", а также в "Последней любви Кудеяра", описанной Навроцким.

У Костомарова в произведении имеются отсылки к легенде о происхождении персонажа от первого брака Василия Третьего. Его жена после развода была отправлена в монастырь по причине бесплодия. Однако в стенах монастыря у нее рождается сын. Женщина отправляет его с преданными ей людьми на турецкую границу, где царевич попадает в плен. Немного позже, став более взрослым, он совершает побег на родную землю, где становится разбойником, носящим имя Кудеяр.

Упоминается данный персонаж и в советской литературе:

  • В рассказе Куприна "Груня" имеет место сравнение дяди главной героини с образом известного атамана.
  • История о Кудеяре была описана Бахревским в произведении "Клад атамана".
  • Ширяев упоминает атамана в "Кудеяровом дубе".
  • Александров описывает образ в "Кудеяровом стане".
  • Разбойник упоминается в цикле "Пелагея" писателя Акунина.

Песня Шаляпина

"Жило двенадцать разбойников, жил Кудеяр-атаман" - именно так начинается первый куплет песни "Легенда о двенадцати разбойниках" в исполнении Фёдора Ивановича Шаляпина по словам произведения Некрасова. По некоторым источникам, создание музыки приписывают Николаю Маныкину-Невструеву.

"Кудеяр-атаман" - песня про разбойника и его соратников - исполняется совместно с хором, который поет припев после каждого куплета: "Господу Богу помолимся, древнюю быль возвестим! Так в Соловках нам рассказывал инок честной Питирим".

Данное творение хоть и основано на тексте из неоконченной поэмы Некрасова "Кому на Руси жить хорошо", но, в свою очередь, имеет значительные смысловые различия. К примеру, в произведении поэта не было указано, что Кудеяр и Питирим - это один и тот же человек, в отличие от песни.

Кроме этого, во многих легендах и в тексте произведения Кудеяр описывается как некий мститель от народа, который прекращает жизнь разбойника, становится паломником и живет в уединении в лесной глуши, а Кудеяр-атаман в песне уходит в монастырь замаливать свои грехи.

Текст песни имеет несколько вариантов и исполнителей. Многие слышали это произведение в исполнении Евгения Дятлова. Сегодня оно входит в репертуар многих мужских церковных хоров.

Кудеярово городище

По некоторым преданиям, жил атаман Кудеяр вместе со своими разбойниками на берегу Сейма, в так называемом Кудеяровом городище. В этой легенде упоминается Екатерина Вторая, которая в то время совершала путешествие по югу России. В один из ее привалов недалеко от этого городища Кудеяр похитил золотую карету императрицы и закопал ее между тремя дубами.

Не менее известно Чертово городище, которое многие называют Шутовой горой, на дороге из Козельска в Лихвин. Данное место было очень удачно расположено, поскольку именно по этой дороге довольно часто проходили караваны с товарами, которые были прекрасной добычей для любого разбойника.

Многие верят, что здесь было расположено убежище Кудеяра, построенное для него нечистой силой. Считается, что именно эта сила и по сей день охраняет спрятанные сокровища разбойника, а по ночам в тех местах появляется призрак Любуши, дочери атамана, которая была проклята и заточена собственным отцом в этих землях.

Черный Яр

На самом деле известно большое количество Кудеяровых городов на территории южной России. В каждой губернии существуют свои истории и места, где запрятаны сокровища банды Кудеяра.

Большой популярностью пользуется гора которая находится в Липецкой области. Ее отличительная черта - лежащий на верхушке камень синеватого цвета, который считается окаменевшей лошадью атамана, получившей такой цвет, будучи опаленной огнем.

По многим легендам, именно здесь была расположена Кудеярова крепость. По преданиям, донские казаки, недовольные бесчинством Кудеяра и его разбойников, ополчились против них. Когда они добрались до крепости, то никак не могли ее захватить, поэтому обложили вокруг хворостом и подожгли.

Атаман запрятал все награбленное и оставил свою любимую лошадь в качестве охраны. А чтобы она не пострадала от огня, он превратил ее в камень.

Для большинства современников атаман Кудеяр - забытая история, однако не так давно этот персонаж был легендарным, можно сказать, полумифическим. И даже сегодня воспоминание о нем сохранилось в названиях гор, городов, яров, а само имя Кудеяр ассоциируется со зловещей, недюжинной силой.

Легенды о славном казаке-разбойнике Кудеяре, герое народных сказаний Верхнего Дона и Поволжья, рождались не на пустом месте. По центральным губерниям России ходили слухи, что Кудеяр был не простого происхождения, а... царского. Потому-то его образ и наделялся сверхъестественными качествами и способностями.

Как говорится, не бывает дыма без огня.


Полистаем вместе историю государства Российского, обращая внимание на те места, где речь идет о семейной жизни собирателя русских земель великого князя (цесаря) московского Василия III. Двадцать один год он прожил с первой женой, Соломонией Сабуровой, не имея от нее потомства. Что только ни делали царь и царица, чтобы Бог даровал им младенца. Богато одаривали церкви и монастыри, ездили к знаменитым святым на поклонение, раздавали милостыни убогим, миловали закоренелых преступников ничего не получалось. Тогда они в отчаянии обратились к чародеям и колдунам, готовые ради появления на свет наследника поклониться чему угодно.

Пришла в кремлевский дворец знаменитая на всю Русь ворожея Степанида Рязанка, посмотрела на царицу и заявила: Детям не быть.

Пришлось Василию III обратиться к святым отцам за разрешением на развод с Соломонией и вторичный брак. Однако понимание он нашел только у митрополита Даниила. Остальные первосвященники, в том числе и приглашенный из Афонского монастыря ученый монах Максим Грек, заняли позицию осуждения великого князя за греховное намерение, встав, таким образом, на сторону его брата Юрия Ивановича, уже метившего на великокняжеский престол.

Василию III совместно с митрополитом Даниилом удалось избавиться от противников при помощи светского и духовного суда. Максима Грека, например, присудили к заточению в Волоколамский монастырь. Великий князь получил от Даниила благословение на развод и новую женитьбу. Его супругой стала молодая литовско-русская княжна Елена Глинская, через четыре с липшим года подарившая Василию III наследника. Так 25 августа 1530 года появился на свет будущий царь Иван IV. Современники не без оснований подозревали, что отцом ребенка был любовник Елены, князь И. Ф. Овчина-Телепнев-Оболенский. Пророки предрекали: И родилась в законопреступлении и сладострастии лютость.

Постриженная в монахини под именем Софьи, Соло-мония Сабурова, вопреки церковной легенде о добровольности, бунтовала несколько лет. В момент насильственного пострига она, говорят, в буйном порыве растоптала монашеское одеяние. За это советник царя Иван Шигона отстегал ее бичом. Пять лет монахиня Софья провела в ссылке в Каргополе, затем ее перевели в Суздаль, в Покровский монастырь. Там она, примерно в одно время с Еленой Глинской, забеременела и тоже, как утверждали знающие монахи, родила царского сына.

Сын бывшей царицы, названный Георгием, скончался в младенческом возрасте. Так заявила Соломония посланцам Василия III, приехавшим в Суздаль для разбора этого странного дела. Она даже показала им гробницу в общей усыпальнице монастыря, где якобы покоился ее сын. В то же время Соломония грозила: сын вырастет и законно займет престол отца.

Загадочная гробница царского сына Георгия сохранилась до наших дней. Научное вскрытие ее в 1934 году позволило убедиться, что вместо младенца в гробике-колоде была похоронена кукла в мальчиковой рубахе, завернутая в материю XVI века и опоясанная пояском с кисточками. Археологическая находка позволяет нам задуматься над двумя версиями: никакого сына у бесплодной Соломонии не было или на самом деле сорокадвухлетняя монахиня в отместку Василию III (бесплодному) родила сына Георгия от неизвестного нам мужчины и, чтобы спасти его от бывшего мужа, объявила умершим, передав на воспитание верным людям.

Дальнейший поиск царевича Георгия приводит нас к славному разбойнику Кудеяру, который всю жизнь только тем и занимался, что мстил за поруганную честь матери. Сердобольное отношение русских людей к униженным и оскорбленным верховной властью породило множество устных сказаний о легендарном разбойнике. Многие центральные губернии России считали его своим земляком. Доброхоты искали и находили вернейшие доказательства пребывания Кудеяра в их краях.

Так, например, краеведы Рязанской губернии в XVIII веке нашли его разбойничье логово на берегу реки Истры в урочище Каменные Кресты (главное, как они считали). Неоспоримым доказательством краеведы посчитали гигантский камень-известняк с начертанным на нем именем Кудеяра.

Клад знаменитого разбойника на берегу Дона представляет собой награбленное добро, добытое Кудеяром совместно с помощниками Волдырем и Анной. Эта маленькая разбойничья банда укрывалась в лесах между Дубком и Лебедянью. Она занималась грабежом судов, везущих товары вниз по Дону, до Азова. Потому-то и ополчились донские казаки на атамана Кудеяра. Пытались донцы-молодцы поймать знаменитого разбойника, завладеть его кладом, но ничего из этого не вышло.

Исследователь тайны Кудеяра Г. Антонов советует кладоискателям не путать легендарного Кудеяра с подлинным историческим лицом:

В русской истории второй половины XVI века во времена Ивана Грозного был известен сын боярский, родом из г. Белева, Кудеяр Тишенков. Примечательна судьба упомянутого Кудеяра Тишенкова. В мае 1571 года многочисленные конные орды крымского хана Девлет-Гирея совершили стремительное нападение на Москву. Вместе со своими сторонниками Тишенков перешел на сторону врагов и указал им пути подхода к столице. Крымскому хану удалось поджечь Москву, но затем его войска были вынуждены отступить. Однако услуга врагам была неоценимой, и этого оказалось достаточным, чтобы заслужить доверие хана. Отступая вместе с крымскими татарами, Кудеяр покинуя пределы Московского государства и остался в Крыму.

Известны письма пленного Василия Грязного из Крыма к Ивану Грозному, в которых упоминается Кудеяр. Через несколько лет изгнания Кудеяр обратился к царю с просьбой простить вину и разрешить вернуться на родину. Царское согласие было получено. Как сложилась дальнейшая судьба Кудеяра, неизвестно. Его имя больше нигде не упоминалось. Нет документов, подтверждающих, что Кудеяр Тишенков и знаменитый атаман разбойников одно и то же лицо...

Далее Г. Антонов говорит, что в легендах и преданиях Тульской губернии имя разбойника Кудеяра связывалось с бывшим Белевским уездом. Что там есть село Кудеяровка и Кудеяровские выселки. Якобы и могила Кудеяра находится в тульской земле: недалеко от Тулы, за Косой горой...

По примеру древнегреческих городов, споривших между собой за право называться родиной Гомера, и средневековых городов, претендующих быть родиной Колумба, наши российские губернии соревновались за право быть последним пристанищем разбойника Кудеяра.

(Не забудьте послушать эту балладу в исполнении Шаляпина, и только его!!!)

О ДВУХ ВЕЛИКИХ ГРЕШНИКАХ

Господу богу помолимся,
Древнюю быль возвестим,
Мне в Соловках ее сказывал
Инок, отец Питирим.

Было двенадцать разбойников,
Был Кудеяр-атаман,
Много разбойники прол или
Крови честных христиан,

Много богатства награбили,
Жили в дремучем лесу,
Вождь Кудеяр из-под Киева
Вывез девицу-красу.

Днем с полюбовницей тешился,
Ночью набеги творил,
Вдруг у разбойника лютого
Совесть господь пробудил.

Сон отлетел; опротивели
Пьянство, убийство, грабеж,
Тени убитых являются,
Целая рать - не сочтешь!

Долго боролся, противился
Господу зверь-человек.
Голову снес полюбовнице
И есаула засек.

Совесть злодея осилила,
Шайку свою распустил,
Роздал на церкви имущество,
Нож под ракитой зарыл.

И прегрешенья отмаливать
К гробу господню идет,
Странствует, молится, кается,
Легче ему не стает.

Старцем, в одежде монашеской,
Грешник вернулся домой,
Жил под навесом старейшего
Дуба, в трущобе лесной.

Денно и нощно всевышнего
Молит: грехи отпуети!
Тело предай истязанию.
Дай только душу спасти!

Сжалился бог и к спасению
Схимнику путь указал:
Старцу в молитвенном бдении
Некий угодник предстал,

Рек: «Не без божьего промысла
Выбрал ты дуб вековой,
Тем же ножом, что разбойничал,
Срежь его, той же рукой!

Будет работа великая,
Будет награда эа труд;
Только что рухнется дерево -
Цепи греха упадут».

Смерил отшельник страшилище:
Дуб - три обхвата кругом!
Стал на работу с молитвою,
Режет булатным ножом.

Режет упругое дерево,
Господу славу поет,
Годы идут - подвигается
Медленно дело вперед.

Что с великаном поделает
Хилый, больной человек?
Нужны тут силы железные,
Нужен не старческий век!

В сердце сомнение крадется,
Режет и слышит слова:
«Эй, старина, что ты делаешь?»
Перекрестился сперва.

Глянул - и пана Глуховского
Видит на борзом коне,
Пана богатого, знатного,
Первого в той стороне.

Много жестокого, страшного
Старец о пане слыхал
И в поучение грешнику
Тайну свою рассказал.

Пан усмехнулся: «Спасения
Я уж не чаю давно,
В мире я чту только женщину,
Золото, честь и вино.

Жить надо, старче, по-моему:
Сколько холопов гублю,
Мучу, пытаю и вешаю,
А поглядел бы, как сплю!»

Чудо с отшельником сталося:
Бешеный гнев ощутил,
Бросился к пану Глуховскому,
Нож ему в сердце вонзил!

Только что пан окровавленный
Пал головой на седло,
Рухнуло древо громадное,
Эхо весь лес потрясло.

Рухнуло древо, скатилося
С инока бремя грехов!..
Господу богу помолимся:
Милуй нас, темных рабов!
/Вариант:
Рухнуло древо, скатилося
С инока бремя грехов!..
Слава творцу вездесущему
Днесь и во веки веков!

Некрасов "Кому на Руси жить хорошо"
Многие пишут, что это народная песня - и действительно, есть несколько вариантов. Но именно этой баллады Некрасова. Лично я ее услышала в исполнении Шаляпина на пластинке еще в школе - и с тех пор любое другое исполнение мне кажется недостаточным, мягко говоря.

Сказ о Кудеяре-атамане содержится в главе «Пир на весь мир» поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Некрасов умер 8 января (по новому стилю) 1878 года, оставив поэму неоконченной. Автор не знал, каким должен быть финал, и не мог найти ответа на вопрос, кому на Руси хорошо жить.

Прототипом пана Глуховского мог быть реальный смоленский помещик середины 19 века Глуховский, который засек до смерти крестьянина, о чем сообщал «Колокол» Герцена от 1 октября 1859 года.

Главу «Пир на весь мир» тяжелобольной Некрасов пытался опубликовать в «Отечественных записках» за ноябрь 1876, а затем за январь 1877, но оба раза получил отказ цензуры. Глава напечатана посмертно в нелегальном издании Петербургской вольной типографии в 1879 году. В 1881 году искаженный и урезанный вариант был опубликован в февральском номере «Отечественных записок».

Выход главы совпал с пиком народовольческого террора, увенчавшегося в марте 1881 убийством Александра II.

ЗОЛОТО КУДЕЯРА

В один из погожих апрельских дней 1881 года в Петербурге, на Литейном проспекте, над дверью ювелирной лавки брякнул колокольчик.

Полноватый хозяин лавки, с седой бородкой клинышком, вышел навстречу посетителю.

В дверях стоял черноусый плотный человек, явно провинциал, с небольшим свертком в руках.
- Что вам угодно? - поинтересовался ювелир.
- Я слышал, вы покупаете старинные драгоценности, - неуверенно проговорил вошедший.
- Вы хотите мне что-то предложить?
- Да... Вот, извольте взглянуть.

Посетитель положил сверток на прилавок и развернул его. Ювелир ахнул. На прилавке лежали массивный чеканный золотой ковш старинной работы, украшенный самоцветными камнями, и несколько золотых и серебряных перстней с эмалью, рубинами и бирюзой.

Это же очень древние вещи, - полувопросительно-полуутвердительно произнес ювелир, взглянув на посетителя поверх стекол пенсне.

Да. Это вещи из клада, который нашли на моей земле. Я помещик, из Курской губернии, у меня там небольшая дача двести десятин с лишком. Говорят, это золото Кудеяра...

Золото Кудеяра... Воистину, из всех легенд о «зачарованных кладах» это самая большая загадка, неразрешенная до сих пор. Здесь неясно все. Кто такой Кудеяр? Когда и где он жил? Сколько у него было сокровищ и где они?

Где и как окончил он свою разбойную жизнь? Нет ни одного достоверного свидетельства, ни одного достоверного документа, ничего нет.

Только легенды и многочисленные, рассеянные от Днепра до Волги Кудеяровы «городки», овраги, курганы, камни, леса, урочища... И - клады.

Клады, полные несметных сокровищ, которые до сих пор таятся где-то на всем пространстве бывшего Дикого поля...

Вспомнил Кудеяр, что он христианин и дал обет - грехи тяжкие замаливать. Всех молодцов своих отпустил и остался один. Завалил все ходы в свое подземное жилье и один под горою стал жить, свои и людские грехи перед господом замаливать.

считается, что Кудеяр жив до сих пор и сторожит свои сокровища в Кудеяровой горе в землянке. Днем эта землянка невидима, ночью же влетает туда огромная птица и долбит голову Кудеяра до мозга, улетая к рассвету. Он обречен уже века два сторожить свои сокровища в горе и несет кару божью за разбой. В землянке лежит краюха хлеба, которая никогда не убывает.

По другим сведениям, на все свои клады Кудеяр положил зарок на 200 лет. Срок этот уже прошел. Рыть должны рабочие в нечетном числе. Золотой ключ от железных дверей лежит в Симовом роднике, и достать его может лишь тот, кто вычерпает этот родник или почерпнет воды из Ужиного озера. Где оно, Ужиное озеро, никто не знает .

Разбойник Кудеяр принадлежит к одним из самых популярных персонажей фольклора. Легенды о нем записаны во всех южных и центральных губерниях России - от Смоленской до Саратовской:

«А то еще был Кудеяр - этот где-где не разбойничал! И в Калуге, и в Туле, и к Рязани приходил, и к Ельцу, и к Воронежу, и к Смоленску - везде побывал, везде свои станы расставлял и много кладов позарыл в землю, да все с проклятиями: страшный колдун был. И какою поганой силой владел: раскинет на берегу речки, озера, так, какого ручья, раскинет полушубок или свиту и ляжет спать; одним глазом спит, другим сторожит: нет ли погони где; правый глаз заснул - левый сторожит, а там - левый спит, правый сторожит - так вперемену; а как завидит где сыщиков, вскочит на ноги, бросит на воду полушубок, на чем спал, и станет тот полушубок не полушубок, а лодка с веслами; сядет Кудеяр в ту лодку - поминай как звали...

Так и издох своей смертью - никак изловить его не могли, как там ни старались.»

Это только одно из кратких жизнеописаний Кудеяра, бытовавших в народной среде. Какой же реальный исторический персонаж скрывается за этим именем? На этот счет уже высказано множество гипотез, но, увы, ни одна из них не проливает свет на тайну Кудеяра.

Когда жил Кудеяр? Здесь мнения, в основном, совпадают: в середине XVI века. Он был современником Ивана Грозного. Это отчасти подтверждается документами. Так, в 1640 году, в ответ на запрос из Москвы тульский воевода писал, что ему про Кудеяра «сказывали давно старые люди, лет с сорок назад.»

О ЧЕМ ГОВОРЯТ ПРЕДАНИЯ...

Большинство историков согласны и с тем, что имя Кудеяр (Худояр) - татарского происхождения.

У Карамзина упоминается крымский мурза Кудояр, который в 1509 году очень грубо обошелся с русским послом Морозовым, назвав его «холопом». С тем же именем известны послы крымский и астраханский. Но, как нередко бывало в прошлом, от татар это имя могло быть усвоено и русскими.

Многие легенды прямо называют Кудеяра татарином. По преданиям, записанным в Саратовской и Воронежской губерниях, Кудеяр был татарином, знавшим русский язык, человеком огромного роста.

Он был баскаком - ханским сборщиком податей. Разграбив подмосковные селения и с большим богатством возвращаясь в Орду, в Саратовские степи, Кудеяр по дороге решил скрыть от хана взятую дань и поселился в Воронежских землях, где стал промышлять разбоем. Здесь он женился на русской девушке - редкой красавице, которую увез силой.

В Рязанской и некоторых местностях Воронежской губернии рассказывали, что Кудеяр - опальный опричник, который отбивал скот у местных жителей, грабил и убивал московских купцов. А в Севском уезде Орловской губернии Кудеяра вообще считали не человеком, а нечистым духом-«кладовиком», который стережет заговоренные клады.

В исторических документах, относящихся к временам Ивана Грозного, упоминается сын боярский из города Белева Кудеяр Тишенков - изменник, перебежавший к крымскому хану и помогавший ему овладеть в 1571 году Москвой.

Затем Кудеяр Тишенков ушел с татарами в Крым. Беседуя с крымским послом два года спустя, Иван Грозный сетовал на то, что хану удалось взять Москву с помощью бояр-изменников и «разбойника Кудеяра Тишенкова», который навел татар на Москву. Однако ничто не свидетельствует о том, что Кудеяр Тишенков и является тем самым легендарным разбойником Кудеяром.

Весьма популярна увлекательная гипотеза о том, что Кудеяр - не кто иной, как старший брат Ивана Грозного, претендент на русский престол. Основанием для подобных утверждений послужили следующие исторические события.

Первая жена великого князя Василия Ивановича, отца Ивана Грозного, Соломония Сабурова была бездетна. После долгих ожиданий стало ясно, что наследников у князя не будет. Тогда Соломония Сабурова, в нарушение всех церковных канонов, была насильно пострижена в монастырь, а князь вторично женился на Елене Глинской, которая родила ему двух сыновей - Ивана и Георгия (Юрия).

Меж тем у монахини Соломонии Сабуровой, заточенной в монастыре... тоже родился сын! Новорожденный вскоре умер и был погребен в Суздальском Покровском монастыре. Однако раскопки его могилы в 1934 году показали, что похоронена была кукла в одежде мальчика. Существует предположение, что ребенка скрыли, опасаясь убийц, подсылаемых второй женой - Еленой Глинской, и тайно переправили к крымскому хану. Там он вырос, и под татарским именем Кудеяр явился на Русь как претендент на престол. Не добившись успеха, Кудеяр занялся разбоем.

Как можно заметить, почти все перечисленные гипотезы связывают Кудеяра с Крымским ханством. А места, где, по преданиям, разбойничал Кудеяр, несмотря на свою географическую разбросанность, объединены одним общим признаком: здесь проходили древние торговые и посольские пути из Крыма в Московскую Русь. На этих дорогах разбойники выслеживали богатую добычу, а затем прятали ее в потайных местах, около своих станов и городищ.

Кудеяровых городков, где, по преданию, зарыты разбойничьи клады, известно в Южной России около сотни. Особенно много таких городков находилось в пределах Воронежской губернии. Так, в Шиповом лесу у села Ливенки в Павловском уезде, находились остатки «логова» Кудеяра, включавшего дом, кладовые и конюшни. С этим местом связано множество легенд о разбойных делах страшного атамана.

На укромное место, под названием Кудеяров Лог, указывали в Задонском уезде - оно находится в шести верстах от села Белоколодского, по дороге на Липецк. Этот глубокий овраг окружен крутыми, почти отвесными склонами, что делало его надежным убежищем.

Явно сделанное человеческими руками насыпное городище, под названием Кудеяров Притон, было известно в Бобровском уезде. Городище в виде большого четырехугольника, окопанного валами и рвом, со всех сторон окружено болотами и кустарником. Здесь, как говорят легенды, находилась первая ставка Кудеяра.

В Липецкой области, на Дону, напротив села Долгого, возвышается гора, именуемая Черным Яром, или Городком. На ней лежит очень большой камень синеватого цвета. По преданию, здесь находилась Кудеярова крепость. Лежащий на горе камень считали заколдованной, окаменевшей лошадью Кудеяра, получившую синеватый цвет оттого, что она была опалена огнем. Рассказывают, что Кудеяр вместе со своими соратниками Болдырем и разбойницей Анной, укрываясь в донских лесах, грабил караваны купцов, шедших вниз по Дону. Заинтересованные в безопасности пути донские казаки ополчились против Кудеяра. Сначала они разгромили ставки Болдыря и Анны, затем добрались до пристанища Кудеяра.

Долго осаждали они крепость Кудеяра, затем догадались обложить ее хворостом и поджечь со всех сторон. Тогда Кудеяр зарыл все свои сокровища в землю, поставил над ними свою любимую лошадь, обратив ее в камень, чтобы она не сгорела, а сам бежал в лес. Но казаки погнались за ним, хитростью взяли в плен, сковали и бросили с Черного Яра в Дон.

ПОЧЕМУ МЫ ТАК ГОВОРИМ? (народное питерское предание)
…и бросили славного атамана Кудеяра в тюремный замок Кресты, чтобы ждал он там царевой расправы и иных следственных действий. А в тех Крестах комендант-воевода, корыстная душа, только и думает, как бы на спрятанные кудеяровы сокровища лапу свою загребущую наложить.

Пока там царев суд да государево дело, принялся пытать атамана

- Отвечай, - орет – вражий сын, где награбленное схоронил?!!!

- А ху-ху не хо-хо? – только и сказал Кудеяр и скованными руками показал.

Освирепел воевода, выхватил саблю и одним махом снес атаману буйну голову.

И вдруг слышит, как у ворот Крестов царские бирючи кричат:

- Велено злодея Кудеяра-атамана пред светлые Его Величества очи представить!!!

Испугался комендант-воевода, а уж ни исправить ничего нельзя, ни даже закопать или спрятать. Только и успел, что схватить за русы кудри атаманову голову, да и забросить за тюремные стены в ближайший бурьян.

А гонец уже на пороге:

- Ну, где у тебя государев арестант особо важный??

- Дык...- замялся воевода, - как вам сказать, ….

Замяться замялся, а соврать цареву посланнику не посмел:

- Грудь - в Крестах, а голова - в кустах. (Сомнительная и смешная версия)

Неподалеку, в бывшем Пронском уезде, близ сел Чулково и Абакумово, находится урочище Каменные Крестцы. По преданию, здесь располагалась одна из главных ставок Кудеяра. Рассказывают, что в XVIII веке тут нашли камень с именем Кудеяра.

На реке Неруч в Орловской губернии, в трех верстах от села Затишье, есть две «ямы Кудеяра» - по три сажени глубиной, соединенные подземным ходом с рекой Неруч. Здесь, как рассказывают, скрывался Кудеяр. Множество кладов Кудеяра связано с Брянскими лесами и вообще со всей лесной частью бывшей Орловской губернии.

http://new-burassity.3dn.ru/publ/1-1-0-3

КУДЕЯРОВО ГОРОДИЩЕ

В Тульской и Калужской губерниях легенды повествуют о кладах Кудеяра, зарытых в различных «колодцах», «верхах», «ярах», а кое-где сохранялись и «кладовые записи» на Кудеяровы клады.

Одной из таких записей в конце прошлого века владел монах Оптиной Пустыни, после смерти которого рукопись попала в монастырскую библиотеку. В ней содержались обширные сведения о кладах, зарытых Кудеяром в окрестностях Козельска и Лихвина (ныне Чекалин).

В качестве одного из мест, где спрятаны клады Кудеяра, рукопись называла Чертово Городище, или Шутову Гору, что в 18 верстах от монастыря Оптина Пустынь, неподалеку от старинной дороги из Козельска в Лихвин, на которой так удобно было грабить проезжающих купцов.

На заросшем лесом высоком бугре, господствующем над окружающей местностью, почти на самой его вершине тремя отвесными стенами поднимается из земли громадная глыба сероватого песчаника, изборожденная трещинами и поросшая мхом. Из-за этих четких граней Чертово Городище иногда называли еще Гранный Холм. Четвертая сторона Городища, полуразрушенная временем и заросшая травой, почти сравнялась с площадкой на вершине бугра, образуя «двор».

По преданию, здесь находился «замок» Кудеяра, построенный для него нечистой силой. Будто бы за одну ночь бесы соорудили на площадке Городища двухэтажный каменный дом, ворота, выкопали пруд... Однако постройку закончить до рассвета не успели - прокричал петух, и нечистая сила разбежалась. И, по рассказам свидетелей, еще долгое время спустя, вплоть до начала XIX века, на Городище можно было видеть недостроенное здание - «памятник бесовской архитектуры», которое затем начало быстро разрушаться.

Следы выкопанного «бесами» пруда заметны были еще в 80-х годах прошлого века; многочисленные каменные обломки, разбросанные вокруг Городища, свидетельствовали как будто бы о каких-то постройках, некогда бывших здесь.

А на одном из камней, лежавших у подножия Городища, еще сто лет назад явственно был виден след «лапы» нечистого. В толще песчаника, из которого сложено Городище, скрывается несколько пещер. В главной пещере, называемой «входом в нижний этаж», могло свободно разместиться несколько человек. Из нее два узких лаза уходят в глубь горы...

Рассказывают, что строившая замок нечистая сила сберегает теперь зарытые на Городище, в окрестных оврагах и лесных урочищах клады Кудеяра. А но ночам на Городище появляется привидение дочери Кудеяра Любуши, проклятой отцом и навеки заточенной в недрах Чертова Городища. Будто выходит она на гору, садится на камни и плачет, просит: «Тяжко мне! Дайте мне крест!» В прежние времена монахи Оптиной Пустыни дважды устанавливали на Городище крест. Неподалеку от Городища находится Кудеяров колодезь, в котором укрыты, по преданию, «12 бочек золота».

Очень интересны свидетельства о Кудеяровом Городке на горе Богатырке (Крутце), что в Саратовской губернии. Здесь, в развалинах землянки, в которой, по преданию, жил Кудеяр, были найдены человеческие кости, кинжалы, наконечники пик, бердыши, фрагменты кольчуг, татарские монеты, кольца, перстни и т. д. Подобные находки неизменно будили интерес к легендарным кладам Кудеяра, и охотников найти их было великое множество...

Особенный интерес вызывало у кладоискателей Кудеярово Городище, расположенное в дебрях Усманского леса. Оно окружено высоким валом со следами ворот и окопано широким рвом. Когда-то, в 40-х годах прошлого века, одной из крестьянок села Студенки посчастливилось найти здесь массивный золотой старинный перстень.

С той поры каждую весну в Усманский лес регулярно устремлялись полчища кладоискателей со всех окрестных мест, изрывших лес ямами и траншеями. Говорили, что сокровища укрыты на дне находящегося поблизости Чистого озера. Один помещик даже пытался спустить озеро через специально прорытый канал, но дело не пошло. Много было разговоров о будто бы найденном в лесу сундуке, который «ушел в землю», находили и всякую мелочь, но вот главные сокровища Кудеяра так до сих пор не обнаружены.

А вот в других местах кладоискателям везло больше. Нельзя сказать, чтобы находки кладов были массовыми, но известны, по крайней мере, четыре случая, когда клады серебряных монет и немногочисленных золотых предметов были найдены именно в Кудеяровых урочищах.

Принадлежали ли эти клады легендарному разбойнику? Неизвестно. Да и вообще трудно поверить, что один человек мог «населить собой» огромные пространства степи. Давно уже высказывается мнение, что под именем Кудеяра могло скрываться несколько разных людей - как под именами царевича Дмитрия или Петра III. А может быть, из личного имени какого-нибудь особо дерзкого русского или татарского разбойника имя Кудеяр превратилось в нарицательное имя всякого предводителя разбойничьей шайки и стало синонимом слова «разбойник»?

Поэтому так разнятся версии о происхождении, жизни и смерти Кудеяра. Поэтому так много у нас кудеяров - уж в чем-в чем, а в разбойниках на Руси испокон веку недостатка не было. И уже в конце XVIII столетия начали слагаться легенды о том, как «в старые-старые годы в Спасских местах проживали семь братьев-кудеяров...»

http://www.vokrugsveta.com/S4/proshloe/kudiyar.htm

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх