Ненадлежащее качество воды. Услуги ЖКХ: качество услуг холодного и горячего водоснабжения Кто отвечает за некачественную воду

Россияне не пьют воду из крана, недаром стабильным спросом пользуются всевозможные фильтры, бутилированная вода и даже доставка чистой воды на дом. Чтобы понять, что вода в кране непригодна для питья, необязательно проводить экспертизу. Вкус, запах и цвет выдают недостаточную степень очистки. Но если для питья воду можно предварительно отфильтровать, то для приготовления пищи и мытья приходится использовать то, что течет из крана.

Качество водопроводной воды влияет на ваше здоровье. От него зависит состояние зубов, ведь вы ежедневно чистите зубы и полощете рот, а минеральные примеси могут испортить эмаль. Оно влияет на состояние волос и кожи: мытье плохо очищенной водопроводной водой вызывает сухость, шелушение и высыпания. Вода может влиять и на здоровье других органов, поэтому требование чистой воды - не прихоть, а ваше законное право. Коммунальные службы обязаны предоставить услугу надлежащего качества, и если они нарушают свои обязательства, вы имеете право требовать компенсацию.

Что влияет на качество воды

Городские службы забирают воду для бытовых нужд из ближайшего источника: это может быть река или озеро, а если ничего подобного поблизости нет, то из подземных водоемов. Качество воды напрямую зависит от источника, а также технологии очистки и состояния водопроводных сетей.

В некоторых поселках из крана льется минеральная вода: ее забирают из подземных источников, похожих на те, из которых добывают минеральную воду в лечебных целях. Поэтому жидкость не только чистая, но и обогащенная полезными минералами. Если водопроводная сеть находится в приемлемом состоянии, изначальное качество воды не снижается, и в итоге из крана течет чистая и вкусная минералка. Но таких счастливчиков немного, и это, как правило, жители небольших деревень и поселков. Горожанам приходится довольствоваться водой из ближайшей реки, а она редко кристально чистая.

Но качество воды в ее источнике - только первый фактор. Не меньшее значение имеет предварительная очистка: прежде чем попасть в водопроводную систему, вода проходит анализы, очистки и подготовку. Сначала проверяют состав природных вод, стараясь выявить примеси, влияющие на человека. На основе анализов выбирают метод очистки, и наступает черед подготовительных мероприятий:

  • механической фильтрации: удаления частиц большого размера;
  • отстаивание: воду оставляют в резервуаре, чтобы избавиться от осадка;
  • фильтрации с применением мелкозернистых фильтров: удаления мелких примесей;
  • дезинфекции: это может быть хлорирование, ультрафиолетовое облучение или очистка серебром.

Все перечисленные этапы обязательные, но как получается, что вода из крана пахнет илом? Она может загрязняться во время движения по трубопроводу: между местом очистки воды и вашим домом могут пролегать километры труб. Если трубы старые, засоренные, на их стенках осел ил, и вода загрязняется.

Как проверяют качество воды

Чтобы выяснить причину загрязнения, проводят анализ: проверяют концентрацию разных компонентов, сверяя с предельно допустимыми показателями, которые указаны в ГОСТ 2874-82 и СанПин 2.1.4.1074-01. Теоретически качество питьевой воды в центральном трубопроводе контролируют государственные органы, которые проводят плановые и внеплановые проверки - последние устраивают по требованию потребителей.

Контролирующие органы проводят плановые проверки, но вы можете потребовать и внеплановый анализ состава воды, если заметили изменение ее цвета, запаха или вкуса. Одна из самых распространенных причин проведения внеплановых проверок - фекальное загрязнение. Оно происходит, когда канализационные и водопроводные трубы, расположенные вблизи друг друга, повреждаются. Кроме того, что такое загрязнение неприятно и негигиенично, оно опасно, ведь с фекалиями в воду попадает множество возбудителей опасных болезней.

Чтобы провести внеплановую проверку, нужно обратиться в аккредитованную лабораторию. Однако базовые показатели вы можете проверить самостоятельно: использовать результаты проверки в качестве судебного доказательства не получится, но вы будете точно знать, что вода не соответствует санитарным требованиям, а ваше обращение в лабораторию не напрасно.

Чтобы оценить концентрацию хлора и солей, нанесите каплю воды на стекло или зеркало. Когда она полностью высохнет, взгляните на оставшийся след: если на стекле остались белые круги и полосы, в воде превышено содержание солей, а если остался белесый налет - превышено допустимое содержание хлора. Чистая вода не должна оставить на стеклянной поверхности никаких следов.

Другой способ оценки качества воды в домашних условиях - кипячение. Найдите кастрюлю с темным дном и стенками, кипятите воду 20 минут. Если на стенках появился светлый налет, состав воды далек от соответствия санитарным нормам, и можно требовать проведения внеплановых анализов.

Также можно набрать воду в 3-литровую банку и поставить на 3 дня в темное место. Чистая вода за 3 дня останется прозрачной, у нее не появится ни запаха, ни тем более осадка. Появление осадка говорит о высокой концентрации солей и химических примесей, а болотный, илистый запах и мутность - о наличии бактерий. Один из худших вариантов - образование на поверхности масляной пленки, которое указывает на высокое содержание опасных химических компонентов.

Вы, конечно, можете обратиться в независимую лабораторию и заказать анализ состава воды, но прок от этого будет только в случае, если вы готовите судебный иск. Если же задача - повлиять на коммунальные службы, нужно вмешательство Роспотребнадзора.

Куда обращаться с жалобами

Лабораторные анализы проводят работники Роспотребнадзора - туда и обращайтесь с письменным требованием. Жалобу и требование необязательно подавать в бумажном виде, можно оставить электронное сообщение на официальном сайте организации или портале регионального отделения. Самостоятельно набирать воду и нести ее на анализ не нужно.

В заявлении опишите проблему: вода плохо пахнет, мутная, у нее появился привкус. Специалисты должны отреагировать приблизительно через 5-7 рабочих дней. Представители Роспотребнадзора придут к вам, проведут забор воды на анализы. Это отдельная процедура, для которой используют специальную стерильную посуду. При необходимости пробы берут не только в квартире, но также у источника или на водонапорной станции. Это необходимо, чтобы понять, в чем проблема: в водопроводе, фильтрах или источнике.

Результаты анализов будут через 2 недели, после чего контролирующие органы выдадут предписание управляющей компании или городским службам в зависимости от того, кто нарушает санитарные требования. Позже Роспотребнадзор обязан провести еще одну проверку, о результатах которой сообщает потребителям.

Судебное разбирательство

Если качество воды вас не устраивает, выясните, какая организация отвечает за холодное и горячее водоснабжение в вашем городе, и для начала подайте письменную жалобу в управляющую компанию. Диспетчер должен при этом назвать не только свои данные, но также номер вашего обращения. Если вы не получите объяснения сразу, настаивайте на приходе мастера для проверки или обращайтесь в Роспотребнадзор. Проверка государственными органами бесплатная. Если она подтвердила низкое качество воды, расходы на устранение проблемы ложатся на ответственную организацию.

К сожалению, проверка занимает 2 недели, а вместе с ожиданием забора воды - 3-4 недели. Так долго мириться с неприятным запахом и вкусом воды невозможно, поэтому, пока идет проверка, жалуйтесь в водоканал. Его адрес и телефон можно найти в сети или платежных документах, обычно это помогает ускорить решение проблемы. Если даже вмешательство Роспотребнадзора не решило проблему, обращайтесь в суд, в комиссию для контроля водопровода.

Прежде чем вы сможете обратиться в суд, нужно получить результаты анализов и экспертиз, в том числе привлечь независимые организации. Ваша задача - доказать низкое качество воды, после чего вы можете требовать компенсацию. Также суду нужно предъявить договор на услуги водоснабжения, нотариально заверенные копии актов об обращении в соответствующие инстанции, экспертные заключения. Вы можете требовать не только моральной компенсации, но и возмещения расходов на бытовые фильтры, покупку бутилированной воды. Не рассчитывайте на собственные силы, привлекайте адвокатов: если выиграете дело, ответчик оплатит все судебные издержки.

Дополнительная информация

Санитарные правила по воде регулируются следующими СанПиНами

Питьевая (холодная вода)

Телефоны «Горячих линий» РОСПОТРЕБНАДЗОРА , для получения консультаций, касающихся нарушений прав потребителя, в том числе и в случае нарушения норм водоснабжения, Вы найдёте на этой странице:

Интернет-сервисы, через которые можно подать жалобу в соответствующие органы, если в Вашей квартире (доме) некачественная вода, низкая температура горячей воды, слабый напор и другие проблемы с водоснабжением

Один из ключевых приоритетов государственной политики последних 10 лет – повышение качества коммунальных услуг. Важнейшей задачей в развитии жилищно-коммунального комплекса остается обеспечение гарантированного доступа населения России к качественной питьевой воде.

Приведем 5 примеров из судебной практики, связанные с не надлежищим качеством воды, поступающей в МКД.

Жалобы на качество воды: судебная практика

  • Постановлением судьи Первомайского районного суда г. Ижевска от 13.09.2011 УО признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ, выразившегося в оказании населению услуг с нарушением требований санитарных правил. УО назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 тыс. руб.

Рассмотрев жалобу УО на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ, вынесенное в отношении ее судьей Первомайского районного суда г. Ижевска 13 сентября 2011 г., Верховный суд Удмуртской Республики в решении от 11.01.2012 по делу № 12-6/2012 установил, что УО в нарушение ч. 1 и 2 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктов СанПиН и Правил № 354 13 июля 2011 г. допущена подача в жилой дом № 74 холодной питьевой воды, содержание железа в которой превышало предельно допустимые концентрации.

Оценка представленных доказательств судьей произведена в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

В силу п. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении МКД УО она несет ответственность перед собственниками помещений МКД за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества МКД, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.

Пунктом 8.1.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 качество водопроводной воды в многоквартирном доме должно соответствовать гигиеническим требованиям к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.

Важно!

Согласно СанПиН 2.1.4.1074-01 (таблица 2 п. 3.4.3) предельная допустимая концентрация железа в питьевой воде составляет не более 0,3 мг/л.

Как установлено судьей районного суда при рассмотрении дела и подтверждается материалами дела, УО является лицом, ответственным за содержание общего имущества данного жилого дома, и исполнителем коммунальных услуг, в т. ч. и холодного водоснабжения, в пробах холодной воды, взятых 13 июля 2011 г. в квартирах 1, 3 и 12 данного дома, установлено, что содержание железа в них превышает предельно допустимые концентрации (при норме 0,3 мг/л его содержание составляет: в квартире № 1 - 0,5 мг/л, в квартире № 3 – 0,48 мг/л, в квартире № 12 – 0,54 мг/л). Данные обстоятельства подтверждаются договором управления МКД, заключенным между УО и собственниками жилых помещений, результатами лабораторных исследований и УО не оспариваются.

Доводы представителя УО о том, что пробы воды отбирались в подвале дома на вводе водопровода в жилой дом и несоответствие качества воды установлено уже на входе ее в дом, основанием для освобождения УО от административной ответственности не являются. То обстоятельство, что холодная вода в дом подается ненадлежащего качества МУП г. Ижевска, не освобождает УО от обязанности обеспечить предоставление собственникам жилых помещений в доме коммунальных услуг надлежащего качества. Ненадлежащее качество водоснабжения в жилых помещениях подтверждено относимыми, допустимыми и не вызывающими сомнений доказательствами.

Данная обязанность установлена как указанными нормативными актами, так и договором управления МКД, заключенным между УО и собственниками жилых помещений 22 сентября 2008 г., в соответствии с которым УО обязалась заключать и сопровождать договоры на предоставление коммунальных услуг по поручению и от имени собственников, в т. ч. по холодному водоснабжению (п. 2.1.3), организовать систематический контроль и оценку соответствия качества предоставления коммунальных услуг критериям, отраженным в договорах (п. 2.1.4), осуществлять контроль за исполнением договорных обязательств обслуживающими, ресурсоснабжающими и прочими организациями, в т. ч. по объему, качеству и срокам предоставления собственникам коммунальных и прочих услуг (п. 2.1.15).

Ссылка представителя УО на п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, несостоятельна, основана на неправильном применении данной правовой нормы.

С учетом изложенного судьей районного суда обоснованно отклонены доводы УО об отсутствии в ее действиях нарушений требований санитарных правил.

Доводы заявителя об отсутствии вины во вмененном ему правонарушении являются несостоятельными. Поскольку материалами дела подтверждается, что у УО имелась возможность для соблюдения санитарных норм, за нарушение которых ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, и ей не были приняты все зависящие от нее меры по их соблюдению, судья районного суда на основании ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ обоснованно признал УО виновной в совершении вмененного ей административному правонарушения.

Указанные УО в своей жалобе меры, направленные на приведение воды в надлежащее качество, совершены после установления факта вмененного ей административного правонарушения. Данные обстоятельства подлежат учету при назначении наказания. Как правильно установлено судьей районного суда, УО до 13 июля 2011 г. мероприятия, направленные на обеспечение надлежащего качества воды, в т. ч. производственного контроля воды на объектах внутридомовых инженерных сетей, находящихся на его обслуживании, не проводились.

Кроме того, доводы жалобы на водоснабжение ненадлежащего качества о том, что качество воды было восстановлено после выполнения дезинфекции ввода водопровода к жилому дому, свидетельствуют о том, что качество воды могло быть обеспечено силами УО.

С учетом изложенного вмененное УО деяние, являющееся нарушением санитарных правил, правильно квалифицировано судьей по ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ. Наказание УО назначено в минимальных пределах санкции, предусмотренной этой статьей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.1–30.9 КоАП РФ, судья решил: постановление Первомайского районного суда г. Ижевска оставить без изменения, жалобу УО оставить без удовлетворения.

  • В 2013 г. следственный комитет России по Костромской области возбудил уголовное дело по факту подачи населению Костромы некачественной водопроводной воды. По мнению следователей, ухудшение качества воды в городе произошло «вследствие нарушения технологического процесса очистки».

Дело возбуждено по ч. 1 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей). Максимальное наказание, предусмотренное данной статьей, – лишение свободы на срок до двух лет.

  • На основании обращения гражданина Ш, проживающего в многоквартирном доме в г. Мурманске, о ненадлежащем качестве горячей и холодной воды, должностным лицом управления Роспотребнадзора 2 июня 2011 г. в отношении ЗАО «Севжилсервис» возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования № 150/11-АР по признакам административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ.

20 июля 2011 г. управлением в отношении ЗАО «Севжилсервис» составлен протокол об административном правонарушении и 10 августа 2011 г. вынесено постановление № 606, которым ЗАО «Севжилсервис» признано виновным в совершении административного правонарушения по ст. 6.5 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа 23 тыс. руб.

  • 10 мая 2012 г. главным специалистом-экспертом территориального отдела управления Роспотребнадзора по Кемеровской области по жалобе (вх. от 28.04.2012 № 72-ж) на качество подаваемой холодной питьевой воды в многоквартирный дом по адресу г. Мариинск <...> возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование. В ходе расследования в присутствии представителя ООО ЕЦЖКУ 11 мая 2012 г. были отобраны пробы водопроводной воды в квартире № 8 и в павильоне артезианской скважины ХДСУ в г. Мариинске.

По результатам исследования отобранных проб установлено, что проба воды, отобранная в квартире № 8, не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» по показателям – цветность, мутность.

Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения 6 июня 2012 г. административным органом постановления № 174 о привлечении ООО ЕЦЖКУ к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20 тыс. руб.

  • По факту обращений жителей домов с жалобами на неудовлетворительное качество воды централизованной системы питьевого водоснабжения управлением Роспотребнадзора по Тюменской области 28 февраля 2012 г. возбуждено дело об административном правонарушении, о чем вынесено определение и назначено административное расследование. В рамках административного расследования назначена экспертиза по установлению соответствия (несоответствия) качества воды систем холодного и горячего водоснабжения в границах эксплуатационной ответственности Общества в домах № 23 и 23/1 в г. Тюмени требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».

Согласно актам отбора проб воды из кранов потребителей в квартирах данных жилых домов и выявленным фактам несоответствия питьевой воды санитарно-эпидемиологическим требованиям 27 марта 2012 г. в отношении ООО «Жилой район АИЖК» составлен протокол об административном правонарушении № 02-151 по признакам ст. 6.5 КоАП РФ, а затем вынесено постановление от 20.04.2012 № 433 о привлечении общества к административной ответственности на основании ст. 6.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 тыс. руб.

ЖКХ / Управляющие компании и ТСЖ

Кто отвечает за состояние первого от стояка крана горячей и холодной воды? Собственник квартиры или управляющая компания (ТСЖ )? Так или иначе, с этими вопросами сталкивался, считай, каждый собственник квартиры. Кран - потек, за чей счет замена? Кран сорвало - кто будет оплачивать ущерб? Так вот, Верховный суд РФ в своем решении утверждает: за состояние первого от стояка крана отвечает управляющая компания.

Кто отвечает за первый от стояка кран воды в квартире?

Горячая и холодная вода в квартирах многоквартирных домов подается по так называемым «стоякам ». От них, через «отводы », осуществляется внутриквартирная разводка по точкам потребления (раковины , ванны, унитазы и т.д.)

При этом стояки входят в состав общедомового имущества и за них отвечает управляющая организация (ТСЖ , управляющая компания и т.п.). А за «отводы » отвечают собственник квартиры. Граница ответственности проходит по первому после «стояка » крану. Но кто отвечает за сам кран?

Действующее законодательство этот момент трактует следующим образом:

В частности, п.5 Правил Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме говорит:

… В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых ) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков , а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях…

(Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, Пункт 5)

Вроде бы все ясно - первые от стояка краны входят в состав общедомового имущества. Однако в реальной жизни коммунальщики действуют по своей логике. Вот одна из историй.

В квартире жительницы Магадана произошла авария - сорвало кран на «гребенке » холодной воды, расположенной на отводе от стояка. Вода затопила квартиру и пролилась в квартиру этажом ниже. Общая сумма ущерба оказалась больше 10 000 рублей.

Управляющая компания добровольно компенсировать ущерб отказалась. Хозяйке квартиры пришлось подавать в суд. Городской суд Магадана требования истицы были удовлетворены. Однако коммунальщики оспорили решение в областном суде. Свою позицию они мотивировали тем, что злополучную «гребенку » хозяева квартиры поставили самостоятельно, не соблюдая технические требования к этим вида работ. Соответственно, за состояние самостоятельно установленного крана ответственности они не несут, и компенсировать ущерб не обязаны.

Точку в разбирательстве поставил Верховный суд РФ, куда обратилась хозяйка квартиры. В решение Суда говорится:

… Первые отключающие устройства и запорно-регулировочные краны на отводах внутриквартирной разводки являются элементами внутридомовых инженерных систем, предназначенных для выполнения функций горячего и холодного водоснабжения, газоснабжения, а также безопасности помещений многоквартирного дома.

Обеспечивая подачу коммунальных ресурсов от сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, указанные элементы изменяют параметры и характеристики внутридомовых инженерных систем, тем самым осуществляя влияние на обслуживание других помещений многоквартирного дома.

С учётом данных технических особенностей первые отключающие устройства и запорно-регулировочные краны отвечают основному признаку общего имущества как предназначенного для обслуживания нескольких или всех помещений в доме. Факт нахождения указанного оборудования в квартире не означает, что оно используется для обслуживания исключительно данного помещения и не может быть отнесено к общему.

Обстоятельства, указывающие на принадлежность аварийного сантехнического оборудования к имуществу Биленко С. Ю., либо к общему имуществу жильцов многоквартирного дома являлись юридически значимыми и подлежащими доказыванию.

При рассмотрении дела суд апелляционной инстанции сослался на то, что Биленко СВ. наряду с заменой и переоборудованием внутренних инженерных сетей, являющихся её собственностью, произведена замена запорного вентиля (запорно -регулирующей арматуры) в месте соединения с отводом от общего стояка холодного водоснабжения, послужившего причиной протечки, и являющегося общим имуществом собственников многоквартирного дома.

Истец данные обстоятельства оспаривал, однако суд апелляционной инстанции их не проверил и доподлинно не установил.

Одновременно с этим замена запорного вентиля не освобождает управляющую организацию — ООО «Жилсервис » от осуществления своих обязанностей по содержанию общего имущества многоквартирного дома, возложенных на общество заключённым договором…

Полный текст определения коллегии Верховного суда РФ по этому делу .

Одним из ключевых факторов среды обитания человека является вода, от ее безопасности и качества во многом зависит санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Безусловную важность нормального водоснабжения подчеркивает тот факт, что вопросам обеспечения качества питьевой и горячей воды отведена гл. 4 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (в ред. от 29.12.2014; далее — Федеральный закон № 416-ФЗ), в развитие положений которой Постановлением Правительства России от 06.01.2015 № 10 утверждены Правила осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды (далее — Правила). Документ вступит в силу 1 июля 2015 г.

Глава 4 Федерального закона № 416-ФЗ регламентирует организационно-правовые основы обеспечения качества питьевой и горячей воды , в частности:

Порядок обеспечения качества питьевой воды (ст. 23 Федерального закона № 416-ФЗ);

Порядок обеспечения качества горячей воды (ст. 24 Федерального закона № 416-ФЗ);

Особенности производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды (далее — производственный контроль) (ст. 25 Федерального закона № 416-ФЗ).

Общие положения, регулирующие осуществление производственного контроля, приведены в ст. 25 Федерального закона № 416-ФЗ, состоящей из восьми частей. В Правилах данные положения конкретизированы. Мы обратим внимание на ключевые моменты проведения производственного контроля организациями, осуществляющими водоснабжение , рассмотрим, каким образом они отражены в Правилах.

Цель и содержание производственного контроля

В соответствии с п. 3 Правил производственный контроль осуществляется в целях обеспечения качества и безопасности воды в бактериологическом и физическом отношении, безвредности воды по химическому составу, благоприятности органолептических и других свойств воды для человека, в т. ч. ее температуры, при централизованном водоснабжении.

Перечень мероприятий, проводимых в рамках производственного контроля, обозначен в ч. 1 ст. 25 Федерального закона № 416-ФЗ и п. 3 Правил. Он включает:

Отбор проб воды;

Проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям;

Контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения.

Перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль, и требования к установлению частоты отбора проб воды согласно п. 4 Правил устанавливаются Роспотребнадзором с учетом действующих санитарных норм.

Что касается контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения, то в этой связи обратим внимание на СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» , которые, в частности, определяют:

Порядок организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (далее — производственный контроль за соблюдением санитарных правил), целью которого является обеспечение безопасности (безвредности) для человека и среды обитания вредного влияния объектов производственного контроля путем должного выполнения санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, организации и осуществления контроля за их соблюдением;

Требования к программе (плану) производственного контроля за соблюдением санитарных правил;

Особенности производственного контроля за соблюдением санитарных правил при осуществлении отдельных видов деятельности;

Обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении производственного контроля за соблюдением санитарных правил;

Организацию государственного санитарно-эпидемиологического надзора за осуществлением производственного контроля за соблюдением санитарных правил.

Согласно п. 1.3 СП 1.1.1058-01 указанные санитарные правила предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих подготовку к вводу и (или) производство, хранение, транспортировку и реализацию продукции, выполняющих работы и оказывающих услуги, а также для органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Из вышесказанного следует, что при проведении контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения необходимо руководствоваться СП 1.1.1058-01.

Права и обязанности организаций, осуществляющих водоснабжение

Обязанность обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды санитарно-эпидемиологическим требованиям за указанными организациями закреплена в ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 29.12.2014; далее — Федеральный закон № 52-ФЗ).

Организациям, обеспечивающим водоснабжение, при нарушении Правил будет вменяться также несоблюдение требований абз. 5 ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ, который обязывает их осуществлять производственный контроль, в т. ч. посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Согласно ч. 3 ст. 25 Федерального закона № 416-ФЗ гарантирующие организации наделены правом осуществлять производственный контроль качества питьевой воды на объектах централизованной системы холодного водоснабжения, эксплуатируемых другими организациями.

Условия разработки и согласования программы производственного контроля организацией, осуществляющей водоснабжение, с территориальным органом Роспотребнадзора

Данная сторона вопроса отражена в п. 5, 12 и 13 Правил. Производственный контроль осуществляется в соответствии с программой производственного контроля качества воды (далее — программа производственного контроля), которая разрабатывается организацией, осуществляющей водоснабжение, согласовывается с территориальным органом Роспотребнадзора и утверждается на срок не более 5 лет . Программа производственного контроля представляется организацией, осуществляющей водоснабжение, на согласование в территориальный орган Роспотребнадзора по месту ее нахождения любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату представления.

Территориальный орган Роспотребнадзора рассматривает программу производственного контроля в течение 15 рабочих дней со дня ее получения, принимает решение о согласовании или об отказе в согласовании и уведомляет о принятом решении организацию, осуществляющую водоснабжение, любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления. Согласно п. 13 Правил решение об отказе в согласовании программы производственного контроля может быть принято, если:

1) программа производственного контроля не соответствует всем требованиям, указанным в п. 6 Правил;

2) предусмотренные программой производственного контроля показатели, по которым осуществляется контроль, места и частота отбора проб воды не отвечают требованиям Федерального закона № 52-ФЗ.

Действия организации, осуществляющей водоснабжение, в случае отказа в согласовании программы производственного контроля, порядок рассмотрения и согласования доработанной программы установлены в п. 14, 15 Правил. Согласованная территориальным органом Роспотребнадзора программа производственного контроля утверждается руководителем организации, осуществляющей водоснабжение, в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня получения уведомления о ее согласовании, как того требует п. 16 Правил.

Содержание программы производственного контроля

Требования к нему обозначены в ч. 6 ст. 25 Федерального закона № 416-ФЗ и п. 6 Правил. Так, программа производственного контроля должна включать:

1) перечень показателей, по которым осуществляется контроль;

2) указание мест отбора проб воды, в т. ч. на границе эксплуатационной ответственности организаций, осуществляющих водоснабжение, и абонентов;

3) указание частоты отбора проб воды.

Отсутствие в программе производственного контроля одного из указанных пунктов квалифицируется как несоблюдение Правил и является причиной для отказа территориального органа Роспотребнадзора в согласовании.

Кроме того, в соответствии с п. 7, 8 Правил программа производственного контроля должна предусматривать:

.проведение лабораторных исследований и испытаний качества воды на соответствие показателям, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, не реже 1 раза в месяц ;

.информирование территориального органа Роспотребнадзора о выявленном по результатам лабораторных исследований и испытаний несоответствии качества воды установленным требованиям;

.методику определения значения показателя и допустимую ошибку метода определения в отношении каждого показателя, по которому осуществляется контроль.

Поскольку в рамках производственного контроля требуется проведение контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения, нелишним будет обратить внимание на положения СП 1.1.1058-01, регулирующие порядок разработки и согласования, содержание программы (плана) производственного контроля за соблюдением санитарных правил.

Отбор и лабораторные исследования, испытания проб воды

В соответствии с п. 18 Правил отбор проб воды осуществляется в местах отбора воды:

Из источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

После водоподготовки и приготовления горячей воды перед поступлением воды в распределительную сеть;

В распределительной сети.

Отбор может производиться организацией, осуществляющей водоснабжение, или по ее поручению иной организацией, действующей на основании соответствующего договора. Пробы воды направляются на лабораторные исследования и испытания, которые проводятся юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в порядке, установленном гл. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (в ред. от 23.06.2014). Они должны обладать аттестатом аккредитации в сфере контроля качества питьевой воды, горячей воды, выданным Росаккредитацией. С реестром аккредитованных лиц можно ознакомиться на сайте www .fsa.gov.ru в разделе «Реестры».

Оформление результатов лабораторных исследований, испытаний проб воды, порядок действий при получении неудовлетворительных результатов регламентированы в п. 20-22 Правил. Добавим, что в целях обеспечения открытости сведений о результатах производственного контроля организация, осуществляющая водоснабжение , согласно п. 23 Правил, обеспечивает :

Для территориального органа Роспотребнадзора — беспрепятственный доступ к журналу контроля качества воды;

Для органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления — предоставление выписки из журнала контроля качества воды в течение 2 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса;

Для иных лиц — предоставление выписки из журнала контроля качества воды в течение 5 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.

Что следует за получением неудовлетворительных результатов производственного контроля?

Обратим внимание на требования ч. 5, 11 ст. 23, ч. 6, 12 ст. 24 Федерального закона № 416-ФЗ, согласно которым:
.в случае обнаружения по результатам производственного контроля несоответствия средних уровней показателей проб питьевой воды после водоподготовки и проб горячей воды после ее приготовления, отобранных в течение календарного года, нормативам качества питьевой, горячей воды соответственно Роспотребнадзор обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления поселения, городского округа и в организацию, осуществляющую холодное, горячее водоснабжение;
.в случае существенного ухудшения качества питьевой, горячей воды, выявленного по результатам производственного контроля, орган местного самоуправления поселения, городского округа обязан проинформировать об этом население в средствах массовой информации, в т. ч. разместить соответствующую информацию на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» (в случае его отсутствия — на сайте субъекта РФ в сети «Интернет»).

Полномочия территориального органа Роспотребнадзора в части изменения перечня показателей, по которым осуществляется производственный контроль, и частоты отбора проб воды

Так, при наличии следующих обстоятельств согласно п. 9 Правил перечень показателей может быть расширен, а частота отбора проб воды увеличена:

Несоответствие качества воды требованиям Федерального закона № 52-ФЗ, выявленное по результатам расширенных исследований в процессе федерального госсанэпиднадзора либо производственного контроля;

Изменение состава воды в источнике питьевого водоснабжения, обусловленное спецификой отводимых сточных вод, а также другие региональные особенности;

Повышение в регионе заболеваемости инфекционной и неинфекционной этиологии, связанной с потреблением воды человеком;

Изменение технологии водоподготовки питьевой воды и приготовления горячей воды.

При наличии хотя бы одного из условий территориальный орган Роспотребнадзора вправе корректировать перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль, и частоту отбора проб воды.

Нормативная база

Основные документы Роспотребнадзора, регламентирующие требования к качеству питьевой и горячей воды:
.Санитарные правила по устройству и эксплуатации водозаборов с системой искусственного пополнения подземных вод хозяйственно-питьевого назначения, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача СССР от 26.03.1979 № 1974-79;
.ГН 2.1.5.1373-03 «Гигиенические нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования в зонах защитных мероприятий объектов хранения и уничтожения химического оружия», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 05.06.2003 № 123 (в ред. от 12.12.2005, с изм. от 21.07.2011);
.ГН 2.1.5.2738-10 «Предельно допустимая концентрация (ПДК) О-изопропилметилфторфосфоната (зарина) в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.09.2010 № 119;
.ГН 2.1.5.2307-07 «Ориентировочные допустимые уровни (ОДУ) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2007 № 90(в ред. от 16.09.2013);
.ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 78(в ред. от 16.09.2013);
.ГН 2.1.5.2122-06 «Предельно допустимая концентрация (ПДК) 2-хлорвинилдихлорарсина (люизита) в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования районов размещения объектов хранения и уничтожения химического оружия», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.08.2006 № 22;
.МУК 4.2.2029-05 «Методы контроля. Биологические и микробиологические факторы. Санитарно-вирусологический контроль водных объектов», утв. Роспотребнадзором 18.11.2005;
.СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 № 10 (с изм. от 25.09.2014);
.СанПиН 2.1.4.1074-01 «Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 № 25 (в ред. от 28.06.2010);
.СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.11.2002 № 40; и др.

Коржов В. Ю., юрист

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх