23 сентября – День рождения жвачки

23 сентября 1848 года считается днём рождения жевательной резинки, так как именно тогда американец Джон Кёртис у себя дома произвел первую жевательную резинку. А древнейшую на данный момент жвачку археологи нашли в 2007 году в Финляндии – это окаменевший кусочек березового дегтя с четким отпечатком человеческого зуба. Возраст этой «жвачки» оценивается примерно в 5 тысяч лет.

Первая в мире фабрика по производству жевательной резинки была основана в городе Бангор (штат Мэн, США). С этого момента история жевательной резинки развивается со стремительной скоростью.

Для приготовления жевательной резинки Джон Куртис, в домашних условиях пытаясь найти оптимальное соотношение ингредиентов, воспользовался обычными котелками своей матери – Мари. В них он растопил еловую смолу, довел ее до кипения, а потом залил в формочки с ледяной водой. Получались небольшие полоски жевательной резинки длиной в 2 см, а шириной в 1 см. Эти «подушечки» после остывания и завернули в бумагу.

В 1869 году зубной врач Уильям Финли Семпл из штата Огайо получил первый патент на жевательную резинку. Новую жизнь современная жевательная резинка из каучука получила в том же 1869 году, благодаря мексиканскому генералу Антонио Лопесу де Санта-Анна. После этого среди производителей началась настоящая гонка за челюстями покупателей. В 1880 году аптекарь Джон Колган, несколько изменив рецептуру, начал добавлять в жевательную резинку аромат перед тем, как положить туда сахар. Такая нехитрая манипуляция способствовала тому, что аромат и вкус жвачки сохранялись надолго. А патент на изобретение жевательной резинки был выкуплен торговцем мыла и пекарского порошка – Уильямом Ригли, который впоследствии и научил весь мир жевать. И в 1892 году Уильям Ригли стал выпускать резинку «Wrigley`s Spearmint», а годом позже – «Wrigley`s Juicy Fruit» – сорта, которые до сих пор являются лидерами мировых продаж. Ригли также впервые смешал жвачку с сахарной пудрой, добавил мяту и фруктовые добавки и разработал формы жевательной резинки (шарики, палочки, пластинки), которые используются и сегодня. Уильям Ригли в 1930-е годы придумывает новый маркетинговый ход. Вкладыши с изображениями бейсбольных чемпионов и героев комиксов, которые раньше продавались с сигаретами, стали продаваться с жевательными резинками. Картинки выпускались ограниченными тиражами, поэтому стали предметом коллекционирования.

В советские времена этот продукт у нас не производился и считался вульгарным порождением Запада. Но среди детей и подростков импортная жевательная резинка являлась предметом культа.

В Москве проходит VI международный фестиваль молодежи и студентов. Впервые элемент прозападного буржуазного образа жизни открыто провозится на территорию СССР. Тем не менее, жевательная резинка распространяется «из-под полы». В общении с иностранцами рождается знаменитая фраза «Мир, дружба, жвачка!».

В 1970-е годы самая первая советская жевательная резинка производится в Ереване, вторая – в Ростове-на-Дону (на макаронной фабрике). В Эстонии – на Таллинской фабрике «Калев» в 1977-78 годы открыта первая линия по производству жевательной резинки.

В марте 1975-го года происходит трагическое событие на стадионе в Сокольниках, связанное с жевательной резинкой. Во время юниорского матча Канада-ЦСКА около двух десятков человек погибают в давке, когда канадцы начинают раздавать болельщикам жевательную резинку.

Московская фабрика «Рот Фронт» организовала серийное производство раритетных жевательных резинок – с мятной и апельсиновой начинкой к Московской Олимпиаде-80. Но советские аналоги уступали импортным по возможности их надувания и по красочному оформлению упаковки.

В начале 1990-х годов в связи с тяжелым положением в странах бывшего СССР одна за другой закрываются все фабрики по производству жевательной резинки. Все большую популярность приобретает импортная продукция. Фантики от «жвачек» и особенно «вкладыши» выступали объектом коллекционирования и предметом азартных игр среди школьников.

Сейчас «жвачки» состоят из совсем невкусных веществ: латекса, красителей, подсластителей и ароматизаторов. Из новинок, в Великобритании в продаже появилась саморазлагающаяся «жвачка», которая не прилипает к тротуару и одежде и самоуничтожается спустя 6 недель после употребления. Чудо-продукт создают в Мексике из сока каучукового дерева. Британцы стали продавать подобную «жвачку» из-за того, что местные власти на удаление этого продукта с тротуара ежегодно тратят около 150 миллионов фунтов. В Китае, после празднования Национального дня на главной площади в Пекине, было потрачено 120 тысяч долларов на очистку тротуаров от жевательной резинки. В том же году принимается закон, согласно которому за выплюнутую на улице жевательную резинку платится штраф в размере 50 юаней. А в Сингапуре, например, покупающий жевательную резинку должен сообщить свое имя и номер удостоверения личности.

Роман Агаев / Пресс-служба Центра «Луч» (по материалам tunnel.ru)