Порядка предоставлении платных медицинских услуг в больнице. Правила оказания платных медицинских услуг

Все государственные медицинские организации, независимо от организационно-правовой формы, имеют право оказывать платные услуги населению и юридическим лицам, основные различия при этом заключаются лишь в праве на распоряжение доходами, полученными от их оказания. В табл. 1 представлены права медицинских организаций различных организационно-правовых форм в части, касающейся приносящей доход деятельности.

Таблица 1

Права медицинских организаций различных организационно-правовых форм в части, касающейся приносящей доход деятельности

Автономное некоммерческое учреждение

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения

Казенное учреждение

Право осуществлять приносящую доходы деятельность

Вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах

Может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами

Право на распоряжение доходами, полученными от приносящей доход деятельности

Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения

Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения

Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации

Проведенный анализ системы платных медицинских услуг показал, что наряду с определенными достижениями (расширение рынка медицинских услуг, повышение конкурентоспособности медицинских организаций и специалистов, получение дохода указанными организациями от оказания платных медицинских услуг, расширение права выбора пациентами медицинских организаций и специалистов и др.) имеется ряд проблем. К ним, в первую очередь, можно отнести проблемы несовершенства законодательной и нормативно-правовой базы по оказанию платных медицинских услуг. По нашему мнению, основными проблемами здесь являются:

1) отсутствие законодательно закрепленной ответственности пациентов за предоставление исчерпывающей известной им информации о собственном состоянии здоровья и наличии возможных противопоказаний к проведению отдельных видов медицинских вмешательств;

2) недостаточная проработанность на федеральном уровне методик и рекомендаций по организации платных медицинских услуг в государственных и муниципальных медицинских организациях, в т.ч. рекомендующие порядок разделения потоков пациентов, получающих платные и бесплатные медицинские услуги, а также организацию работы медицинских специалистов и использования медицинского оборудования и аппаратуры;

3) отсутствие четких профессиональных рекомендаций о формировании рынка медицинских услуг с учетом предложения более широкого спектра профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных программ, в том числе не включенных в программу государственных гарантий и территориальные программы бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

4) недостаточная проработанность методологии оказания платных медицинских услуг в медицинских организациях с учетом их специфики и повышения удовлетворенности производителей и потребителей медицинских услуг;

5) отсутствие организационно-функциональных моделей по организации и оказанию платных медицинских услуг в государственных медицинских организациях;

6) несовершенство методики расчета тарифов на медицинские услуги, отсутствие достаточной гибкости при утверждении тарифов с учетом меняющейся экономической ситуации и платежеспособного спроса населения.

В качестве возможных угроз, также связанных с недостатком развития нормативной правовой базы, можно спрогнозировать следующие:

1. Необоснованный рост объемов платных медицинских услуг в ущерб объемам и уровню медицинских услуг, оказываемых без взимания платы с пациентов.

2. Некорректное использование ресурсной базы государственных медицинских организаций для оказания платных медицинских услуг.

3. Нарушение финансовой отчетности и расчетов при оказании платных медицинских услуг.

Существует и ряд иных проблем, проявляющихся в процессе деятельности организаций и специалистов государственных организаций при оказании платных медицинских услуг. К ним, прежде всего, относятся отсутствие научно обоснованных структурно-организационных моделей деятельности государственных медицинских организаций и работающих в них специалистов по оказанию платных медицинских услуг, системы подготовки руководителей и специалистов по этому направлению деятельности, а также недостаточное изучение мнения пациентов о степени удовлетворенности медицинскими услугами, оказываемыми на платной основе в государственных медицинских организациях.

Все указанное зачастую способствует принятию незрелых управленческих решений по организации и совершенствованию системы оказания платных услуг, создает предпосылки к неравенству при оказании платных медицинских услуг и услуг, оказываемых без взимания платы, а также к возникновению иных организационных, финансовых и правовых нарушений. Это говорит о целесообразности более глубокого изучения практики деятельности производителей платных медицинских услуг и оценки указанной деятельности потребителями данных услуг.

Анализ существующих вариантов организации и оказания платных услуг в государственных медицинских организациях, проведенный по литературным данным и по отчетным данным государственных медицинских организаций Департамента здравоохранения г. Москвы показал, что наиболее востребованными и чаще используемыми являются следующие (табл. 2):

Таблица 2

Варианты организации и оказания платных услуг в государственных медицинских организациях

Первый вариант

Организация и оказание платных медицинских услуг в отдельно выделенных или арендуемых подразделениях; специалистами, занятыми на работе в данных подразделениях по основному месту работы или совместительству; с использованием собственного или арендуемого оборудования и иных ресурсов.

Второй вариант

Организация и оказание платных медицинских услуг без выделения отдельных подразделений на базе существующих, специалистами, занятыми на работе в указанных подразделениях зачастую в основное рабочее время, с использованиям основного оборудования организации и иных ресурсов организации

Третий вариант

Смешанный подход из отдельных аспектов первого и второго вариантов

Все указанные варианты имеют ряд преимуществ, недостатков и особенностей. Их выбор зависит от многих факторов, в том числе от территориального расположения, профиля и организационной структуры медицинской организации, ее мощности, кадрового и иного ресурсного обеспечения и др.

При реализации платных медицинских услуг с использованием подходов, обозначенных нами как первый вариант, специализированное подразделение, существующее сверх установленного штатного расписания, является самостоятельным в пределах своей компетенции в структуре медицинской организации. При этом сверхбюджетными составляющими являются не только штат сотрудников и выделенные площади, а также медицинское оборудование, лекарственные препараты и другие расходные материалы.

Рассмотрение основных преимуществ, проблем и особенностей перечисленных вариантов свидетельствует о следующем (табл. 3, 4)

Таблица 3

Характеристика основных преимуществ, проблем и особенностей первого варианта организации и оказания платных услуг

Основные преимущества

Основные проблемы

Особенности

1) возможность полного автономного учета всех ресурсных затрат (рабочего времени персонала, амортизации оборудования, коммунальных расходов, средств, для закупки лекарственных препаратов, мягкого инвентаря, моющих и дезсредств и др.);

2) удобство ведения отдельного статистического, бухгалтерского и налогового учета, что исключает возможность нарушения финансовой дисциплины и отчетных данных, а также двойную оплату услуг из различных источников, т.е. минимализация риска нарушения законодательства;

3) возможность оказания необходимого внимания к пациентам, оплатившим услуги, минимизация очередности и времени ожидания услуг.

1) дефицит площадей, необходимых для создания отдельных подразделений;

2) необходимость привлечения дополнительных кадровых ресурсов при имеющем место кадровом дефиците основных работников;

3) финансовые затраты, в том числе на ресурсное обеспечение, например, закупку дорогостоящего оборудования, оплату труда персонала и др. расходы, которые могут стать катастрофичными при отсутствии достаточного потока пациентов.

Эффективность работы требует:

1) реализации концепции маркетинга, учитывающей конъюнктуру рынка, возможность производства востребованных и конкурентоспособных медицинских услуг и другие аспекты;

2) формирования достаточного и постоянного потока пациентов;

3) создания благоприятного имиджа медицинской организации.

Таблица 4

Характеристика основных преимуществ, проблем и особенностей второго варианта организации и оказания платных услуг

Основные преимущества

Основные проблемы

Особенности

1) отсутствие необходимости на первоначальном этапе во вложении дополнительных материально-технических, финансовых и иных ресурсов, привлечении дополнительных кадров и т.д.

1) существенное повышение степени риска нарушений законодательства о приносящей доход деятельности;

2) сложности ведения отдельного статистического, бухгалтерского и налогового учета;

3) более интенсивное использование ресурсной базы медицинской организации зачастую без ее должного возмещения за счет поступающих внебюджетных средств;

4) сложности разделения потоков и маршрутизации пациентов, получающих платные медицинские услуги и услуги по ОМС, что вызывает возникновение конфликтных ситуаций;

5) вероятность сокращения гарантированной медицинской помощи населению вследствие увеличения объемов оказания платных услуг в медицинской организации;

6) возникновение возможного неравенства в отношении медицинского персонала к пациентам, получающим медицинскую помощь на платной основе и в рамках ОМС;

7) отсутствие достаточной комфортности при организации и оказании платных услуг (отдельной записи, регистрации, приема и индивидуального лечения пациентов), что негативно сказывается на потребительской активности и качестве предоставляемых медицинских услуг.

Эффективность работы требует:

1) постоянных организационных усилий руководителей и исполнителей медицинских услуг по решению текущих проблем по оказанию платных услуг и услуг по ОМС, снижению возникающей напряженности;

2) постоянного и действенного контроля организации и качества оказания всех видов медицинских услуг, соблюдения действующего законодательства со стороны всех уполномоченный организаций и специалистов.

Подход к оказанию платных услуг в государственных медицинских организациях, при котором формируется отдельный штат сотрудников и выделяются для этих целей площади (кабинеты, отделения) - вариант N 1, является актуальным для крупных лечебно-профилактических центров или узкоспециализированных поликлиник.

Второй вариант, наиболее часто применяемый в государственных медицинских организациях, заключается в оказании платных услуг силами медицинского персонала (утвержденного штатным расписанием), в их основное рабочее время, без выделения самостоятельных структурных подразделений. Для него также характерен ряд преимуществ, проблем и особенностей.

Применение данного варианта актуально при небольшом количестве оказываемых услуг в медицинской организации, а также в период становления и развития приносящей доход деятельности.

Выбор конкретного варианта в медицинской организации зависит многих факторов и может изменяться, в зависимости от стадии развития данного направления деятельности.

По мере увеличения объемов предоставляемых услуг назрела необходимость пересмотра и оптимизации их оказания. Предпосылками для организации самостоятельной организационно-функциональной модели являются следующие факторы:

1) увеличивающийся спрос на предоставляемые медицинские услуги со стороны страховых компаний, в рамках ДМС;

2) переход на одноканальное финансирование, с сохраняющимся финансовым дефицитом;

3) изменения нормативно-правовой базы, регламентирующей данный вид деятельности учреждения, с расширением прав и возможностей руководителей в данной сфере;

4) накопленный опыт медицинских организаций в данной сфере деятельности.

Таким образом, анализ вариантов оказания платных медицинских услуг в государственных медицинских организациях свидетельствует о том, что необходима разработка унифицированных организационно-функциональных моделей совершенствования указанной деятельности, с целью повышения объема и качества оказываемых медицинских услуг и минимизации рисков.

1. Настоящие Правила определяют порядок и условия предоставления платных медицинских услуг населению (дополнительных к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи) лечебно-профилактическими учреждениями независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, в том числе научно-исследовательскими институтами и государственными медицинскими образовательными учреждениями высшего профессионального образования (далее именуются - медицинские учреждения), и являются обязательными для исполнения всеми медицинскими учреждениями.

2. Платные медицинские услуги населению предоставляются медицинскими учреждениями в виде профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической и зубопротезной помощи. Платные медицинские услуги населению осуществляются медицинскими учреждениями в рамках договоров с гражданами или организациями на оказание медицинских услуг работникам и членам их семей.

3. Предоставление платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями осуществляется при наличии у них сертификата и лицензии на избранный вид деятельности.

4. Государственные и муниципальные медицинские учреждения оказывают платные медицинские услуги населению по специальному разрешению соответствующего органа управления здравоохранением.

5. Медицинские учреждения обязаны обеспечивать соответствие предоставляемых платных медицинских услуг населению требованиям, предъявляемым к методам диагностики, профилактики и лечения, разрешенным на территории Российской Федерации.

6. Медицинские учреждения обязаны вести статистический и бухгалтерский учет результатов предоставляемых платных медицинских услуг населению, составлять требуемую отчетность и представлять ее в порядке и сроки, установленные законами и иными правовыми актами Российской Федерации.

7. Государственные и муниципальные медицинские учреждения, предоставляющие населению платные медицинские услуги, обязаны вести статистический и бухгалтерский учет и отчетность раздельно по основной деятельности и платным медицинским услугам.

8. Контроль за организацией и качеством выполнения платных медицинских услуг населению, а также правильностью взимания платы с населения осуществляют в пределах своей компетенции органы управления здравоохранением и другие государственные органы и организации, на которые в соответствии с законами и иными правовыми актами Российской Федерации возложена проверка деятельности медицинских учреждений.

9. Цены на медицинские услуги, предоставляемые населению за плату, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Медицинские учреждения обязаны обеспечить граждан бесплатной, доступной и достоверной информацией, включающей в себя сведения о местонахождении учреждения (месте его государственной регистрации), режиме работы, перечне платных медицинских услуг с указанием их стоимости, об условиях предоставления и получения этих услуг, включая сведения о льготах для отдельных категорий граждан, а также сведения о квалификации и сертификации специалистов.

11. Предоставление платных медицинских услуг оформляется договором, которым регламентируются условия и сроки их получения, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон.

12. Оплата за медицинские услуги производится в учреждениях банков или в медицинском учреждении.

Расчеты с населением за предоставление платных услуг осуществляются медицинскими учреждениями с применением контрольно-кассовых машин.

При расчетах с населением без применения контрольно-кассовых машин медицинские учреждения должны использовать бланк, являющийся документом строгой отчетности, утвержденный в установленном порядке.

Медицинские учреждения обязаны выдать потребителю (кассовый) чек или копию бланка, подтверждающие прием наличных денег.

13. Потребители, пользующиеся платными медицинскими услугами, вправе требовать предоставления услуг надлежащего качества, сведений о наличии лицензии и сертификата, о расчете стоимости оказанной услуги.

14. Потребители, пользующиеся платными медицинскими услугами, обязаны:

оплатить стоимость предоставляемой медицинской услуги;

выполнять требования, обеспечивающие качественное предоставление платной медицинской услуги, включая сообщение необходимых для этого сведений.

15. В соответствии с законодательством Российской Федерации медицинские учреждения несут ответственность перед потребителем за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора, несоблюдение требований, предъявляемых к методам диагностики, профилактики и лечения, разрешенным на территории Российской Федерации, а также в случае причинения вреда здоровью и жизни потребителя.

16. Потребители, пользующиеся платными медицинскими услугами, вправе предъявлять требования о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением условий договора, возмещении ущерба в случае причинения вреда здоровью и жизни, а также о компенсации за причинение морального вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами.

17. При несоблюдении медицинским учреждением обязательств по срокам исполнения услуг потребитель вправе по своему выбору:

назначить новый срок оказания услуги;

потребовать уменьшения стоимости предоставленной услуги;

потребовать исполнения услуги другим специалистом;

расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков.

Нарушение установленных договором сроков исполнения услуг должно сопровождаться выплатой потребителю неустойки в порядке и размере, определяемых Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" или договором.

По соглашению (договору) сторон указанная неустойка может быть выплачена за счет уменьшения стоимости предоставленной медицинской услуги, предоставления потребителю дополнительных услуг без оплаты, возврата части ранее внесенного аванса.

18. Претензии и споры, возникшие между потребителем и медицинским учреждением, разрешаются по соглашению сторон или в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

19. Медицинское учреждение освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение платной медицинской услуги, если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом.

20. За невыполнение настоящих Правил медицинское учреждение в установленном порядке может быть лишено лицензии или права предоставления населению платных медицинских услуг.

Определение частной медицинской практики дается в статье 56 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (далее - Основы). В соответствии с указанной статьей частная медицинская практика определяется как оказание медицинских услуг медицинскими работниками вне учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения за счет личных средств граждан или за счет средств предприятий, учреждений и организаций, в том числе страховых медицинских организаций, в соответствии с заключенными договорами. Осуществляется данная практика в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

    Правом на занятие частной медицинской деятельностью обладают исключительно медицинские работники, которые должны иметь:

а) высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование, а также специальное звание; б) сертификат специалиста; в) лицензию на избранный вид деятельности, входящий в перечень, установленный Министерством здравоохранения Российской Федерации.

    Лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью, относятся к частной системе здравоохранения.

    Частная медицинская практика и частная фармацевтическая деятельность являются разновидностью предпринимательской деятельности.

Таким образом, основным условием законности данными видами деятельности является получение соответствующей лицензии, поскольку данные виды деятельности отнесены законом к числу лицензируемых (ст. 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"). Лицензирование будучи одним из видов государственного регулирования экономики предполагает осуществление государством контрольной функции по отношению к субъектам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, которая в силу своей специфики (затрагивании интересов большого числа потребителей государственной и общественной безопасности, здоровья и нравственности населения и т. п.) требует такого контроля. Все вышеперечисленное, безусловно можно отнести и к частной медицинской практике и фармацевтической деятельности. Для получения лицензии на осуществление медицинской деятельности лица, обратившиеся за ее получением, должны отвечать определенным требованиям, а именно:

    Иметь соответствующую профессиональную подготовку или иметь в штате работников, обладающих такой подготовкой (если речь идет о юридических лицах)

    Обладать необходимым нормативно - методическим обеспечением, организационно - техническими возможностями и материально - техническим оснащением для выполнения соответствующих видов медицинской деятельности.

Как уже отмечалось, профессиональная подготовка лиц, занимающихся частной медицинской практикой и фармацевтической деятельностью, должна подтверждаться дипломом о высшем или среднем медицинском или фармацевтическом образовании, а также сертификатом специалиста. Получение лицензии на осуществление фармацевтической деятельности связано с необходимостью соответствия следующим требованиям для лиц, претендующих на получение таковой:

    Наличие сертификата специалиста или наличие в штате работников, имеющих такой сертификат (если речь идет о юридических лицах).

    Наличие технически подготовленного помещения для хранения ядовитых и сильнодействующих веществ, соответствующего требованиям противопожарной безопасности и санитарным правилам, оснащенное охранной сигнализацией.

Как для частной медицинской практики, так и для фармацевтической деятельности, установлены общие требования в отношении сертификата специалиста. Сертификат специалиста выдается на основании:

    послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура),

    дополнительного образования (повышение квалификации, специализация),

    проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан.

Кроме того, для осуществления как частной медицинской практики, так и фармацевтической деятельности, как собственно для всех лицензируемых видов деятельности, требуется также:

    Регистрация в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

    Постановка на налоговый учет;

    Внесение платы за рассмотрение заявления.

Специфическим требованием для частной медицинской практики и фармацевтической деятельности, связанным с потенциальной опасностью для человека таких видов деятельности является необходимость получения санитарно - эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам (п. 2 ст. 40 Федерального закона от 30.03.99 ј 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения") Обладателями лицензии (лицензиатами) могут быть:

    Коммерческие организации, учредительным и документами которых не ограничена их правоспособность в части осуществления частной медицинской практики и фармацевтической деятельности

    Некоммерческие организации, если они в соответствии с учредительными документами наделены правом осуществлять предпринимательскую деятельность

    Физические лица, имеющие статус индивидуального предпринимателя.

Осуществление медицинской (фармацевтической) деятельности без лицензии (отсутствие лицензии) можно рассматривать в следующих случаях:

    неполучение лицензии в установленном порядке;

    наличие лицензии на иной вид медицинской (фармацевтической) деятельности либо на иной вид лицензируемой деятельности;

    прекращение срока действия лицензии;

    приостановление действия лицензии (в этом случае хотя лицензия формально и существует, но она не предоставляет права осуществлять указанный в ней вид деятельности);

    аннулирование лицензии.

    Лицензия считается неполученной в случаях, когда лицо, осуществляющее подлежащий лицензированию вид деятельности:

а) не обращалось в лицензирующий орган за получением лицензии;

б) получило лицензию в неустановленном порядке либо от неуполномоченного на осуществление лицензирования органа;

    в) обратилось за получением лицензии, но ему было отказано в этом. Даже в случае неправомерного отказа в выдаче лицензии соискатель лицензии не имеет права осуществлять лицензируемый вид деятельности до окончательного решения данного вопроса в суде.

Статья 235 УК РФ. Незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью. 1. Занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим лицензии на избранный вид деятельности, если это повлекло по неосторожности причинение вреда здоровью человека, -

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, -

наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок.

Статья 173 ГК РФ. Недействительность сделки юридического лица, выходящей за пределы его правоспособности. Сделка, совершенная юридическим лицом в противоречии с целями деятельности, определенно ограниченными в его учредительных документах, либо юридическим лицом, не имеющим лицензию на занятие соответствующей деятельностью, может быть признана судом недействительной по иску этого юридического лица, его учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юридического лица, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незаконности.

Статья 169 ГК РФ. Недействительность сделки, совершенной с целью, противной основам правопорядка и нравственности. Сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожна. При наличии умысла у обеих сторон такой сделки - в случае исполнения сделки обеими сторонами - в доход Российской Федерации взыскивается все полученное ими по сделке, а в случае исполнения сделки одной стороной с другой стороны взыскивается в доход Российской Федерации все полученное ею и все причитавшееся с нее первой стороне в возмещение полученного. При наличии умысла лишь у одной из сторон такой сделки все полученное ею по сделке должно быть возвращено другой стороне, а полученное последней либо причитавшееся ей в возмещение исполненного взыскивается в доход Российской Федерации.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

В качестве примера приведу врача-хирурга, имеющего высшее образование, а также специальное звание и сертификат специалиста, решившего заняться частной медицинской деятельностью не имея лицензии.

Возможны различные варианты ответственности, которую он может понести:

Административное законодательство на сегодняшний день не устанавливает административной ответственности за занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом при отсутствии лицензии. Следовательно, при некриминальном характере данного деяния (отсутствие вреда здоровью, причиненного по неосторожности) оно не может рассматриваться как административное правонарушение. Максимально возможные юридические последствия в данном случае закрепляются в гражданском законодательстве - это признание сделок, заключенных лицом, занимающимся частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом при отсутствии лицензии, недействительными в соответствии со ст. 173 ГК РФ. Более строгим гражданско-правовым последствием осуществления такой деятельности без лицензии является признание таких сделок ничтожными как совершенных с целью противной основам правопорядка и нравственности на основании ст. 169 ГК РФ. (тексты статей приведены в предыдущей части).

Уголовная же ответственность наступает в случае если рассматриваемый врач причинит вреда здоровью своим пациентам по неосторожности или же в результате неосторожности наступит смерть его пациента (в соответствии со ст. 235 УК РФ).

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Нормативно-правовые акты:

Правительство Москвы
ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ПРИКАЗ

Об утверждении Правил оказания платных услуг гражданам и юридическим лицам государственными организациями системы здравоохранения города Москвы


Документ с изменениями, внесенными:
приказом Департамента здравоохранения города Москвы от 9 сентября 2015 года N 764 ;
приказом Департамента здравоохранения города Москвы от 2 марта 2017 года N 148 ;
;
приказом Департамента здравоохранения города Москвы от 14 июня 2017 года N 427 .
____________________________________________________________________


Во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 N 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг" и от 15 августа 2013 N 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг" , а также постановления Правительства Москвы от 21 декабря 2010 года N 1076-ПП "О порядке осуществления органами исполнительной власти города Москвы функций и полномочий учредителя государственных учреждений города Москвы"
(Преамбула в редакции, введенной в действие приказом Департамента здравоохранения города Москвы от 14 апреля 2017 года N 283 .

приказываю:

1. Утвердить Правила оказания платных услуг гражданам и юридическим лицам государственными организациями системы здравоохранения города Москвы (далее - Правила) (приложение к настоящему приказу).

2. Руководителям организаций государственной системы здравоохранения города Москвы при оказании платных услуг руководствоваться правилами , утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 N 1006 , от 15.08.2013 N 706 .
приказом Департамента здравоохранения города Москвы от 14 апреля 2017 года N 283 .

3. Начальнику Управления делами и координации деятельности Е.Л.Никонову обеспечить размещение настоящего приказа на официальном сайте Департамента здравоохранения города Москвы.
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Департамента здравоохранения города Москвы от 14 апреля 2017 года N 283 .

4. Считать утратившими силу приказы Департамента здравоохранения города Москвы:

- от 9 декабря 2011 года N 1608 "Об утверждении правил оказания платных услуг гражданам и юридическим лицам государственными учреждениями всех типов Департамента здравоохранения города Москвы" ;

- от 04.07.2013 N 677 "О внесении изменений в приказ Департамента здравоохранения города Москвы от 09.12.2011 N 1608"

5. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на первого заместителя руководителя Департамента здравоохранения города Москвы В.В.Павлова.
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Департамента здравоохранения города Москвы от 14 апреля 2017 года N 283 .

Министр Правительства Москвы,
руководитель Департамента
здравоохранения города Москвы
Г.Н.Голухов

Приложение. Правила оказания платных услуг гражданам и юридическим лицам государственными организациями системы здравоохранения города Москвы

Приложение
к приказу Департамента
здравоохранения города Москвы
от 2 октября 2013 года N 944

Настоящие Правила устанавливают порядок оказания платных услуг гражданам и юридическим лицам медицинскими, образовательными и другими государственными организациями системы здравоохранения города Москвы.

Правила разработаны в соответствии с действующими законодательными и нормативными актами федерального и регионального уровня.

1. Платные услуги оказываются медицинскими, образовательными и другими государственными организациями системы здравоохранения города Москвы (далее - государственные организации) гражданам и юридическим лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и видами приносящей доход деятельности, разрешенными уставами государственных организаций. Оказание платных медицинских, образовательных и других услуг, подлежащих лицензированию, осуществляется на основании перечня работ, услуг, составляющих медицинскую, образовательную и иную деятельность и указанных в лицензии на осуществление деятельности, выданной в установленном порядке.

Департамент здравоохранения города Москвы ведет реестр подведомственных государственных организаций, оказывающих платные услуги (официальный сайт www.mosgorzdrav.ru)".

2. Дата начала оказания платных услуг, перечень оказываемых государственной организацией платных услуг, цены (тарифы) на платные услуги, а также изменения в перечень платных услуг и изменения цен (тарифов) на платные услуги утверждаются приказом государственной организации. Перечни платных услуг и прейскуранты цен (тарифов) на платные услуги составляются с указанием кодов оказываемых платных услуг в соответствии с утвержденной номенклатурой медицинских и образовательных услуг.

До издания приказа государственной организации об утверждении перечня платных услуг либо о внесении изменений в данный приказ перечень платных услуг, которые государственная организация собирается оказывать, подлежит согласованию Департаментом здравоохранения города Москвы.

В случае прекращения оказания платных услуг государственные организации в 3-дневный срок направляют в Департамент здравоохранения города Москвы соответствующую информацию с целью внесения изменений в реестр государственных организаций, оказывающих платные услуги, на официальном сайте Департамента здравоохранения города Москвы.

3. Предоставление платных услуг гражданам осуществляется при наличии добровольного информированного согласия пациента. Факт добровольного информированного согласия на оказание платных медицинских услуг фиксируется в медицинской карте пациента.

4. Государственные медицинские организации Департамента здравоохранения города Москвы (далее - медицинские организации), оказывающие соответствующие виды и объемы медицинской помощи без взимания платы в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - соответственно Программа, Территориальная программа), имеют право предоставлять платные медицинские услуги:

а) на иных условиях, чем предусмотрено Программой, территориальными программами и (или) целевыми программами, по желанию потребителя (заказчика), включая в том числе:

- установление индивидуального поста медицинского наблюдения при лечении в условиях стационара;

- применение лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, если их назначение и применение не обусловлено жизненными показаниями или заменой из-за индивидуальной непереносимости лекарственных препаратов, входящих в указанный перечень, а также применение медицинских изделий, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, не предусмотренных стандартами медицинской помощи;

б) при предоставлении медицинских услуг анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

в) гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, и гражданам Российской Федерации, не проживающим постоянно на ее территории и не являющимся застрахованными по обязательному медицинскому страхованию, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;

г) при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг, за исключением случаев и порядка, предусмотренных статьей 21 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" , и случаев оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и медицинской помощи, оказываемой в неотложной или экстренной форме".

5. Медицинскими организациями могут быть оказаны за плату услуги медицинского сервиса: индивидуальный медицинский пост, оказание медицинских услуг на дому (за исключением случаев, когда медицинская помощь на дому оказывается по медицинским показаниям), медико-социальная помощь и другие услуги, а также дополнительные услуги, предоставляемые в процессе оказания медицинской помощи, в том числе бытовые и сервисные: доставка лекарств, прокат изделий медицинского назначения, индивидуальное приготовление или заказ блюд по желанию больного, размещение в палате повышенной комфортности и другие услуги, предоставляемые дополнительно при оказании медицинской помощи.

6. Платные услуги, их виды, объемы и условия оказания должны соответствовать лицензионным требованиям, условиям Договора, стандартам и порядкам оказания медицинской помощи, образовательных и иных услуг, нормативным документам (требованиям), установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации и другим, установленным законодательством, требованиям.

7. Платные медицинские и образовательные услуги могут предоставляться в полном объеме стандарта медицинской помощи, государственных образовательных стандартов либо в качестве разовых консультаций, процедур, диагностических исследований и иных услуг, в том числе сверх выполняемых стандартов.

8. Требования к оказанию платных услуг, в том числе к содержанию стандартов, порядков и условий оказания медицинской помощи, сервисных, образовательных и других услуг определяются по соглашению сторон и могут быть выше, чем это предусмотрено стандартами, порядками и иными нормативными документами (требованиями), утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации, а также стандартами, порядками, условиями и требованиями, установленными на их основании иными федеральными и региональными органами исполнительной власти.

9. При предоставлении платных услуг режим работы государственной организации может быть установлен по отдельному графику при условии его согласования с Учредителем.

При этом не должны ухудшаться доступность, качество и объем медицинских услуг, оказываемых в рамках Программы, Территориальной программы госгарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению города Москвы, целевых комплексных программам и, в части образовательных услуг, бесплатно оказываемых в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

10. Порядок предоставления платных услуг в государственных организациях регламентируется Положением о порядке и условиях предоставления платных услуг в государственной организации, разработанным на основании настоящих Правил и утвержденным руководителем государственной организации, внутренними нормативными документами (приказами, правилами внутреннего трудового распорядка, коллективными договорами, графиками работы и др.), а также другими требованиями действующего законодательства.

11. Для оказания платных услуг с учетом спроса населения на соответствующие виды услуг и наличия необходимых средств возможна организация специальных структурных подразделений (отделений, палат, кабинетов по оказанию платных услуг), которые создаются приказом, руководителя государственной организации. Для осуществления работы по оказанию платных услуг могут вводиться дополнительные должности медицинского и другого персонала, содержащиеся за счет средств от реализации платных услуг, а также привлекаться специалисты-консультанты из других медицинских учреждений, научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений, с которыми заключаются трудовые договоры или договоры гражданско-правового характера.

12. При оказании платных медицинских услуг должны применяться методы профилактики, диагностики, лечения, медицинские технологии, лекарственные средства, иммунобиологические препараты и дезинфекционные средства, разрешенные к применению в установленном законом порядке.

13. Платные услуги (работы) предоставляются в рамках договоров за счет личных средств граждан, страховых взносов на добровольное медицинское страхование, средств предприятий, учреждений и организаций и других средств, разрешенных законодательством.

14. Заключение договоров государственными организациями на посреднические услуги по привлечению пациентов сторонними организациями не допускается.

15. Не могут быть предоставлены за плату медицинские услуги при оказании скорой медицинской помощи, которая предоставляется безотлагательно при состояниях, требующих медицинского вмешательства по экстренным показаниям (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях); а также при проведении судебно-медицинской экспертизы и судебно-психиатрической экспертизы (за исключением экспертиз, производимых по гражданским и арбитражным делам, делам об административных правонарушениях); патолого-анатомического вскрытия трупов и военно-врачебной экспертизы.

16. При получении медицинской помощи в рамках Территориальной программы оказания бесплатной медицинской помощи не подлежат оплате следующие услуги:

- назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов (в случаях их замены из-за непереносимости, отторжения), не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;

- размещение в маломестных палатах (боксах) пациентов по медицинским и (или) эпидемиологическим показаниям;

- совместное пребывание одного из родителей (иного законного представителя) или иного члена семьи в медицинском учреждении при оказании медицинской помощи в стационарных условиях с ребенком в возрасте до четырех лет включительно на протяжении всего периода лечения, а с ребенком старше четырех лет - при наличии показаний;

- медико-транспортные услуги при оказании медицинской помощи в рамках стандартов медицинской помощи (обследования и лечения пациента в условиях стационара круглосуточного пребывания) при отсутствии возможности их проведения медицинской или иной организацией, оказывающей медицинскую помощь пациенту;

- транспортировка, хранение в морге поступившего для исследования биологического материала, трупов пациентов, умерших в медицинских и иных организациях, утилизация биологического материала.

17. Исполнитель платных услуг обязан предоставить посредством размещения на сайте своей организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также на информационных стендах (стойках) государственной организации информацию об исполнителе платных услуг и предоставляемых им услугах в соответствии с перечнем, утвержденным федеральным законодательством о порядке оказания платных медицинских и образовательных услуг.

Информация, размещенная на информационных стендах (стойках), должна быть доступна неограниченному кругу лиц в течение всего рабочего времени государственной организации, предоставляющего платные услуги. Информационные стенды (стойки) располагаются в доступном для посетителей месте и оформляются таким образом, чтобы можно было свободно ознакомиться с размещенной на них информацией.

Кроме того, по требованию потребителя и (или) заказчика исполнитель услуг предоставляет для ознакомления:

а) копию учредительного документа государственной организации, положение о его филиале, участвующем в предоставлении платных услуг;

б) копию лицензии на осуществление медицинской, образовательной и иной подлежащей лицензированию деятельности с приложением перечня работ (услуг) в соответствии с лицензией.

При заключении договора по требованию потребителя и (или) заказчика им должна предоставляться в доступной форме информация о платных услугах, содержащая следующие сведения:

а) порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи, применяемые при предоставлении платных медицинских услуг;

б) информация о конкретном медицинском работнике, предоставляющем соответствующую платную медицинскую услугу (его профессиональном образовании и квалификации);

в) информация о методах оказания медицинской помощи, связанных с ними рисках, возможных видах медицинского вмешательства, их последствиях и ожидаемых результатах оказания медицинской помощи;

г) перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании платных медицинских, образовательных, в том числе платных дополнительных образовательных, услуг в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

д) основные и дополнительные образовательные программы, стоимость образовательных услуг по которым включается в основную плату по договору;

е) дополнительные образовательные программы, специальные курсы, циклы дисциплин и другие дополнительные образовательные услуги, оказываемые за плату только с согласия потребителя.

Исполнитель обязан сообщать потребителю по его просьбе другие относящиеся к договору сведения.

18. Платные услуги не могут быть оказаны исполнителем взамен услуг, выполняемых в рамках государственного (муниципального) задания.

19. Государственные организации не вправе без согласия граждан оказывать дополнительные услуги за плату, а также обусловливать оказание одних услуг обязательным исполнением других.

20. Порядок заключения договоров на оказание платных услуг и требования к их содержанию установлены федеральным законодательством о порядке оказания платных услуг государственными организациями.

21. При заключении договора потребителю (заказчику) предоставляется в доступной форме информация о возможности получения соответствующих видов и объемов медицинской помощи, образовательных услуг без взимания платы в рамках государственных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации.

Отказ потребителя от заключения договора на оказание платных услуг не может быть причиной уменьшения видов и объемов медицинской помощи, предоставляемых такому потребителю без взимания платы.

22. Цены, по которым государственные организации (кроме автономных) оказывают платные услуги, за исключением указанных в пункте 23 настоящих Правил, устанавливаются в соответствии с порядком, утвержденным отдельным приказом Департамента здравоохранения города Москвы.

23. Цены на ортопедические стоматологические услуги, оказываемые в стоматологических поликлиниках и зубопротезных отделениях медицинских организаций льготной категории граждан за счет бюджета города Москвы, подлежат государственному регулированию в порядке, установленном Правительством Москвы.

24. Оплата услуг проводится путем безналичных расчетов через кредитные организации или путем внесения наличных денег непосредственно в кассу государственной организации с выдачей пациенту, клиенту документа, подтверждающего оплату (контрольно-кассового чека, квитанции или иного бланка строгой отчетности (документа установленного образца).

25. По требованию лица, оплатившего услуги, медицинская организация обязана выдать Справку об оплате медицинских услуг для предоставления в налоговые органы Российской Федерации по форме, установленной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 25 июля 2001 года N 289/БГ-3-04/256 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года N 201 "Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских организациях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета" .

26. Учет средств, получаемых государственными организациями от оказания платных услуг, осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ, Правительством Москвы, положениями Бюджетного Кодекса Российской Федерации .

27. Государственные организации, оказывающие платные услуги, обязаны вести бухгалтерский учет раздельно по основной деятельности и по оказанию платных услуг.

28. Государственные организации вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, соответствующую этим целям, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, при условии, что такая деятельность указана в их учредительных документах.

Доходы, полученные казенной организацией от указанной деятельности, поступают в бюджет города Москвы.

Доходы, полученные государственными бюджетными и автономными организациями от указанной деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество, поступают в самостоятельное распоряжение организации.

29. Пункт исключен - приказ Департамента здравоохранения города Москвы от 14 июня 2017 года N 427 ..

____________________________________________________________________
Пункты 29, 30 и 31 предыдущей редакции считаются соответственно пунктами 30, 31 и 32 настоящей редакции - приказ Департамента здравоохранения города Москвы от 9 сентября 2015 года N 764 .

____________________________________________________________________

30. В соответствии с законодательством Российской Федерации государственные организации здравоохранения несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий оказания платных услуг, несоблюдение требований, предъявляемых к методам диагностики, профилактики и лечения, обучения, а также за причинение вреда здоровью и жизни пациента.

31. Контроль за организацией работы по оказанию платных услуг и качеством выполнения государственными организациями платных услуг населению, ценами и порядком взимания денежных средств с населения осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Департамент здравоохранения города Москвы, а также другие государственные органы, на которые в соответствии с законами и иными правовыми актами федерального и регионального уровня возложена проверка деятельности государственных организаций.

32. Вред, причиненный жизни и здоровью пациента в результате предоставления некачественной платной медицинской услуги, подлежит возмещению исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Одним из источников финансового обеспечения государственных и муниципальных учреждений здравоохранения является доход от оказания платных медицинских услуг

Правовые основы оказания платных медицинских услуг в учреждениях здравоохранения

Учреждения здравоохранения являются некоммерческими организациями, а некоммерческие организации, в соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса РФ, могут оказывать платные услуги, если это предусмотрено их учредительными документами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

Право и условия предоставления медицинскими организациями платных услуг

Одним из источников финансового обеспечения государственных и муниципальных учреждений здравоохранения является доход от оказания платных медицинских услуг. Учреждения здравоохранения являются некоммерческими организациями, а некоммерческие организации, в соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса РФ, могут оказывать платные услуги, если это предусмотрено их учредительными документами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

На практике это означает, что во всех документах, регулирующих оказание платных медицинских услуг, в преамбуле необходимо указать, что такая деятельность осуществляется с целью более широкого охвата населения качественной медицинской помощью, внедрения передовых медицинских технологий и т. п. Никогда не следует обосновывать предоставление платных медицинских услуг недостаточным финансовым обеспечением учреждения здравоохранения.

С 1 января 2015 г. появляется еще одно условие для некоммерческих организаций, осуществляющих в соответствии с уставом приносящую доход деятельность, - их имущество, за исключением имущества казенных учреждений, должно иметь рыночную стоимость не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью, т. е. на сегодняшний день - 10 тыс. руб..

Право граждан на получение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию при оказании медицинской помощи, и платных немедицинских услуг (бытовых, сервисных, транспортных и т. д.), закреплено в Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ). При этом платные медицинские услуги оказываются пациентам за счет их личных средств, средств работодателей и иных средств на основании договоров, в т. ч. договоров добровольного медицинского страхования.

Несмотря на то, что по данным Счетной палаты РФ стандарты медицинской помощи утверждены только для 17% заболеваний, при которых медицинская помощь оказывается в стационарных условиях, платные медицинские услуги могут предоставляться как в полном объеме стандарта медицинской помощи, так и в виде отдельных консультаций или медицинских вмешательств, в т. ч. в объеме, превышающем стандарт.

Для медицинских организаций, участвующих в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - ПГГ), в Законе № 323-ФЗ указано, что они имеют право оказывать пациентам платные медицинские услуги:

На иных условиях, чем предусмотрено ПГГ и (или) целевыми программами;

При оказании медицинских услуг анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ (ВИЧ, СПИД, туберкулез и т. д.);

Гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, и гражданам Российской Федерации, не проживающим постоянно на ее территории и не являющимся застрахованными по обязательному медицинскому страхованию, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;

При самостоятельном обращении за получением медицинских услуг, за исключением возможности выбора врача и медицинской организации в соответствии со ст. 21 Закона № 323-ФЗ.

Важно отметить, что к отношениям, связанным с оказанием платных медицинских услуг, применяются положения Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон № 2300-1). Так, постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 установлено, что к отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями в рамках обязательного медицинского страхования, также применяется законодательство о защите прав потребителей.

В Федеральном законе от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (п. 4 ст. 9.2) закреплено право для бюджетных учреждений сверх установленного государственного (муниципального) задания (а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания) выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, физическим и юридическим лицам на платной основе и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

Приведем пример оказания платных медицинских услуг в пределах государственного задания.

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Смотровая поликлиника» проводит различные виды медицинских осмотров: предварительные, периодические, предрейсовые, предполетные. В соответствии со ст. 213 Трудового кодекса РФ осмотры оплачиваются за счет средств работодателя. Орган, исполняющий функции и полномочия учредителя, предоставляет поликлинике субсидию на содержание учреждения и в рамках государственного задания обязывает ее оказывать услуги работникам организаций, финансируемым из бюджета области, по сниженным ценам.

В соответствии со ст. 84 Закона № 323-ФЗ, 4 октября 2012 г. было подписано постановление Правительства РФ № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» (далее - Правила), которое вступило в силу с 1 января 2013 г.

В Правилах для медицинских организаций, участвующих в реализации ППГ, определены условия предоставления медицинских услуг на платной основе, в т. ч. уточнено, что такое «иные условия», чем предусмотрено ПГГ:

При стационарном лечении - установление индивидуального поста медицинского наблюдения;

Применение лекарственных препаратов, не входящих в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, если их назначение и применение не обусловлено жизненными показаниями или заменой из-за индивидуальной непереносимости лекарственных препаратов, входящих в указанный перечень, а также применение медицинских изделий, лечебного питания, в т. ч. специализированных продуктов лечебного питания, не предусмотренных стандартами медицинской помощи.

Кроме того, Правила повторяют условия оказания платных медицинских услуг, установленные Законом № 323-ФЗ: при оказании медицинских услуг анонимно, отсутствии полиса обязательного медицинского страхования, самостоятельном обращение за услугами, за исключением условий, предусмотренных ст. 21 Закона № 323-ФЗ.

Фактически же перечень условий является открытым. То есть оказание медицинских услуг вне очереди, в удобное для пациентов время и т. п. по-прежнему могут осуществляться на платной основе.

В Правилах не указано, что сверх видов и объемов ПГГ медицинские услуги оказываются только на платной основе, но на практике это происходит именно так.

Информирование потребителей платных медицинских услуг.

Поскольку, напомним, на медицинские услуги теперь распространяется действие Закона № 2300-1, в Правилах содержатся требования предоставить информацию потребителям в соответствии с данным законом (ст. 9 и 10).

Правила требуют, чтобы необходимая информация была размещена на сайте медицинской организации в сети Интернет, а также на информационных стендах (стойках) медицинской организации. Обязанность учреждения предоставлять пациентам для ознакомления копию лицензии с приложениями, адреса и телефоны контролирующих органов, сведения о режиме работы существовала и ранее. Но с 1 января 2013 г. стало обязательным предоставление копии документов о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию; прейскурант - перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях; сведения об условиях, порядке и форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты. Также как и обязанность информировать пациентов о порядке и условиях предоставления медицинской помощи в соответствии с ПГГ, предоставлять сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации. Это связано с тем, что Закон № 2300-1 требует предоставить сведения о лице, которое будет оказывать услугу, и информацию о нем, поскольку это имеет существенное значение для пациента и влияет на качество оказания услуг.

Информация, размещенная на информационных стендах, должна быть доступна всем посетителям учреждения в течение всего времени работы медицинской организации. Информационные стенды должны располагаться в доступном для посетителей месте и оформляться таким образом, чтобы можно было свободно ознакомиться с размещенной на них информацией. Никакие ссылки на то, что услуг много, что с ценами на них можно познакомиться в отделе платных услуг или в кассе учреждения, что, конечно, возможно, не освобождают учреждение от обязанности вывесить прейскурант на стенде или рядом с ним, даже если это целая книга и посетители периодически «навсегда заимствуют ее для лучшего изучения».

Отсутствие в наглядной и доступной форме на сайте медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также на информационных стендах (стойках) всех сведений, предусмотренных п. 11 Правил, а также текста самих Правил и Закона № 2300-1 влечет предупреждение или наложение административного штрафа от 3 тыс. до 4 тыс. руб. - на должностных лиц; от 30 тыс. до 40 тыс. руб. - на юридических лиц. Это предусмотрено ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая устанавливает такую ответственность за оказание услуг организацией при отсутствии информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством РФ.

Для ознакомления потребителю (заказчику) по его просьбе должна быть предоставлена копия устава, учредительного договора, положения или положения о филиале, т. е. учредительных документов того юридического лица или его филиала, которое непосредственно оказывает платные услуги, а также сведения о внесении учреждения в Единый государственный реестр юридических лиц.

Информированное добровольное согласие пациента

Правила определяют, что платные медицинские услуги оказываются при наличии информированного добровольного согласия пациента (п. 28) или его законного представителя. Под информированным согласием, которое является предварительным условием любого медицинского вмешательства, понимается добровольное принятие пациентом решение о применении курса лечения или использовании метода диагностики после предоставления врачом должного объема информации.

Таким образом, процесс получения информированного добровольного согласия состоит из двух этапов: предоставление пациенту информации по его желанию и надлежащее оформление согласия пациента на получение услуг.

Пациент имеет право на получении следующей информации:

О состоянии его здоровья, включая сведения о результатах обследования и установленном диагнозе;

Методах лечения и связанном с каждом из них риске;

Возможных вариантах и последствиях медицинского вмешательства;

Об альтернативах медицинскому вмешательству;

Ожидаемых результатах лечения;

Используемых при предоставлении платных медицинских услуг лекарственных препаратах и медицинских изделиях, в т. ч. о сроках их годности (гарантийных сроках), о показаниях (противопоказаниях) к их применению.

С учетом принципа добровольности получения информации пациент имеет право отказаться от получения информации или указать лицо, которое следует информировать о состоянии его здоровья вместо него. Предоставляя пациенту (его законному представителю или иному, указанному пациентом лицу) сведения о предстоящем лечении, желательно использовать минимум медицинских или технических терминов, а также убедится в том, что информация правильно понята.

Полученное согласие пациента на медицинское вмешательство должно быть надлежащим образом оформлено. Действующее законодательство не устанавливает в обязательную письменную форму для оформления согласия пациента. Но в случае возникновения конфликта между пациентом и врачом или судебного разбирательства письменное информированное добровольное согласие пациента защитит учреждение.

Для ликвидации или, по крайней мере, существенного сокращения исков пациентов к учреждениям, целесообразно разработать и утвердить несколько форм документов на различные виды медицинских вмешательств, образцы которых есть в специальной литературе и в Интернете.

Документ обычно состоит из двух частей - информационной части и собственно согласия пациента на медицинское вмешательство. Информационная часть документа заполняется врачом в присутствии пациента или его представителя. В информированном добровольном согласии (также как и в договоре) необходимо указать, что несоблюдение указаний (рекомендаций) исполнителя (медицинского работника, предоставляющего платную медицинскую услугу), в т. ч. назначенного режима лечения, могут снизить качество предоставляемой медицинской услуги, повлечь за собой невозможность ее завершения в срок или отрицательно сказаться на состоянии здоровья потребителя.

В документе должна стоять дата подписания, а также собственноручная расшифровка подписи пациента (его представителя). В медицинской карте пациента также делается отметка о наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство. Документ, подтверждающий информированное добровольное согласие пациента на медицинское вмешательство, может храниться в медицинской карте пациента или отдельно от нее.

При оказании платных медицинских услуг медицинскими организациями, участвующими в реализации ПГГ, необходимо в информированном добровольном согласии указать причины, по которым медицинская помощь оказывается на платной основе. Например: сверх объемов территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; услуги, не входящие в ПГГ; сверх стандартов лечения; услуги вне очереди; на анонимной основе и т. д. Обязательно нужно отметить, что это делается по желанию пациента.

Заключение договора на предоставление платных услуг

Обратите внимание, что в договоре предоставления платных медицинских услуг (который должен заключаться только в письменной форме) необходимо писать «потребитель» или «заказчик», а не «пациент», как это делалось раньше.

К сведению

Потребитель - это физическое лицо, намеревающееся получить или уже получающее платные медицинские услуги лично в соответствии с договором. Но потребитель, получающий платные медицинские услуги, в то же время является пациентом, на которого распространяется действие Закона № 323-ФЗ.

Заказчик - это физическое или юридическое лицо, намеревающееся заказать (приобрести) или заказывающее (приобретающее) платные медицинские услуги в соответствии с договором в пользу потребителя.

При заключении договора по требованию потребителя или заказчика им должна быть предоставлена в доступной форме следующая информация:

О порядках оказания медицинской помощи и стандартах медицинской помощи, применяемые при предоставлении платных медицинских услуг;

Конкретных медицинских работниках, предоставляющих соответствующую платную медицинскую услугу (их профессиональном образовании и квалификации);

Методах оказания медицинской помощи, связанных с ними рисках, возможных видах медицинского вмешательства, их последствиях и ожидаемых результатах оказания медицинской помощи.

Потребителям или заказчикам могут быть предоставлены и другие сведения, относящиеся к предмету договора.

Отметим, что до заключения договора учреждение обязано в письменной форме уведомить потребителя (заказчика) о том, что несоблюдение указаний (рекомендаций) медицинского работника, предоставляющего платную медицинскую услугу, в т. ч. назначенного режима лечения, могут снизить качество предоставляемой платной медицинской услуги, повлечь за собой невозможность ее завершения в срок или отрицательно сказаться на состоянии здоровья потребителя.

Если в процессе выполнения договора исполнителем потребуется оказать пациенту дополнительные медицинские услуги, то стороны либо подписывают дополнительное соглашение к договору, являющееся его неотъемлемой частью, либо заключается новый договор.

Можно порекомендовать, например, при лечении в стационаре, когда стоимость предоставления медицинской помощи напрямую зависит от количества койко-дней, проведенных пациентом в организации, использовать в договоре приблизительную цену услуги.

Пример

При лечении в условиях стационара приблизительная цена услуги формулируется в договоре после указания стоимости лечения следующим образом: «цена услуги является приблизительной и может быть изменена в сторону уменьшения или увеличения в зависимости от фактического количества дней пребывания пациента в стационаре». Аналогичным образом формулируется приблизительная цена и на другие услуги, стоимость которых зависит от количества, размера, наличия или отсутствия чего-либо, что невозможно точно определить до начала оказания услуги.

В соответствии с Законом № 323-ФЗ в случае, если при предоставлении платных медицинских услуг потребуется предоставление дополнительных медицинских услуг по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни потребителя при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострениях хронических заболеваний, то такие медицинские услуги оказываются бесплатно.

В случае отказа пациента после заключения договора от получения медицинских услуг договор расторгается. При этом потребитель (заказчик) обязан в соответствии с ГК РФ оплатить исполнителю фактически понесенные им расходы, связанные с исполнением обязательств по договору.

Новые возможности оплаты медицинских услуг

Отметим, что Правила в соответствии с действующим законодательством позволяют выдавать не только чеки контрольно-кассовой техники, но и иные документы установленной формы. Иными словами, при оказании медицинских услуг на дому, на выезде, в то время, когда касса не работает или не работает кассовый аппарат, можно оказывать платные услуги и принимать за них плату, выдавая документы строгой отчетности, приравненные к чекам. При этом с сотрудниками, которые принимают оплату, заключается договор о полной материальной ответственности.

Новые технологии не стоят на месте, и уже стали появляться мобильные картридеры, которые подсоединяются к смартфонам и айфонам, на которые устанавливаются соответствующие приложения и которые позволяют оплачивать услуги банковскими картами даже на дому и на выезде.

Правила распространяются не только на услуги, оплачиваемые за счет личных средств граждан, но и за счет средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в т. ч. договоров добровольного медицинского страхования. Они определяют, что заключение договоров добровольного медицинского страхования и оплата медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с такими договорами, осуществляются в соответствии с ГК РФ и Законом РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

В заключение отметим, что действующее законодательство не обязывает государственные и муниципальные учреждения оказывать медицинскую помощь на платной основе, но закрепляет право пациента на получение такой помощи, в т. ч. в учреждениях, работающих по программе (территориальной программе) государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Когда возникают проблемы со здоровьем, на первый план выступает необходимость проконсультироваться у хорошего, компетентного специалиста, способного выслушать, определить точный диагноз и назначить эффективное лечение. Почему-то многие российские пациенты уверены, что более качественную помощь им может оказать именно платное медицинское учреждение. В чём преимущества таких клиник перед государственными? Каковы их недостатки? В чём заключаются правила оказания платных медицинских услуг?

История вопроса

В Европе платная медицина давно уже стала популярной. Услуг, за которые нужно давать деньги, в последнее время стало появляться больше и в отечественной врачебной сфере. Население на собственном опыте оценило преимущества, которые имеют платная поликлиника, травмпункт, частный микроавтобус скорой помощи. Все они оснащены по последнему слову техники.

В советские времена существование «бесплатной» медицины гарантировало всем гражданам определённый средний уровень качества. Немногие тогда понимали, что лечение в любом случае предусматривает денежные растраты. Весь вопрос в том, кто именно его оплачивает: сам пациент, работодатель или государство. С распадом СССР, в стране стали обыденностью частные больницы, медицинские центры и клиники. Платная медицина, пройдя с тех пор свой определённый путь развития, довольно прочно обосновалась в жизни россиян. Предоставлением подобных услуг сегодня занимаются не только частные медицинские клиники, но также и муниципальные, и федеральные учреждения. Их так много, как грибов после дождя.

И всё же вопрос о необходимости платной медицины не остался в прошлом. Несмотря на обилие солидных частных медучреждений, рынок таких услуг сегодня нельзя всё же назвать сформировавшимся и цивилизованным. В наши дни проблема платной медицины является как никогда актуальной. Её обсуждают на самых различных уровнях.

Плюсы платной медицины

В сфере оплачиваемой медицины, как и любых других услуг, имеет место конкуренция. А, значит, наблюдается стремление к обеспечению для заказчика наиболее качественного сервиса. Уже только этим подкупают пациентов оплачиваемые медицинские услуги.

Плюсов такой медицины, безусловно, великое множество:

  1. Уважительное и вежливое и отношение со стороны администраторов и врачей. Меньшая бумажная волокита, более значительная зарплата специалистов, относительно спокойная атмосфера, которыми отличается платная поликлиника, положительно отражаются на настроении и поведении персонала.
  2. Специалисты с большим вниманием относятся к пациенту. Ко всем жалобам в частной клинике отнесутся с обязательным должным вниманием. Обследование и лечение здесь будет назначено не по общей для всех схеме, а индивидуально – в соответствии с диагнозом и особенностями пациента.
  3. Время приёма в частной клинике не ограничивается несколькими минутами, как это обычно бывает в муниципальной. Как правило, платный специалист для осмотра и беседы с пациентом отводит около 20-40 минут.
  4. Клиент может сам выбирать подходящего ему врача.
  5. Больному, пришедшему в центр платной медицины, не нужно будет сидеть в очереди. Общеизвестно: запись на приём в государственных медучреждениях вовсе не гарантирует того, что пациент вовремя попадет к врачу. Напротив, в платной клинике, даже если ненадолго затянется предыдущий приём, администратор обязательно извинится перед посетителем за доставленное неудобство.
  6. Обычно в частной лечебнице оборудование и интерьер во многом отличаются от того, к чему мы привыкли в госучреждениях. Общую унылую атмосферу муниципальных больниц и дыры в покрытии полов можно было бы ещё как-то потерпеть, но использование устаревших приборов огорчает. Частная клиника или платный травмпункт, напротив, обычно оснащены техническими новинками.
  7. Записаться к врачу в частном учреждении можно в срочном порядке. Иногда посетить специалиста позволяется в день записи. В муниципальной поликлинике попасть в вожделённый кабинет можно только после многочасового сидения в очереди. И отношение к пациенту будет таким, будто ему сделали большое одолжение.

Наличие немалого списка преимуществ платной медицины делает удивительным тот факт, что многие, даже при наличии финансовой возможности получать оплачиваемые медицинские услуги, этот шанс не используют. А идут в привычное госучреждение.

О минусах платной медицины

Имея немалое количество существенных преимуществ, платная медицина является далеко неидеальной. Потраченные суммы (порой, значительные, учитывая цены на такие услуги) не гарантируют получения качественного лечения. К слову, удовольствие от посещения частной клиники часто также бывает сомнительным. Итак, к минусам платной медицины относят:

  • Материальную заинтересованность в пациенте. Прибыль учреждения, будь это поликлиника или платный травмпункт, а также заработок его персонала зависят от числа больных, обратившихся за помощью. На это влияет и количество оказанных им услуг. Чем больше приёмов и обследований, тем большая денежная сумма окажется в кассе. Приходится констатировать, что врачам выгодна болезнь пациента. Они могут назначить предоставление совершенно ненужных платных медицинских услуг (обследования, анализы и т.д.), напугать больного необоснованным множеством диагнозов, назначить более дорогие методы лечения, чем нужно в конкретной ситуации.
  • Стоимость лечения не гарантирует профессионализма и компетентности специалиста. И часто бывает не столько жаль потраченных денег, сколько упущенного времени. Ведь часто лечение не допускает отсрочки. Да и сама цена услуг в платных клиниках часто бывает необоснованно высокой.

По итогам опросов населения...

Проведённый опрос показал, что почти половине респондентов из числа опрошенных граждан различных населённых пунктов приходилось обращаться за платными медицинскими услугами. В основном пациентами частных клиник становятся люди с высшим образованием, сравнительно высоким уровнем дохода, часто страдающие хроническими заболевания. Причинами обращения в такие учреждения являются: более достойное качество обслуживания, больший комфорт и сервис. Причиной отказа от платных услуг является их непомерная стоимость. Около трети опрошенных людей вынуждены отказываться от приобретения дорогостоящих медикаментов. Каждому десятому приходится пожертвовать диагностикой и консультациями.

Платные услуги полностью удовлетворяют лишь 42% граждан. Но большинство при этом готово платить и дальше – за приём на дому или без очереди, диагностику, консультации и т. д. Тех, кто пользуется услугами медицинского учреждения на платной основе вынужденно, – 34%. Из них люди старшего возраста составляют 61%.

Правила оказания платных медицинских услуг: нормативные документы

Предоставление оплачиваемых медицинских услуг упорядочивается нормативными документами. К ним относятся:

  1. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» (далее - Правила).
  2. ФЗ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан».
  3. ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан».
  4. ФЗ «О защите прав потребителей».

Что говорит закон?

Оплачиваемые медицинские услуги являются дополнением к перечню бесплатной медицинской помощи. Она гарантирована программой государственных законов. Соответственно нею предусмотрено бесплатное предоставление таких видов помощи гражданам РФ:

  • амбулаторно-поликлинической;
  • скорой медицинской;
  • стационарной: в случае острых заболеваний, травм, отравлений, и т. п.

В соответствии с Правилами (п.7) медицинские организации могут оказывать такие виды оплачиваемых медицинских услуг:

  • Обеспечение индивидуального медицинского поста в стационаре.
  • Использование в лечении средств, не относящихся к перечню важнейших и жизненно необходимых препаратов.
  • Применение нестандартных препаратов и лечебного питания.
  • Оказание услуг анонимно.
  • Лечение иностранных граждан, не имеющих медицинского страхования.
  • При самостоятельном обращении. Исключаются случаи предоставления скорой, неотложной и экстренной медицинской помощи.


Во избежание нарушений

Предоставление платных медицинских услуг возможно исключительно при наличии добровольного согласия пациента. Во избежание нарушений потребителям необходимо изучить правила оказания такой помощи. По закону, медицинское учреждение, предоставляющее услуги, обязательно должно иметь лицензию на каждый вид деятельности. Исполнителем должна быть предоставлена потребителю следующая информация:

  1. Наименование юридического лица, внесение его данных в Единый реестр с указанием организации, которой произведена государственная регистрация.
  2. Ф.И.О. предпринимателя, адреса его мест жительства и ведения медицинской деятельности.
  3. Дата и номер регистрации лицензии, сведения о перечне услуг, составляющих содержание деятельности, адрес местонахождения, а также телефон лицензирующего органа.
  4. Сведения об условиях и форме оказания медицинской помощи. Перечень услуг, цены на платные медицинские услуги. Кстати, стоимость указывают в рублях.
  5. Данные о специалистах, предоставляющих медицинские услуги платно. Информация об уровне их квалификации и профессионального образования.
  6. График (режим) работы учреждения и специалистов, предоставляющих оплачиваемые медицинские услуги.
  7. Адреса и телефоны контролирующих органов.

Правила оказания платных медицинских услуг предусматривают необходимость размещения вышеуказанной информации на информационном стенде в самом учреждении и на сайте заведения в интернете. Его следует расположить в месте, доступном для посетителей. И оформить соответствующим образом для свободного ознакомления с размещенной на нём информацией.

О порядке определения цен

В бюджетных медицинских организациях, а также казённых государственных учреждениях, порядок определения стоимости оплачиваемых медицинских услуг устанавливается их органами. Обычно перечень и размер цен устанавливают учредители. В небюджетых медицинских организациях (ЗАО, ООО и т.п.) они определяются специалистами этих учреждений.

О заключении договора

Исполнитель и потребитель должны заключить между собой письменный договор на медицинские услуги. Документ лучше сделать в двух экземплярах. В нём следует указать:

  • перечень предоставляемых оплачиваемых медицинских услуг;
  • цены, порядок и сроки оплаты;
  • условия предоставления услуг и сроки;
  • оговорить ответственность сторон в случае невыполнения условий договора.

Договор также должен включать сведения:

  • о его исполнителе – юридическом лице или индивидуальном предпринимателе: реквизиты имеющейся лицензии;
  • о потребителе: Ф.И.О., место жительства, телефон;
  • о порядке изменения и расторжения договора;
  • о других условиях, определяемых соглашением сторон.

По желанию потребителя может быть составлена смета на предоставление помощи. Исполнителем не могут предоставляться на платной основе дополнительные медицинские услуги без согласия клиента. В экстренных случаях, с целью устранения возникшей угрозы для жизни потребителя, при внезапном развитии острых или обострении хронических заболеваний оплачиваемая медицинская помощь должна предоставляться без денежного взыскания.

О правах и обязанностях сторон

Исполнитель до заключения договора должен письменно уведомить потребителя о характере последствий несоблюдения им рекомендаций специалиста, предоставляющего оплачиваемые медицинские услуги, а также назначенного режима лечения. Он обязан рассказать клиенту о снижении качества предоставляемой услуги, невозможности её завершения в срок, предупредить об ухудшении состояния здоровья потребителя.

Согласно Правилам (п. 24), после предоставления пациенту оплачиваемых медицинских услуг ему должны быть выданы документы (выписки), отражающие состояние его здоровья. Кроме того, потребитель обязан получить документ о подтверждении произведённой оплаты за помощь: квитанцию или контрольно-кассовый чек. Больной может отказаться от предоставляемых услуг после заключения договора. При этом ему необходимо оплатить расходы, понесённые исполнителем.

В случае нарушения договора

Соответственно закону РФ «Об охране здоровья граждан» при ненадлежащем исполнении или неисполнении обязательств по договору потребитель должен обратиться к исполнителю с претензией. её необходимо выразить в письменном виде. В этом документе должно содержаться указание одного из требований, предусмотренных ФЗ «О защите прав потребителей». Законом права пациента защищены. Исполнитель, нарушивший договор, должен по требованию потребителя или безвозмездно исправить недостатки оказанной помощи, или уменьшить стоимость, или выполнить работу повторно, или возместить понесённые расходы по исправлению недостатков оказанной услуги. Если нарушены права пациента, в соответствии с ФЗ «О защите прав потребителей», исполнитель обязан возместить в полном объёме ущерб, нанесённый его жизни или здоровью.

Контролирующие органы

Если нарушены права потребителя, он может направить жалобу в Департамент здравоохранения, контролирующий качество и безопасность оказываемых медицинских услуг. Кроме того, ему позволено обратиться в территориальные органы ФС по надзору в медицинской сфере и защиты прав потребителей, проводящих мониторинг качества и безопасности врачебной деятельности, а также местные отделы управления Роспотребнадзора.

О прохождении медосмотра

Согласно законодательству РФ, при поступлении на работу, а также периодически граждане должны проходить платный медосмотр. Прейскурант цен на услуги, не вошедшие в гарантированный перечень бесплатной медицинской помощи, должен быть помещён на всеобщее обозрение у регистратуры учреждения. Ввиду того, что профосмотры не охвачены системой медицинского страхования, работодателем заблаговременно заключается соответствующий договор с лечебным учреждением, уполномоченным проводить медосмотры. Оплата обследования целиком находится в ведении директора предприятия. В случае вынужденной оплаты соискателем, стоимость пройденных процедур возвращается ему при трудоустройстве.

Предоставление платных услуг организациям

Медицинские услуги для организаций предоставляются на платной основе. К ним относится комплекс по санитарно-гигиеническому и медицинскому обслуживанию коллектива той или иной компании:

  • проведение профосмотров сотрудников;
  • обеспечение составления программы производственного контроля;
  • проведение лабораторных исследований;
  • дезуслуги предприятиям.

Прохождение медосмотра в частной клинике (при получении или смене водительского удостоверения, лицензии на оружие, устройстве на работу, оформлении медицинской книжки) как одного человека, так и всего коллектива предприятия проводится качественно, быстро и сравнительно недорого. Дубликаты медицинских справок водителям не выдаются. Деньги не возвращаются в случае отказа в присвоении категории, отказа в допуске к получению лицензии на ношение оружия.

Частными медицинскими клиниками, в соответствии с Приказом МЗСР Российской Федерации (12.04.2011), проводятся медосмотры работников, занятых на вредном производстве. При оформлении личных санитарно-медицинских книжек приём людей проводится со всем комплексом необходимых дополнительных услуг. Сотрудниками частной клиники в кратчайшие сроки может быть разработана «Программа производственного контроля выполнения санитарно-противоэпидемических мероприятий». Они проводятся на предприятиях, соответственно требованиям санитарных норм.

Качественно и в сжатые сроки частными организациями проводятся также радиологические и лабораторные исследования воздуха, воды, почвы, продукции, измерение физических факторов: шума, вибрации, освещённости, микроклимата и т. п. А также дезинфекционные услуги в соответствии с системой менеджмента качества, определённой требованиями ГОСТа.

Заключение

Всё больше граждане РФ доверяют своё здоровье платной медицине. Проведение внимательного и тщательного осмотра больного, удобный сервис, повышенный комфорт обслуживания, возможность установления доверительных и тесных взаимоотношений между пациентом и врачом, высокий профессионализм специалистов и современное медицинское оснащение частных клиник делают такое лечение всё более популярным. Людям необходимо знать правила оказания платных медицинских услуг. Знакомство с ними поможет пациентам качественно поддержать здоровье и гарантированно защитить свои права.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх