теория. А6

любимые ПРОФЕССОРА

НАИБОЛЕЕ РЕШИТЕЛЬНО поступил

в ДВУХСТАХ метрах

на ИХ территории

ОБГРЫЗАННОЕ яблоко

Неправильно: обгрызанное яблоко. Корректно: обгрызенное яблоко.

Объясним суть ошибки. Нужно образовать причастие со значением «то, которое обгрызли». Берём инфинитив «обгрызть» (что сделать) и от него образуем причастие с суффиксом ЕНН. Ошибка возникла потому, что вместо формы обгрызть взяли форму «обгрызать» (другого вида, несовершенного). От этой формы возможно причастие «обгрызаемый», несовершенного вида.

Ответ: обгрызенное.

Ответ: обгрызенное

разговорные формы , а с другой стороны - литературные, письменные

МЕСТОИМЕНИЙ (падежные формы)

Михаил Чжан (Владивосток) 21.05.2012 05:28

Не пойму, почему ЛЮБИМЫЕ ПРОФЕССОРА правильное словосочетание?

Служба поддержки

В нём нет ошибки.

Елисей Макаровский 22.01.2016 21:36

прошу объяснить! Впервые вижу слово об­гры­зен­ное, а не об­гры­зан­ное!

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

несколько НОЖНИЦ

умелые ПОВАРА

быстро ВЫЗДОРОВИТ

в ПОЛУТОРА часах

ПЯТЬ барышень

Пояснение (см. также Правило ниже).

Неверно: выздоровит. Корректно: выздоровЕЕТ.

Ответ: выздоровеет.

Ответ: выздоровеет

Правило: Задание 7. Морфологические нормы словообразования и словоизменения

Общее по-ня-тие о мор-фо-ло-ги-че-ских нор-мах.

Мор-фо-ло-ги-че-ские нормы - это нормы пра-виль-но-го об-ра-зо-ва-ния грам-ма-ти-че-ских форм слов раз-ных ча-стей речи (форм рода, числа, крат-ких форм и сте-пе-ней срав-не-ния при-ла-га-тель-ных и мно-гие дру-гие).

Мор-фо-ло-ги-че-ская норма ре-гу-ли-ру-ет сло-во-об-ра-зо-ва-ние и сло-во-из-ме-не-ние. Эти нормы обя-за-тель-но изу-ча-ют-ся в школь-ном курсе рус-ско-го языка и про-ве-ря-ют-ся в за-да-нии 6 ЕГЭ. В мор-фо-ло-гии (также, как в син-так-си-се и в об-ла-сти про-из-но-ше-ния) есть силь-ные и сла-бые нормы. Силь-ные со-блю-да-ют-ся всеми, кто вла-де-ет рус-ским язы-ком как род-ным. Сла-бые легко под-да-ют-ся воз-дей-ствию со сто-ро-ны, плохо усва-и-ва-ют-ся и часто ис-ка-жа-ют-ся. Их на-ли-чие опре-де-ля-ет-ся мно-ги-ми при-чи-на-ми, в част-но-сти, осо-бен-но-стя-ми раз-ви-тия фо-не-ти-че-ской и грам-ма-ти-че-ской си-стем рус-ско-го языка. Так, су-ще-ство-вав-шие ещё во вре-ме-на Льва Тол-сто-го нормы об-ра-зо-ва-ния и из-ме-не-ния при-ча-стий, де-е-при-ча-стий, при-ла-га-тель-ных и дру-гих ча-стей речи, су-ще-ствен-но из-ме-ни-лись в наши дни. Нужно от-ме-тить, что для до-воль-но боль-шо-го спис-ка слов су-ще-ству-ют, с одной сто-ро-ны - раз-го-вор-ные формы , а с дру-гой сто-ро-ны - ли-те-ра-тур-ные, пись-мен-ные . Но на-ря-ду с этим есть и такие формы, ко-то-рые не-до-пу-сти-мы даже в раз-го-вор-ной речи и яв-ля-ют-ся гру-бым на-ру-ше-ни-ем мор-фо-ло-ги-че-ских норм. Тот, кто об-ра-ща-ет-ся к сло-ва-рям, знает, что в тол-ко-вых сло-ва-рях не-пре-мен-но есть по-мет-ки «разг».,что зна-чит раз-го-вор-ное, и дру-гие, ука-зы-ва-ю-щие на нор-ма-тив-ность упо-треб-ле-ния формы слова том или ином стиле речи.

В за-да-ни-ях, по-до-бран-ных в ЕГЭ, от уча-щих-ся тре-бу-ет-ся найти слово с ошиб-кой и из-ме-нить его так, чтобы оно от-ве-ча-ло ли-те-ра-тур-ной, пись-мен-ной норме .

Нор-ма-тив-ность упо-треб-ле-ния того или иного слова про-ве-ря-ет-ся по дей-ству-ю-щим со-вре-мен-ным сло-ва-рям, а не по «ин-тер-не-ту» или «ви-ки-пе-дии». Слова, до-пус-ка-ю-щие две ли-те-ра-тур-ные нормы, (а такое бы-ва-ет!) в за-да-ни-ях, как пра-ви-ло, не пред-став-ле-ны.

Итак, в за-да-ни-ях из банка ФИПИ, в по-со-би-ях раз-лич-ных ав-то-ров, а также в ма-те-ри-а-лах эк-за-ме-нов про-шлых лет име-ют-ся при-ме-ры на ошиб-ки в об-ра-зо-ва-нии и упо-треб-ле-нии:

ИМЁН СУ-ЩЕ-СТВИ-ТЕЛЬ-НЫХ (род, число, падеж)

ИМЁН ПРИ-ЛА-ГА-ТЕЛЬ-НЫХ (об-ра-зо-ва-ние срав-ни-тель-ной сте-пе-ни)

ИМЁН ЧИС-ЛИ-ТЕЛЬ-НЫХ (па-деж-ные формы)

МЕ-СТО-ИМЕ-НИЙ (па-деж-ные формы)

Dmitry 19.01.2016 20:19

А как насчет варианта "оздоровит"?

Айна Султыгова (Яндаре) 23.01.2016 16:05

Но говорят "быстро выздоровит,а не выздоровеет".

Татьяна Юдина

Если мы будем писать так, как говорят, мы перестанем понимать друг друга...На то и есть правила, чтобы было единообразное написание.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

несколько ЯБЛОК

лежит на ШКАФЕ

до тысяча восемьсот ДВЕНАДЦАТОГО года

БОГАТЕЙШИЙ выбор

пять КОЧЕРЁГ

Пояснение (см. также Правило ниже).

Неверно: лежит на шкафе. Корректно: лежит на шкафу.

Ответ: шкафу.

Ответ: шкафу

Правило: Задание 7. Морфологические нормы словообразования и словоизменения

Общее понятие о морфологических нормах.

Морфологические нормы - это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и многие другие).

Морфологическая норма регулирует словообразование и словоизменение. Эти нормы обязательно изучаются в школьном курсе русского языка и проверяются в задании 6 ЕГЭ. В морфологии (также, как в синтаксисе и в области произношения) есть сильные и слабые нормы. Сильные соблюдаются всеми, кто владеет русским языком как родным. Слабые легко поддаются воздействию со стороны, плохо усваиваются и часто искажаются. Их наличие определяется многими причинами, в частности, особенностями развития фонетической и грамматической систем русского языка. Так, существовавшие ещё во времена Льва Толстого нормы образования и изменения причастий, деепричастий, прилагательных и других частей речи, существенно изменились в наши дни. Нужно отметить, что для довольно большого списка слов существуют, с одной стороны - разговорные формы , а с другой стороны - литературные, письменные . Но наряду с этим есть и такие формы, которые недопустимы даже в разговорной речи и являются грубым нарушением морфологических норм. Тот, кто обращается к словарям, знает, что в толковых словарях непременно есть пометки «разг».,что значит разговорное, и другие, указывающие на нормативность употребления формы слова том или ином стиле речи.

В заданиях, подобранных в ЕГЭ, от учащихся требуется найти слово с ошибкой и изменить его так, чтобы оно отвечало литературной, письменной норме .

Нормативность употребления того или иного слова проверяется по действующим современным словарям, а не по «интернету» или «википедии». Слова, допускающие две литературные нормы, (а такое бывает!) в заданиях, как правило, не представлены.

Итак, в заданиях из банка ФИПИ, в пособиях различных авторов, а также в материалах экзаменов прошлых лет имеются примеры на ошибки в образовании и употреблении:

ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (род, число, падеж)

ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (образование сравнительной степени)

ИМЁН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ (падежные формы)

МЕСТОИМЕНИЙ (падежные формы)

Гость 04.01.2015 10:17

"пять кочерёг" никого не смущает слово кочерга не склоняется вообще!!!

Татьяна Юдина

Откуда у Вас такая информация? Склоняется, вот полная парадигма склонения.

http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_forms/28068

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

пара ТУФЛЕЙ

ВЫПРАВЬ текст

несколько ПОЛОТЕНЕЦ

старые ПРОФЕССОРА

новые ВЫБОРЫ

Пояснение (см. также Правило ниже).

Неверно: пара туфлей. Корректно: пара туфель.

Ответ: туфель.

Ответ: туфель

Правило: Задание 7. Морфологические нормы словообразования и словоизменения

Общее понятие о морфологических нормах.

Морфологические нормы - это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и многие другие).

Морфологическая норма регулирует словообразование и словоизменение. Эти нормы обязательно изучаются в школьном курсе русского языка и проверяются в задании 6 ЕГЭ. В морфологии (также, как в синтаксисе и в области произношения) есть сильные и слабые нормы. Сильные соблюдаются всеми, кто владеет русским языком как родным. Слабые легко поддаются воздействию со стороны, плохо усваиваются и часто искажаются. Их наличие определяется многими причинами, в частности, особенностями развития фонетической и грамматической систем русского языка. Так, существовавшие ещё во времена Льва Толстого нормы образования и изменения причастий, деепричастий, прилагательных и других частей речи, существенно изменились в наши дни. Нужно отметить, что для довольно большого списка слов существуют, с одной стороны - разговорные формы , а с другой стороны - литературные, письменные . Но наряду с этим есть и такие формы, которые недопустимы даже в разговорной речи и являются грубым нарушением морфологических норм. Тот, кто обращается к словарям, знает, что в толковых словарях непременно есть пометки «разг».,что значит разговорное, и другие, указывающие на нормативность употребления формы слова том или ином стиле речи.

В заданиях, подобранных в ЕГЭ, от учащихся требуется найти слово с ошибкой и изменить его так, чтобы оно отвечало литературной, письменной норме .

Нормативность употребления того или иного слова проверяется по действующим современным словарям, а не по «интернету» или «википедии». Слова, допускающие две литературные нормы, (а такое бывает!) в заданиях, как правило, не представлены.

Итак, в заданиях из банка ФИПИ, в пособиях различных авторов, а также в материалах экзаменов прошлых лет имеются примеры на ошибки в образовании и употреблении:

ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (род, число, падеж)

ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (образование сравнительной степени)

ИМЁН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ (падежные формы)

МЕСТОИМЕНИЙ (падежные формы)

Данное задание вызывает у выпускников трудности.

Задание 6 в экзаменационных материалах 2019 г. проверяет сформированность умений по стилистической правке (неуместность употребления слов, форм или конструкций) в связных текстах (предложениях). Следует заметить, что огромный материал для создания задания содержится в сочинениях участников экзамена.

В качестве основы для лингвистического материала задания 6 будут взяты основные виды речевых ошибок (табл. 4), представленные в Учебно-методических материалах для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2017 года.

Таблица 4

№ п/п

Вид ошибки

Примеры

Употребление слова в несвойственном ему значении

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.

Мысль развивается на продолжении всего текста.

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом (проверяется в задании 5)

Мое отношение к этой проблеме не поменялось.

Были приняты эффектные меры.

Неразличение синонимичных слов

Употребление слов иной стилевой окраски

Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов

Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.

Неоправданное употребление просторечных слов

Таким людям всегда удается объегорить других.

Нарушение лексической сочетаемости

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Молодой юноша, очень прекрасный.

Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология)

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

Неоправданное повторение слова

Герой рассказа не задумывается над своим поступком.

Герой даже не понимает всей глубины содеянного.

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

Особенности лингвистического материала определили возможные варианты предъявления задания в экзаменационной работе. Формулировка задания 6 возможна в двух вариантах: исключение слова или его замена. Приведем примеры.

Вариант 1.

Вариант 2.

Исключение

Замена

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

В районе южного полюса Юпитера астроном заметил тёмное пятно и вначале принял его за погодный необычный феномен, ведь на этой планете часто бушуют бури.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.

Ответ: __________________________.

(Ответ: необычный)

(Ответ: потерпели)

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ А6.

48 примеров с ответами.

(данные примеры задания А6 входят во многие тренировочные тесты ЕГЭ по русскому языку ; вероятность включения их в реальные варианты ЕГЭ маловероятна; однако решение данных примеров, в ходе подготовки к экзамену, будет очень полезно с точки зрения понимания учащимися общих принципов синтаксических норм)

1. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Французские слова и выражения, которые проникают в русский язык, называют галлицизмами.

2) Окружающая среда, в которой существуют живые организмы, постоянно меняется.

3) В целях содействия развитию литературы и литературного языка в XVIII веке была создана Российская Академия, которая стала основным научным центром изучения русского языка и словесности.

4) Во второй половине XVIII века французское влияние на речь русских дворян, которое сыграло важную роль в процессе европеизации русского литературного языка, становится преобладающим.

2. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) В этом документе речь идёт о создании экономического союза, который предусматривает ликвидацию таможенных барьеров.

2) Я вспомнил ту женщину, с которой разлучили меня лет двенадцать назад обстоятельства.

3) Утром я обычно занимаюсь делом, которое требует наибольшего внимания и напряжения.

4) Именно в 12 лет в жизни Бетховена произошло событие, которое предопределило всю его последующую жизнь и карьеру.

3. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Неприязни, которая должна была бы существовать у крестьян к васильку как к сорной траве, никогда не было.

2) В картине «Корабельная роща» воплощено глубочайшее знание русской природы, которое было накоплено мастером за почти полувековую творческую жизнь.

3) Изумрудная трава и сероватая зелень молочая спускаются к мелкому ручью, который не спеша течёт по долине.

4) Снег, который выпал на рассвете и успел растаять, делал склон ещё более скользким.

4. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) В.А. Серов - величайший портретист, который внёс неоценимый вклад в развитие русского пейзажа.

2) Обаяние человека может оказаться эластичной маской, которая то растягивается в улыбке, то собирается в кулак.

3) Шопен - один из немногих польских композиторов, которые сочиняли только для фортепиано.

4) Двор, в котором я вырос, был знаком мне до мельчайших подробностей.

5. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) В этой главе Герцен пишет о подвижниках эпохи Возрождения, которые открыли человеческому уму новые горизонты.

2) Картины Леонардо да Винчи показывают подвижность человеческого лица, которое отражает подвижность человеческой души.

3) В военные годы В.Ю. Свиридов начал писать военные песни, из которых самой известной стала «Песня смелых».

4) Художественная манера Врубеля, которая после смерти художника стала объектом пристального изучения, современниками художника не принималась.

6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) А. Блок, который откликнулся на творчество Врубеля прекрасными стихами, назвал «Демон»- Врубеля и «Демон» Лермонтова символами времени.

2) Многочисленные этюды художника, над которыми он особенно увлечённо трудился в пору творческого расцвета, свидетельствуют о его чуткости к тенденциям развития русского искусства.

3) Одним из самых ярких стало впечатление от Константинополя, который соединил в своём облике черты восточной и западной культур.

4) Имя Айвазовского было хорошо известно в кругах турецкой аристократии, которая в то время активно приобщалась к европейской культуре.

7. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Лет сто тому назад на улице Московской в Курске располагалось двухэтажное здание, на фасаде которого красовалась вывеска «Кондитерская Н.П. Левашкевича».

2) Борис Шергин - «писатель души, сердца», который раскрыл идеи братства, красоты, взаимовыручки.

3) Интересно оригинальное расположение лёгких ажурных балконов башни, которые создают «воздушный переход» из одной части дома в другую.

4) В открытии выставки участвовал внук известного кондитера О.В. Левитский, который стал архитектором.

8. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Среди мастеров старшего поколения И.И. Шишкин представлял своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной лирики предыдущие эпохи.

2) Кризисные явления в современном искусстве, которые отмечаются многими исследователями, актуализировали вопрос об изменениях в художественной культуре.

3) В этом портрете Репин не скрывал следов тяжёлого недуга, который наложил печать на весь облик Мусоргского.

4) Главным условием оперного сюжета П.И. Чайковский считал правдивость жизненных ситуаций, которые отражены в нём.

9. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Это путешествие могло дать мне такие впечатления, которых я не мог бы приобрести сидя дома.

2) Музыкальная тема, которая связана с Татьяной, с огромной силой передаёт предчувствие роковой встречи с Онегиным.

3) Жизнь, которая оснащена новейшими компьютерными технологиями и современной техникой, становится более рациональной.

4) Главная задача пейзажиста - создать образ, который пахнет не красками, а цветами.

10. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Усадьба стоит у самой кромки холма, который покрыт живописной вековой дубравой.

2) Это село возникло в более поздний период рядом с остатками древнего города, название которого оно закрепило за собой.

3) В конце XIX века имение приобрёл курский купец первой гильдии Георгий Александрович Новосильцев, который был последним владельцем Лебяжьего.

4) Учебно-игрушечная мастерская в Сергиевом Посаде, которую организовало Московское земство в 1891 году, во многом обязана своим существованием С.Т. Морозову.

11. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) В одиннадцатом классе мы после уроков заходили в кафе, которое находилось на площади у Дворца культуры.

3) Так как мы не смогли отменить встречу в Лондоне, которая состоится завтра, было принято решение обменять билеты.

4) По слухам, которые иногда до нас доходили, Женя стал первоклассным военным врачом.

12. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Главный источник загрязнения окружающей среды - возвращение в природу огромной массы отходов, которые образуются в процессе производства и потребления.

2) Значения, которые образовались в многозначном слове путём переноса наименования, вторичны.

3) Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо.

4) Геоэкология изучает процессы и явления, которые возникают в окружающей природной среде в результате антропогенного вмешательства.

13. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Самая большая и шумная компания образовалась вокруг Нины Семёновны, учительницы начальной школы, которая десять лет назад встретила всех этих ребят на пороге школы.

2) Камни, из которых слагаются ныне вершины Альп или Гималаев, когда-то формировались под водой.

3) Основным источником энергии для всех живых существ, которые населяют нашу планету, служит энергия солнечного света.

4) И летом и зимой панорама, которая открывается с крутого берега Цны, неповторима в своей красоте.

14. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Благодаря солнечным батареям, которые установлены на крышах домов, расходы на электроэнергию снижаются в десять раз.

2) Осенним утром солнце напоминает кусок речного льда, который тает над еловыми берегами.

3) Как показали исследования учёных, кислорода, которым мы дышим, в составе первичной атмосферы Земли не было.

4) Громко шелестит под сапогами сухая, ломкая трава, которую ещё не тронул иней.

15. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Соседка поздоровалась и пошла к такси, которое стояло у подъезда.

2) Только увлечение создаёт то напряжение духовных сил, которое приведёт к развитию способностей.

3) К сожалению, есть ребята, которые за всю школьную жизнь не решили самостоятельно ни одной задачи.

4) Инженеры постоянно вносят изменения в конструкции отдельных узлов автомобиля, которые позволяют сделать их работу более экономичной и эффективной.

16. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) При подлёте к комете космический аппарат напоминал готового к сражению рыцаря, который закован в прочные латы.

2) Из холма, который природа склеила из громадных уродливых камней, тонкой струйкой выбегала вода.

3) Получение продуктов питания из воды и минеральных солей, которые можно извлекать из земли, навсегда решит проблему голода.

4) Утром за всполохом ромашек не видно ни телёнка, который пасётся на лугу, ни гусей.

17. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Впервые я увидел памятник Н.В. Гоголю в окружении экскурсантов, которые с весёлым гомоном разглядывали фигурки на барельефе.

2) Среди работ Троице-Сергиевского цикла К.Ф. Юона подлинной жемчужиной пейзажной живописи считается картина «Весенний солнечный день», которая проникнута каким-то особым ликованием.

3) Наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы, называется экологией.

18. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Сестра постоянно была занята своими какими-то делами, которые частенько брали верх над учёбой.

2) Стали, в состав которых входит 0,25% углерода, хорошо свариваются.

3) После обнародования программы СОИ вся мощь советской промышленности была направлена на создание оружия, которое могло противостоять атаке из космоса.

4) Попечительский совет решил установить мемориальную доску на нашей школе и оказать поддержку учителям, которые уже находятся на пенсии.

19. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Благодаря непреклонной воле и необычайной энергии из деревенского мальчишки выросла грандиозная фигура величайшего мыслителя, который опередил на целое поколение всех своих современников.

2) Гость, о котором так много говорили, опаздывал.

3) В одном из своих произведений А.И. Герцен писал о русском народе, который сохранил «величавые черты, живой ум и широкий разгул богатой натуры».

4) С автопортрета, который был написан в последние годы жизни художника, на нас смотрит рыжеватый человек с тонкими чертами лица и задумчивым взором.

20. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) В музыкально-критических статьях Чайковский неоднократно высказывался против композиторов, которые изгоняли из оперного жанра классические формы (арии, ансамбли, хоры).

2) Когда мы говорим о милостях, которые подарила судьба, не следует забывать: эти милости часто приходится отвоёвывать у неё.

3) У каждого человека должны быть свои идеалы, на которые он ориентируется.

4) По проекту М.В. Ломоносова в 1755 году в Москве был открыт университет, который стал одним из основных центров русского просвещения и науки.

21. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) В 80-е годы военные готовили к первым испытаниям лазерную пушку, которая могла сбивать объекты на околоземной орбите.

2) И в XXI веке мы не перестаём удивляться мощи человеческого разума, который проникает в глубочайшие тайны природы.

3) Ученик, который просто вызубрил параграф, может запнуться во время своего ответа и не вспомнить продолжение.

4) В приёмную министра вошёл человек, которого я видел ещё в Лондоне, и сразу направился в кабинет.

22. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Княжна Марья посмотрела на Ростова своим лучистым взглядом, который заставлял забывать некрасивость её лица.

2) Эпоха реакции, которая наступила в России вслед за восстанием декабристов, породила людей, подобных Печорину.

3) Войска Первой русской армии, при которой находился государь, были расположены в укреплённом лагере у Дриссы.

4) Среди присутствующих Маргарита сразу узнала Азазелло, который стоял у спинки кровати.

23. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) У этого художника был любимый и часто варьируемый сюжет - стада овец, которые мирно пасутся в степи.

2) Во второй половине сороковых годов Брюллов создал целую галерею портретов своих современников, которые поражают бесконечным разнообразием, правдой и многогранностью характеров.

3) В картинах Боттичелли линия уже не простой контур, который обрисовывает границы объёмов, а напряжённая душевная экспрессия, безукоризненный художественный инструмент для передачи самых сложных чувств и переживаний.

4) Но ведь есть же на свете человек, который поймёт меня!

24. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Каждый год летом открывалась знаменитая Нижегородская ярмарка, которая принимала людей со всей России.

2) Учёные ежедневно обогащают науку большими и малыми открытиями, которые в дальнейшем принесут людям большую пользу.

3) Из пчелиного яда вырабатывают препараты, которые применяют в медицине для нормализации работы суставов, мышц, кровеносных сосудов, периферической нервной системы.

4) Ведущий программы представил зрителям игроков, которые пожелали принять участие в нелёгкой борьбе за звание знатоков отечественной истории.

25. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Московское Училище живописи и ваяния, которое было основано в 1933 году, называли иногда «второй Академией художеств».

2) Благодаря своей цепкой памяти на лица Александров мог вспомнить любого человека, которого когда-то видел.

3) А. И. Куинджи был из тех мастеров, которые умели схватить, запечатлеть моменты проявления наивысшей красоты природы.

4) В. И. Даль - человек удивительной судьбы, который много сделал для прогресса российской науки и культуры.

26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Поэт должен уметь передать настроение, которое пробудило в его душе созерцание природы.

2) А. Х. Востокова, который вписал немало ярких страниц в историю русской лингвистической науки, уважительно называют отцом славянской филологии.

3) Есть люди, которых на пути к заветной цели не остановит ни одно препятствие.

4) Репетиции спектакля юные актёры проводили в квартире Дмитрия Сергеевича, который жил тогда в Плотниковом переулке.

27. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Люди на холстах Сильвестра Щедрина не были условными фигурками, которым отводилась роль лишь «оживлять» прекрасные виды.

2) В собранных П. М. Третьяковым портретах выдающихся деятелей науки и искусства, которые вызывают всеобщее уважение своими трудами и открытиями, живёт духовная история России.

3) Самые простые вещи, которые он использует, становятся в его рассказах поэтическими образами.

4) Пока трудно рассмотреть лицо человека, который показался вдалеке на аллее сада.

28. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) В последние десятилетия XX века в отечественной литературе о подростках появилось много замечательных произведений, которые и сегодня не оставляют читателей равнодушными.

2) Известны два перевода баллады Бёрнса «Джон Ячменное Зерно», в основу которой положена старинная народная песня.

3) Э. По создал семьдесят рассказов и повестей, которые оказали огромное влияние на развитие всей мировой литературы, на творчество многих писателей.

4) Толчком для создания романа «Робинзон Крузо» послужил очерк, который рассказывал о судьбе одного английского моряка - Александра Селькирка.

29. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Художник показал красоту земли, которая дарит людям бессчётные богатства.

2) У Артемьева было серьёзное лицо человека, который бережёт своё внутреннее достоинство.

3) Иногда на уроках учитель читал вслух свежие номера журналов, в которых он находил сведения о новых научных открытиях.

4) Событие, которое писатель положил в основу сюжета новой повести, произошло в действительности.

30. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Существуют три основные проблемы, которые определяют практическую значимость проекта.

2) Первым чувством, которое испытал Нехлюдов после пробуждения, было сознание каких-то грядущих перемен.

3) На всех четырёх островах, которые одинаково плотно заросли тропическими пальмами, царило уютное благополучие.

4) Российские учёные предлагают разместить на Луне микроволновые станции, которые можно питать электроэнергией от солнечных батарей.

31. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) С 1923 года В. В. Алёхин руководил в МГУ кафедрой геоботаники, которая была создана по его личной инициативе.

2) Всё творчество писателя Евгения Носова и есть большая мудрая книга, которая помогает людям быть добрее, щедрее душой.

3) Дело В. В. Алёхина продолжают преданные науке учёные, для которых смыслом работы стало сохранение неповторимого природного уголка соловьиного края.

4) В фамильном архиве есть письмо актёра Щепкина, который с душевной болью сообщает о закрытии театра в Тифлисе.

32. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Главный герой романа Достоевского «Идиот» князь Мышкин одновременно смешон и трагичен, подобно Дон Кихоту, с которым он ассоциируется.

2) К 1856 году творческие интересы Шишкина, который выделялся среди товарищей несомненным талантом, определились окончательно.

3) Дорога, которую указал Пугачёв, оказалась спасительной для Петруши и гибельной для других.

33. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Даниэль Дефо (1660-1731) - английский писатель, роман которого знает весь мир.

2) На краю Мещёрских лесов, недалеко от Рязани, лежит село Солотча, которое прославилось своими реками и сосновыми борами.

3) Сад был заглохший, весь в сирени, в одичалом шиповнике, в яблонях и клёнах, которые покрыл мох.

4) И сейчас метеорологи в своих предсказаниях погоды опираются на некоторые народные приметы, которые дают довольно точный прогноз.

34. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Социолингвистика - раздел общего языкознания, который изучает общественную обусловленность функционального развития языка.

3) По библейской легенде, жители Древнего Вавилона пытались построить башню, которая должна была бы достигнуть неба.

4) Басни Крылова явились совершенно новым явлением в русской литературе по отношению к басням Сумарокова, которые были написаны в традициях классицизма.

35. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Конспектирование - вторичный жанр научного стиля, который представляет собой письменную фиксацию основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста.

2) Орден Святого Андрея Первозванного, который выдавался только в редких, исключительных случаях, был учреждён Петром I в 1698 году.

3) Монголия - самое большое по территории государство мира, которое не имеет выхода к морю.

4) Скептик - это тот человек, который не верит в бесплатный энтузиазм.

36. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) В качестве аргументов в споре могут быть использованы конкретные факты, которые убедительно подтверждают вашу позицию.

2) Совестливый человек - это порядочный, честный человек, который имеет чувство достоинства и справедливости.

3) На протяжении всей своей жизни И. И. Шишкин постоянно приезжал в отчий край, в котором словно черпал новые творческие силы.

4) Солнце и все тела, которые обращаются вокруг него, образуют Солнечную систему.

37. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) На протяжении всей своей жизни И.И. Шишкин постоянно приезжал в отчий край, в котором словно черпал новые творческие силы.

2) В 1885 году художник В.Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, которые были привезены им из поездки на Восток.

3) Бетховен продолжил общую линию развития жанров симфонии, сонаты,квартета, которая была намечена его предшественниками.

4) Язык - это самая живая и прочная связь, которая соединяет все поколения в одно великое историческое целое - народ.

38. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) В глубоком пространстве между небом и морем носились волны, которые одна за другой взбегали на песчаный берег.

2) В иллюминаторе самолёта видны камчатские реки, берега которых покрыты крупными и средней величины валунами.

3) Широкое применение находят сплавы на основе титана, которые характеризуются высокой химической стойкостью.

4) Технологические свойства металлов выявляются путём испытаний, которые называют технологическими пробами.

39. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Ф.И. Тютчев, который стал крупнейшим представителем русской философской лирики, написал своё первое стихотворение в одиннадцать лет.

2) Комната, в которой лежал Илья Ильич Обломов, с первого взгляда казалась прекрасно убранной.

3) Эпоха реакции, которая наступила в России вслед за восстанием декабристов, породила людей, подобных Печорину.

4) Пьеса Горького «На дне», которая была написана в 1902 году, изображала жизнь «бывших людей».

40. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Из заграничной поездки Тургеневы вернулись в материнское имение Спасское-Лутовиново, которое находилось недалеко от Мценска.

2) Важный момент, который необходимо учитывать при выборе материала для покрытия террасы, - это лёгкость ухода за ним.

3) Основным источником энергии для всех живых существ, которые населяют нашу планету, служит энергия Солнца.

4) Крыша, которую покрыли гибкой черепицей, будет десятилетиями защищать дом от проникновения воды.

41. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Уникальным явлением в жанре эссе стал роман А.И. Герцена «Былое и думы», который был назван «эссеистическим романом, эпопеей, энциклопедией эссеизма».

3) Цель реферата - передать основную, существенную, новую информацию, которая содержится в реферируемом документе.

42. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Нередко художник-витражист наносит на поверхность стекла чёрные линии, которые дополняют его рисунок.

2) Лишь немногие осознают ту огромную роль, которую играет магний в нашем организме.

3) В Каракумах нет мельчайшей пыли, которая в предгорьях Средней Азии образует сухой туман.

4) Степные реки состоят из цепи омутов или небольших глубоких и прозрачных озёр, которые соединяются между собой перекатами.

43. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Математическая теория передачи информации многим обязана существованию простого выражения, которое является мерой свободы выбора в сообщениях.

2) В наше время непрерывно растёт объём информации, которая передаётся по глобальным линиям магистральной связи.

3) В обширном арсенале средств современной медицины железо остаётся неизменным компонентом при лечении малокровия как средство, которое улучшает состав крови.

44. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Художественные средства, которые были использованы при написании «Деревни», тяготеют к классицистической традиции.

2) Ручная художественная роспись тканей - своеобразный вид оформления текстильных, изделий, который уходит своими корнями в глубокую древность.

3) Спор - это способ коллективного решения проблемы, при котором каждая из сторон претендует на установление истины.

4) Художественный мир Мастера характеризуется рядом предметных деталей, которые приобретают символическое значение.

45. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) С одной стороны к форуму примыкало здание государственного архива, которое стояло на сводчатых подземных этажах.

2) Солнечная энергия, которая падает на фотосинтезирующие органы растений, аккумулируется во вновь образующихся органических соединениях.

3) Учёные предложили пропитывать старинные рукописи органическим раствором с добавлением антиоксидантов, которые смогли бы остановить процесс распада бумаги.

4) Воплощением мощи и исторической значимости императорского Рима были триумфальные сооружения, которые возводились во славу Рима.

46. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Есть множество приёмов, которые помогут превратить ваш сад в райский уголок.

2) Есть люди, которые с самого раннего детства несут на себе какой-то отпечаток избранности.

3) Железо входит в состав гемоглобина, который содержится в эритроцитах.

4) По слухам, которые иногда доходили до нас, Ольга стала успешной предпринимательницей.

47. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) В древнерусском языке слово дом, которое обозначало и хозяйство, и семью, и домочадцев, было очень важным.

2) В 1882 году Виктор Михайлович Васнецов встречается с художниками из славной плеяды передвижников: Репиным, Поленовым, Суриковым, которые оказали большое влияние на творчество художника.

3) Гравёр Пожалостин - один из лучших русских гравёров, работы которого хранятся не только в России, но и во Франции, в Англии.

4) Предложения, которые в тексте связаны между собой по смыслу и с помощью языковых средств, образуют самостоятельное, целостное и законченное сообщение.

48. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Нужно научиться быть благодарными природе за ту красоту, которую она нам дарит.

2) С одной стороны к форуму примыкало здание государственного архива, которое стояло на сводчатых подземных этажах.

3) Степные реки состоят из цепи омутов или небольших глубоких и прозрачных озёр, которые соединяются между собой перекатами.

4) Девятая симфония Бетховена служила образцом для художников эпохи романтизма, которые увлекались утопией синтетического искусства.

Ответы:

1. – 2); 2. – 2); 3. – 1); 4. – 4); 5. – 3); 6. – 2); 7. – 1); 8. – 1); 9. – 1); 10. – 2);

11. – 3); 12. – 3); 13. – 2); 14. – 3); 15. – 2); 16. – 3); 17. – 4); 18. – 2); 19. – 2); 20. – 3);

21. – 4); 22. – 3); 23. – 4); 24. – 2); 25. – 3); 26. – 3); 27. – 1); 28. – 2); 29. – 3); 30. – 4);

31. – 3); 32. – 1); 33. – 1); 34. – 3); 35. – 4); 36. – 3); 37. – 1); 38. – 2); 39. – 2); 40. – 2);

41. – 4); 42. – 2); 43. – 4); 44. – 3); 45. – 3); 46. – 1); 47. – 3); 48. – 1).

Справочная информация

Морфологических форм у русских изменяемых слов много. К счастью, большинство из них усваивается ребятами в раннем детстве и проблем при подготовке к ЕГЭ не вызывает. Но есть формы, в образовании и употреблении которых и ребята, и взрослые допускают ошибки. Ниже приведен перечень таких морфологических форм.

Ошибкоопасные формы. Запомни примеры списками.

Имя существительное

Образование множественного числа :

Слова на Ы - И:

инженеры, конструкторы, офицеры, лекторы, тренеры, бухгалтеры, инструкторы, редакторы, слесари, шофёры;
векторы, ветры, выговоры, джемперы, свитеры, договоры, контейнеры, плееры, полисы, прожекторы, склады;
возрасты, выборы, порты, почерки, кремы, торты

Слова на А - Я:

директора, доктора, инспектора, профессора, повара, сторожа, фельдшера, тенора, кучера;
округа, ордера, векселя, катера, отпуска, вороха, колокола, кузова, купола, округа, паспорта, погреба, сорта, хутора, тополя, штабеля, штемпеля, якоря

Образование форм родительного падежа множественного числа :

1. Образование и изменение форм составных числительных :

в тысяча пятом году, две седьмых, к трём пятым, в две тысячи одиннадцатом году,
восьмьюдесятью (восемьюдесятью), восьмьюстами (восемьюстами), пятьюстами, тремя тысячами шестьюстами пятьюдесятью семью

2. Склонение сложных и составных числительных:

двумястами рублями, пятьюстами рублями, четырьмястами рублями, около пятисот километров, тремястами страницами, нет шестисот рублей, о пятистах книгах

Слов: сорок, девяносто, сто.

И.п. сорок, девяносто, сто (рублей)
Р.п. сорока, девяноста, ста (рублей)
Д.п. сорока, девяноста, ста (рублям)
В.п. сорок, девяносто, сто (рублей)
Т.п. сорока, девяноста, ста (рублями)
П.п. (о) сорока, девяноста, ста (рублях)

пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят . При склонении в них изменяются обе части:

И.п. пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят (рублей)
Р.п. пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти (рублей)
Д.п. пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти (рублей)
В.п. пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят (рублей)
Т.п. пятьюдесятью, шестьюдесятью, семьюдесятью, восемьюдесятью (рублями)
П.п. (о) пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти (рублях)

Обратите внимание на склонение числительных: пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот. При склонении в них изменяются обе части:

И.п. пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот (рублей)
Р.п. пятисот, шестисот, семисот, восьмисот, девятисот (рублей)
Д.п. пятистам, шестистам, семистам, восьмистам, девятистам (рублям)
В.п. пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот (рублей)
Т.п. пятьюстами, шестьюстами, семьюстами, восемьюстами, девятьюстами (рублями)
П.п. (о) пятистах, шестистах, семистах, восьмистах, девятистах (рублях)

Обратите внимание на склонение числительных полтора, полторы, полтораста, в которых часто допускаются ошибки:

И.п. полтора (часа), полторы (минуты), полтораста (рублей)
Р.п. полутора (часов, минут), полутораста (рублей)
Д.п. полутора (часам, минутам), полутораста (рублям)
В.п. полтора (часа), полторы (минуты), полтораста (рублей)
Т.п. полутора (часами, минутами), полутораста (рублями)
П.п. (о) полутора (часах, минутах), полутораста (рублях)

Обратите внимание на склонение составных количественных числительных : в них изменяется каждое слово:

И.п. две тысячи четырнадцать (рублей)
Р.п. двух тысяч четырнадцати (рублей)
Д.п. двум тысячам четырнадцати (рублям)
В.п. две тысячи четырнадцать (рублей)
Т.п. двумя тысячами четырнадцатью (рублями)
П.п. (о) двух тысячах четырнадцати (рублях)

Обратите внимание на склонение составных порядковых числительных : в них изменяется только последнее слово:

И.п. две тысячи четырнадцатый (год)
Р.п. две тысячи четырнадцатого (года)
Д.п. две тысячи четырнадцатому (году)
В.п. две тысячи четырнадцатый (год)
Т.п. две тысячи четырнадцатым (годом)
П.п. (в) две тысячи четырнадцатом (году)

3. Употребление собирательных числительных:

двое братьев, трое щенков, к обоим братьям, к обеим подругам, двое очков, двое саней, нас двоих, троих, их шестерых .

Поскольку тема вызывает много проблем, запомни случаи, когда правильно употреблять собирательные числительные, списком:

1. С существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое братьев, трое мужчин, четверо парней.
2.
С существительными дети, люди: трое детей, четверо людей.
3. С существительными, обозначающими детёнышей животных: трое щенков, семеро козлят.
4. С существительными, имеющими форму только мн. ч.: пятеро суток.
5. С существительными, обозначающими парные или составные предметы: двое очков, двое лыж.
6. С местоимениями: нас двоих, их пятерых.

4. Употребление числительных оба, обе:

Числительное обе употребляется только с существительными ж.р.: обе девушки, обе стороны, обе книги .
С существительными м. р. и ср. р. употребляется форма оба: оба брата, оба друга, оба окна .

Ошибочно: оба тропки, к обоим дорожкам, обоими звёздами.
Правильно: обе тропки, к обеим дорожкам, обеими звёздами .

Местоимение

Образование форм:

Ошибочно: был увлечён ей, у ней; ихний; посреди его (её), среди их; скольких книг, сколько учеников.
Правильно: был увлечён ею — Т.п., у неё — Р.п.; их; посреди* него (неё), среди* них; сколько книг, скольких учеников

* Посреди, среди — предлоги. Если ты говоришь: из них, от них, говори: среди них . После предлогов у личных местоимений он, она, они в косвенных падежах появляется буква н .

Глагол

1. Образование личных форм :

У глаголов победить, убедить, переубедить, разубедить, очутиться, ощутить, затмить, дерзить, пылесосить и некоторых других нет формы 1 лица ед. ч.
Ошибочно: победю, побежу, побежду, убедю, убежу, убежду, очутюсь, чудю, чужу, чужду.
Правильно: не использовать эти глаголы в форме 1 л., ед.ч.

Ошибочно: попробоваем, ездием, лазию, жгём, пекёшь, берегёшь, стерегёшь, полоскаю, махаю, хочут (использована неверная модель словоизменения, просторечие).
Правильно: попробуем, ездим, лазим, жжём, печём, бережёшь, стережёшь, полощу, машу, хотят .

2. Образование возвратных форм :

Ошибочно: встретилися, хотелося, поздоровалася, извиняюся (просторечие).
Правильно: встретились, хотелось, поздоровалась (после гласных не -ся , а -сь ), извините (употребление возвратной формы с этим глаголом - грубая ошибка).

3. Образование форм повелительного наклонения :

Ошибочно: ехай, едь, езжай, поехай, поедь, ездий, ездь, махай, разъехайтесь, поклади, положь, ложь, ложи, бежи, лазь, покупи, ляжь (использована неверная модель словоизменения, просторечие).
Правильно: поезжай (с приставкой), помаши, разъезжайтесь, положи, купи, ляг .

Обрати внимание на образование форм повелительного наклонения ошибкоопасных глаголов, которые часто встречаются в КИМах:

Лечь — (ты) ляг, (вы) лягте
Ехать — (ты) поезжай, (вы) поезжайте
Ездить — (ты) езди, (вы) ездите
Положить — (ты) положи, (вы) положите
Класть — (ты) клади, (вы) кладите
Лазать —(ты) лазай, (вы) лазайте
Бежать — (ты) беги, (вы) бегите

4. Образование форм прошедшего времени:

Ошибочно: замёрзнул, окрепнул, сохнул, просохнул, промокнул, намокнул и др. подобные.
Правильно: замёрз, окреп, сох, просох, высох, промок, намок.

Причастие

Образование причастий :

Ошибочно: полоскающий, махающий, хочущий (использование неверной модели словоизменения); сделающий, напишущий, поинтересующийся (причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида не образуются).
Правильно: полощущий, машущий, хотящий ; не пытаться образовывать причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида.

Деепричастие

Образование деепричастий :

Ошибочно: посмотря в мою сторону, сложа в стопку, поезжая (неверное использование моделей формообразования: от глаголов СВ не могут быть образованы деепричастия с суффиксом -я-).
Правильно: смотря в мою сторону или посмотрев в мою сторону, сложив в стопку (искл.: устойчивое сочетание сложа руки ), поехав .

Найдите и исправьте ошибку в форме слова (морфологические нормы)

Итак, что же проверяет задание 6 ЕГЭ по русскому языку?

Формулировка задания 6 в ЕГЭ по русскому 2018:

Алгоритм выполнения:

1) Внимательно прочитайте задание. Важно именно исправить ошибку.

2) Определите части речи выделенных слов. От части речи зависит правило.

3) Вспомните правило, соответствующее каждой части речи, если оно есть.

3) Действуйте методом исключения. Лучше всего начать с прилагательных,

числительных, глаголов, а на "десерт" оставить существительные, так как

там большее количество информации.

4) После того, как ошибка будет найдена, не забудьте: вписать в окно ответа

необходимо уже ИСПРАВЛЕННЫЙ вариант.

1. Формы существительных

Именительный падеж множественного числа

Ы, И

А, Я

Слова на -тор, -сор,-вор, -ер

инспекторы

инструкторы

редакторы

лекторы

ректоры

конструкторы

прожекторы

секторы

инженеры

шофёры

бухгалтеры

диспетчеры

договоры

приговоры

плейеры

драйверы

принтеры

и т.д.

директора

профессора

инспектора

доктора

катера

ордера

тенора

фельдшера

флюгера

хутора

шулера

буфера

веера

буера

повара

Слова на -ль, л.

грифели

госпитали

векселя

вензеля

кителя

штабеля

штемпеля

тополя

шомпола

колокола

купола

Остальные слова

слесари

токари

конюхи

возрасты

кремы

супы

грунты

лифты

порты

склады

торты

флоты

фронты

штабы

штурманы

адреса

бока

борта

века

желоба

жемчуга

жернова

края

кузова

окорока

округа

острова

отпуска

паруса

паспорта

погреба

потроха

снега

стога

сорта

сторожа

тетерева

черепа

Форма зависит от значения

адреса (новоселов)

века (Средние)

года (мои года)

колена (выделывать)

корпуса (танковые)

кренделя (выделывать)

меха (одеваться в меха)

мужья (прочить в мужья)

образа (святых)

ордена (на груди)

пропуска (временные)

рода (войск)

счета (оплатить)

сыновья (и дочери)

тона (светлые)

учителя (профессия, в школе)

хлеба (яровые)

адресы (поздравительные)

веки (на веки вечные)

годы (войны, девяностые)

колени (больные)

корпусы (часов)

крендели (вкусные)

мехи (кузнечные)

мужи (Отечества, ученые)

образы (литературные)

ордены (Тевтонский)

пропуски (занятий)

роды (и виды, древние)

счеты (свести)

сыны (Отечества)

тоны (сердца)

учители (не профессия,

великие учители человечества,

хлебы (печь формовые)

Родительный падеж множественного числа

ОВ, ЕВ

Нулевое окончание

Растительный мир

Всё на -ов,

Исключения

Апельсинов

Бананов

Огурцов

бананов

томатов

помидоров

гранатов

абрикосов

ананасов

лимонов

мандаринов

баклажанов

яблок

груш

слив

дынь

Названия национальностей

Остальные окончания

Слова на -н,-р.

казахов

калмыков

киргизов

монголов

семитов

таджиков

тунгусов

узбеков

хорватов

якутов

Исключение:

турок

армян

башкир

болгар

бурят

грузин

лезгин

осетин

румын

татар

туркмен

цыган

Исключение:

бедуинов

Единицы измерения

Наиболее употребимые

в повседневной жизни

Редко употребляются

в повседневной жизни(термины)

байтов

гектаров

граммов

децибелов

каратов

килограммов

километров

ампер

аршин

бит

ватт

вольт

радиан

рентген

Парные предметы

носков

гольфов

рельсов

бронхов

джинсов

гольфов

ботинок

чулок

шаровар

шорт

туфель

сапог

тапок

тапочек

галош

бахил

бутс

валенок

манжет

серёг

Военная тематика

Солдат

Гусар

Драгун

Гренадер

Кадет

Улан

Партизан

Существительные на -ня

Ь

Н

Если перед -ня стоит гласная

Если перед -ня согласная

богинь

погонь

тихонь

яблонь

нянь

басен

башен

боен

вишен

двоен

пашен

сотен

спален

сплетен

таможен

черешене

Исключение:

барышень

боярышень

кухонь

деревень

Сущ. на -це

ЕВ

ЕЦ

болотцев

кружевцев(кружевец)

деревцев

оконцев(оконец)

блюдец

зеркалец

копытец(копытцев)

одеялец

полотенец

сердец

солнц

Существительные на -ье, -ья

Без ударения

в И.п.

Под ударением в И.п.

-ИЙ

ЕЙ

(гуля нье) гуляний

застолий

кушаний

надгробий

новоселий

ожерелий

раздумий

сидений

снадобий

солений

ущелий

армий

аудиторий

бегуний

гостий

колдуний

оладий

пародий

плясуний

эскадрилий

печений

побережий

подземелий

Исключения:

платьев

верховьев

кореньев

лохмотьев

низовьев

подмастерьев

хлопьев

устьев

(ружьё) ружей

питей

полыней

статей

судей

Некоторые существительные на -ей, с нулевым окончанием и -ов

ЕЙ

Нулевое

ОВ

распрей

ведомостей

лопастей

мощностей

отраслей

скатертей

скоростей

четвертей

бомжей

векселей

вензелей

госпиталей

кабелей

медведей

будней

дровней

козней

пельменей

яслей

вафель

петель

барж

копён

кочерёг

обойм

пелён

сирот

зраз

жабр

каникул

лосин

макарон

невзгод

оков

сардин

уз

шпрот

брызг

выборов

дебатов

заморозков

кулуаров

мускулов

нардов

очистков

сотов

чипсов

нервов

2. Формы прилагательных

Внимание! Нельзя смешивать простую и составную степени сравнения

Например: Более интереснее, самый интереснейший - неправильно.

Интереснее или более интересный, интереснейший или самый интересный - правильно.

3. Числительные

1) Склонение количественных числительных (отвечают на вопрос Сколько?)

Числительные

Как склоняются

Примеры

5-20,

Склоняются как существительное степь

Р.п. чего? Пяти

Д.п чему? десяти

В.п. что? двадцать

Т.п. чем? Одиннадцатью

П.п. о чем? Тридцати

Имеют только две падежные формы:

И.п. = В.п

Р.п, Д.п., Т.п., П.п. окончание а

И. сорок, девяносто, сто

Р. Сорока, девяноста, ста

Д. Сорока, девяноста, ста

В. сорок, девяносто, сто

Т. Сорока, девяноста, ста

П. Сорока, девяноста, ста

Меняются обе части,

как существительное 3 склонения степь

И. пятьдесят

Р. пятидесяти

Д. пятидесяти

В. пятьдесят

Т. пятьюдесятью

П. пятидесяти

200,

300,

Меняются обе части.

Первая часть как два, три, четыре.

Вторая часть как ноты во мн.ч.

И. двести

Р. Двухсот (нот)

Д. двумстам (нотам)

В. двести

Т. Двумястами (нотами)

П. двухстах (нотах)

500-900

Меняются обе части.

Первая часть как степь.

Вторая часть как ноты во мн.ч

И. пятьсот

Р. пятисот

Д. пятистам

В. пятьсот

Т. пятьюстами

П. пятистах

2) Склонение числительных полтора, полторы, полтораста

Полтора, полторы и полтораста в И.п и В.п. имеют одинаковые формы, а в остальных падежах имеют формы полутора и полутораста.

3) Числительные тысяча и миллион

Числительное тысяча склоняется, как существительное 1-го склонения (тысяча, тысяки, тысяче, тысячу, тысячей, о тысяче)

Числительное миллион склоняется, как существительное 2-го склонения (миллион, миллиона, миллиону, миллион, миллионом, о миллионе)

4) Склонение дробных числительных

В дробных числительных числитель склоняется как целое число, а знаменатель - как порядковое числительное

Пять четвертых - И.п.

Пяти четвертых - Р.п.

Пяти четвертым - Д.п.

5) Склонение порядковых числительных

При изменении порядковых числительных (отвечают на вопрос какой по порядку?) меняется только окончание последнего слова

И.п. две тысячи семнадцатый

Р.п две тысячи семнадцатого

Д.п. две тысячи семнадцатому

В.п. две тысячи семнадцатый

Т.п две тысячи семнадцатым

П.п. две тысячи семнадцатом

6) Употребление собирательных числительных (двое, трое, пятеро)

Сложность в употреблении собирательных числительных заключается в том, что они сочетаются только с некоторыми группами существительных:

А) с существительными, обозначающими лиц мужского пола (с лицами женского пола употребляем количественные числительные).

Двое мужчин, четверо мальчиков, но две девушки, четыре женщины

Б) с детенышами животных (со взрослыми животными употребляем количественные числительные).

Семеро козлят, трое тигрят, но трое тигров

В) с существительными, употребляющимися только во множественном числе

Трое саней, двое ножниц

Г) с парными предметами

Двое сапог, четверо ботинок

Д) с личными местоимениями

Их было трое, нас четверо

7)Числительные оба обе

Числительное оба употребляется только с существительными мужского и среднего рода.

Оба человека, оба друга

Числительное обе употребляется с существительными женского рода.

По обеим сторонам, обе девушки

4. Глаголы

1) Образование повелительного наклонения

Неопределенная

форма

Повелительное наклонение

Лечь

Ехать

Ездить

Положить

Класть

Бежать

Лазать

Выйти

Выложить

Выверить

Вывесить

Выдвинуть

Клянчить

Махать

Нянчить

Погодить

Портить

Тронуть

Чистить

Ляг(те)

Поезжай(те)

Езди(те)

Положи(те)

Клади(те)

Беги(те)

Лазай(те)

Выйди(те)

Выложи(те)

Вывери(те)

Вывеси(те)

Выдвини(те)

Клянчи(те)

Маши(те)

Нянчи(те)

Погоди(те)

Порти(те)

Тронь(те)

Чисти(те)

3) Одеть - надеть

Одеть кого-то (одеть ребенка в школу)

Надеть что-нибудь на себя (надеть пальто)

3) Образование формы прошедшего времени

Неопределенная форма

Прошедшее время

Сохнуть

Просохнуть

Замерзнуть

Окрепнуть

Промокнуть

Намокнуть и пр.

Сох

Просох

Замерз

Окреп

Промок

Намок

4) Образование формы будущего времени

Глаголы победить, переубедить, убедить, разубедить, затмить дерзить, очутиться, ощутить, пылесосить не имеют простой формы будущего времени, т.е. нельзя сказать: победю, убедю и т.д. Для образования будущего времени таким словами необходимы дополнительные слова или синонимы.

5)Образование формы настоящего времени

ездить

ездим

лазить

лазим

попробовать

попробуем

печь

печем

беречь

бережем

хотеть

хотим

полоскать

полощем

махать

машем


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх