Англиканские церкви. Англиканство - это что такое? Англиканская церковь определение по истории

Современное англиканское вероисповедание объединяет 70 миллионов человек в 164 странах мира. В настоящее вре­мя англикане объединены в 40 "поместных церквей" 1 . В большинстве случаев они называются: "англиканскими", реже - "епископальными". Первое именование указывает на место возникновения этого реформационного исповеда­ния, второе - на один из важнейших аспектов англиканства - наличие епископата, который, по мнению самих англикан, является "историческим" и восходит к Апостолу Англии святому Августину (основание Церкви в Англии традицион­но датируют 597 годом 2).

Какие принципы являются основополагающими для ан­гликанства? В 1888 г. на Ламбетской конференции был при­нят документ, указывающий четыре основных требования, необходимых для вхождения в англиканское сообщество. От вступающих сюда требуется признание:

    Священного Писания Ветхого и Нового Заветов как Слова Божия;

    Никейского Символа веры как достаточного изложе­ния христианской веры;

    двух таинств - Крещения и Евхаристии, - совер­шаемых с правильными словами и действиями, установлен­ными Иисусом Христом;

    исторического епископата 3 .

Данные четыре пункта должны приниматься всеми церква­ми, являющимися членами англиканского сообщества. Однако даже эти условия принимаются некоторыми "поместными церквами" с существенными оговорками. Некоторые из них, например, признают так называемые "Апостольский" и "Афа­насьевский" Символы веры наравне с Никейским. Другие при­знают три, а не два таинства и т. д.

Подобные требования, на первый взгляд, свидетельству­ют о том, что в англиканстве существует определенная дог­матическая система. Однако на самом деле упомянутые принципы полностью перечеркиваются признанием "свободы веры", что в реальности свидетельствует скорее об от­сутствии у англикан четкой вероучительной системы. Это ка­сается даже основных моментов христианского учения. Отсут­ствие в англиканстве цельной догматической системы приво­дит к появлению таких работ, как книга епископа Робинсона "Быть честным с Богом" ("Honest to God", 1964. John A . C. Robinson , Bishop Woolwich ), в которой автор утверждает, что Ии­сус Христос не является Богом, и отрицает бытие личностного Бога вообще. Причем характерно, что такие явно антихристи­анские взгляды одного из епископов ни разу не подверглись осуждению со стороны официальных руководящих структур англиканской церкви. Отсутствие единого вероучения в англи­канстве является следствием отсутствия единого авторитетного органа, способного постановлять в делах веры. Даже поста­новления Вселенских Соборов в англиканстве не признаются (хотя некоторые англикане первые четыре Собора считают весьма авторитетными).

Вследствие отсутствия единого и обязательного для всех вероучения внутри англиканского сообщества существует самый широкий плюрализм. В связи с этим в англиканстве можно выделить такие наиболее крупные направления:

1. "Англо-католики", или "Оксфордское движение". Прокатолическое движение, возникшее в 19 веке. Его

приверженцы в вопросах вероучения тяготеют к католициз­му и готовы признавать все католические догматы, вплоть до учения о непогрешимости папы. Однако сдерживающим фактором в отношениях с католической церковью является нежелание католиков признавать законность англиканского епископата. В то же время существует небольшая группа англо-католиков, которые тяготеют к Православию.

2. "Высокая церковь".

Консервативная фракция в англиканстве. Приверженцы "Высокой церкви" придерживаются традиционных форм англиканства в области вероучения и обрядов. Дальнейшее развитие логики консерватизма привело к выделению из "Высокой церкви" англо-католического движения.

3. "Низкая церковь", или "Евангелики".

Приверженцами этого направления являются в основном англикане радикального протестантского направления, признающие учение об оправдании верой и о Библии как единственном источнике вероучения.

4. Модернисты.

Представители этого направления отрицают самые ос­новы христианства как богооткровенной религии. В наше время это направление доминирует в англиканском сооб­ществе.

5. Епископальная Церковь США.

Эту поместную церковь можно выделить как отдельное направление в англиканстве, поскольку она всегда отлича­лась рядом существенных особенностей. В целом близка к "Низкой церкви" и модернистам.

Выделение в англиканстве данных направлений является достаточно условным. Сами англикане зачастую, даже осо­знавая различия между собой, более дорожат внешним единством, основанным на веротерпимости. Ее основой, по мнению англикан, является представление о том, что глав­ное в христианстве - это нравственное учение, тогда как догматическая сторона - второстепенна, если вообще нуж­на. Англикане видят в такой нечеткости своего вероучения одну из наиболее привлекательных черт своего исповедания. Порочность подобного подхода очевидна: с православной точки зрения, нравственное учение, лишенное своего ис­точника, обречено на деградацию. Это наглядно подтверж­дают данные статистических исследований, проведенных в Великобритании. Согласно опросам, Библию хотя бы раз в год читали только 13% британцев, а 60% - вообще никогда не читали Священное Писание 4 . Не менее поражает офици­альная точка зрения англикан по вопросу о гомосексуальных отношениях: Ламбетская конференция 1998 г. признала подобные отношения допустимыми 5 .

Для достижения формального единства среди англикан су­ществует определенная система взаимообщения поместных церквей. Ее можно представить следующим образом:

Во главе системы стоит архиепископ Кентерберийский (внастоящее время 103-м архиепископом Кентерберийским является доктор Джордж Кэри (dr. George Carey), возведен­ный на кафедру в 1991 году). Он считается главой всего ан­гликанского сообщества. Однако это главенство является скорее номинальным. Фактически власть архиепископа Кентерберийского распространяется только на территорию Англии, но и здесь ограничена (если не сказать - полнос­тью контролируется) парламентом Англии. Только три обязанности, возложенные на архиепископа Кентерберийского, свидетельствуют о его лидирующей роли в англиканском мире:

    право созывать раз в десять лет Ламбетскую Конфе­ренцию англиканских епископов всего мира и председатель­ствовать на ней;

    право председательствовать на съездах примасов поместных церквей;

    право занимать должность президента т.н. "Консультативного совета англикан".

Причиной того, что архиепископ Кентерберийский играет относительно слабую роль внутри англиканского со­общества, является англиканское учение о священстве. Хотя вернее было бы говорить о его отсутствии в официальных англиканских документах, несмотря на то, что англикане со­хранили трехстепенное деление клира. Как уже отмечалось, англикане подчеркивают существование в их церкви епи­скопата, восходящего к иерархии, которая берет свое начало от святого Августина, и считают, что этот факт засвидетельствован церковной историей. Однако при этом англикане считают, что епископат (и священство вообще) следует со­хранять не как богоустановленное и существенно необходи­мое условие бытия Церкви, а как нечто полезное и содей­ствующее церковному единству и порядку. В англиканском богословии даже существует афоризм, хорошо описываю­щий положение епископата в англиканстве: "Епископат ну­жен не для бытия, но для благобытия церкви". Все это сви­детельствует только об одном: в англиканском сообществе епископат (священство) занимает специфическое положе­ние, которое легче всего сравнить с государственной долж­ностью. Для характеристики англиканского "священства" существенным является также и такой исторический факт: в XVII в. в ряды англиканских священников были приняты многие лица, не имевшие рукоположения от епископов, - в силу простого постановления парламента.

Ламбетские конференции (Lambeth Conference) также иг­рают весьма важную роль в структуре англиканского сообщест­ва. Ламбетские конференции представляют собой съезды епи­скопов, которые, начиная с 1867 г., каждые десять лет соби­раются под председательством архиепископа Кентерберийско­го. Свое название эти конференции ведут от Ламбетского дворца (Lambeth Palace) резиденции архиепископа Кентербе­рийского в Лондоне. Первая конференция под председатель­ством архиепископа Лонгли (Longley) собрала 76 епископов. С 1978 г. место проведения конференций было перенесено в Кентербери: причиной переноса явилось слишком большое количество епископов, участвовавших в конференции 1978 г. В 1998 г. состоялась 13-я по счету конференция, на которой при­сутствовало 750 епископов, представлявших большинство ан­гликанских "поместных церквей". Ламбетские конференции, занимающиеся рассмотрением богословских, социальных и по­литических вопросов, нельзя считать даже аналогом соборов, так как их постановления носят не обязательный, но рекомен­дательный характер.

Примасы (Primates) - предстоятели англиканских "поместных церквей". Начиная с 1979 года примасы соби­раются каждые два-три года для консультаций по наиболее актуальным вопросам и отчасти - для подготовки материа­лов предстоящих Ламбетских конференций.

Консультативный совет англикан (The Anglican Consulta­tive Council) - международная ассамблея англикан, соби­рающая вместе епископов, пресвитеров, диаконов и мирян для обсуждения проблем, возникающих в англиканском со­обществе и мире. Совет был образован во исполнение резо­люции Ламбетской конференции 1968 г., которая предписы­вала сделать более частыми и более представительными контакты между англиканскими церквами в промежутках между Ламбетскими конференциями, дополняя и расширяя деятельность последних. В октябре 1969 был созван первый Консультативный совет англикан. С тех пор он собирается каждые два-три года. Местом его проведения являются раз­личные государства, в которых существуют "поместные церкви" англикан.

Для примера можно привести следующий перечень во­просов, которые в разное время становились объектом рас­смотрения на Ламбетских конференциях, встречах примасов и ассамблеях Консультативного совета: партнерство миссий; сотрудничество диоцезов; экуменический диалог (с лютера­нами, дохалкидонитами, православными, кальвинистами, католиками); литургические консультации; богословские консультации и т.п.

Чтобы лучше представить, что являет собой современное англиканство, следует несколько углубиться в историю этого вероисповедания.

Англиканство появляется в XVI в. Король Англии Ген­рих VIII Тюдор (1509-1547) первоначально был католиком. Ему не удалось добиться у папы Климента VII согласия на уменьшение размеров сбора, взимавшегося для строительства собора святого Петра в Риме, и разрешения на растор­жение своего брака с Екатериной Арагонской (теткой гер­манского императора Карла V, дочерью Фердинанда и Иза­беллы Испанских). Для заключения этого брака в свое вре­мя понадобилось особое разрешение папы, ибо Екатерина ранее была замужем за братом Генриха VIII. Прожив с Ека­териной 17 лет, Генрих VIII увлекся фрейлиной своей су­пруги Анной Болейн, что побудило его искать расторжения брака с Екатериной. Папа Климент VII отказался аннулиро­вать брак, а архиепископ Кентерберийский Томас Кранмер, примас римско-католической церкви Англии, расторгнул брак Генриха VIII с Екатериной в 1533 году. Затем Кранмер благословил брак Генриха с Анной Болейн. Одновременно с этим Английская церковь вышла из подчинения папе. Вско­ре после этого в 1534 году парламент Англии объявил коро­ля единственным верховным главой церкви на территории Англии. Епископы должны были просить у короля под­тверждения своих церковных прав. Два родоначальника ан­гликанства - Генрих VIII и архиепископ Кранмер - стояли на разных позициях относительно дальнейшего пути разви­тия Английской церкви. Кранмер был склонен вести цер­ковь по лютеранскому пути, а Генрих хотел сохранить като­лические вероучение и обрядность. Эти лежавшие у истоков англиканства две прямо противоположные концепции коро­ля и архиепископа во многом объясняют современное со­стояние Англиканской церкви: разночтения по вопросам ве­ры, обряда и проч. зародились на самых ранних этапах формирования этой протестантской конфессии.

Когда Генрих VIII умер (1547) и на престол взошел его де­сятилетний сын Эдуард VI (1547-1553), влияние архиепископа Кранмера усилилось, следствием чего стало продолжение ре­форм в английской церкви. Вслед за изданным в 1539 г. под редакцией Кранмера английским переводом Библии в 1549 го­ду впервые вышла "Книга общей молитвы" (The Book of Common Prayer). В 1552 году Кранмер при содействии Меланхтона издал Символ веры Англиканской церкви. Систематическим изложением англиканского богословия явились на­писанные Кранмером в 1552 году 42 члена вероучения, в осно­ву которых были положены лютеранское "Аугсбургское испо­ведание" и некоторые положения кальвинизма.

В 1553 году Эдуард VI скончался, и на престол вступила дочь Екатерины Арагонской Мария Тюдор (1553-1558). Ма­рия исповедовала католицизм и известна под именем Марии Католички. Мария Тюдор объявила о возврате Английской церкви под власть папы и об искоренении всех последствий Реформации. В 1554 году Кранмер был осужден на сожже­ние и 21 марта 1556 года - после долгих истязаний - каз­нен. Во время правления Марии Тюдор около 200 проте­стантов были казнены, что дало повод называть ее Кровавой Марией.

После смерти Марии Тюдор на престол взошла вторая дочь Генриха VIII (от Анны Болейн) Елизавета I Тюдор (1558-1603). Во время правления Елизаветы I Реформация в Англии была восстановлена. Английская церковь вновь бы­ла изъята из юрисдикции Рима и поставлена в зависимость от королевской власти. В 1559 году Елизавета назначила на Кентерберийскую кафедру последователя Кранмера Матфея Паркера. При Елизавете I 42 члена англиканского вероуче­ния были переработаны и сокращены до 39. В 1571 году эти 39 членов были утверждены парламентом Англии и подпи­саны епископатом Английской церкви.

Дальнейшая история англиканства тесно связана с рас­ширением Британской империи, что привело к распростра­нению государственной церкви Англии и на всех террито­риях, входивших в состав империи. В XVII в. вследствие британской колонизации англиканство распространилось в Австралии, Канаде, Новой Зеландии, Южной Африке и США. В XVHI-XX вв. англиканство распространилось практически по всему миру (в странах Азии, Африки, Ла­тинской Америки и т. д.). Большую роль при этом играла миссионерская деятельность церквей Англии, Ирландии, Шотландии и Уэльса.

Из истории англиканства видно, что со времени возник­новения и до наших дней оно не имело общеобязательных догматических текстов (подобных по авторитетности поста­новлениям Вселенских Соборов). Тем не менее в англикан­ской церкви наличествуют определенные тексты, которые выражают основные положения англиканского вероучения. Прежде всего это "Книга Общей Молитвы" и прилагаемые к ней 39 так называемых "Членов религии" (Articles of Religion).

"Книга общей молитвы" впервые была издана в 1549 го­ду, после чего она была неоднократно пересмотрена. Одна из последних редакций была предпринята в 1928 г. Однако она не была принята всеми "поместными церквами". Так, например, в Англии до сих пор в употреблении остается текст "Книги общей молитвы" редакции 1662 г. По своей структуре "Книга..." является служебником, в состав кото­рого введен ряд текстов догматического содержания, изло­женных, впрочем, недостаточно ясно и определенно. С 1960-х гг. в англиканстве начался процесс модернизации обрядов, изложенных в "Книге общей молитвы", и богослу­жебного языка. Следствием этого стала публикация в 1980 г. нового издания - "Альтернативной богослужебной книги" (The Alternative Service Book). В настоящее время она поль­зуется в англиканском сообществе не меньшим авторитетом (хотя и не повсеместно), чем "Книга общей молитвы". Окончательная редакция "Альтернативной богослужебной книги" планируется к 2000 г., однако она уже используется в некоторых англиканских "поместных церквах".

Говоря о наиболее характерных особенностях англикан­ского вероучения, отраженных в тексте "Книги общей мо­литвы" и прилагаемых к нему 39 "Членах религии", следует отметить, что между этими двумя источниками нет полного согласия. Это связано с тем, что "Члены религии" имеют более выраженный протестантский характер, чем текст "Книги...". При этом особый авторитет и даже, можно сказать, обязательность "Членов религии" утверждает так на­зываемая "Декларация Его Величества", помещаемая в текс­те "Книги...". Этой Декларацией король Англии объявляет о том, что "Члены религии" "содержат истинное учение Церкви Англии, согласное со Словом Божиим...". В тексте Декларации говорится: "Мы требуем от наших возлюблен­ных подданных продолжать единообразно их исповедывать и запрещаем малейшие отклонение от упомянутых Чле­нов" 6 . Однако следует заметить, что такое значение "Членам религии" усваивается только в пределах Англии. В других "поместных церквах" они не имеют силы обязательного за­кона, да и в самой Англии в реальности подписывать их должны только члены клира. Тем не менее до сих пор ни одна англиканская "поместная церковь" не отвергла "Члены религии", и их можно рассматривать в качестве документа, отражающего вероучение всего англиканского сообщества.

Среди наиболее ярких отличий англиканского вероуче­ния, изложенного в "Членах религии", следует отметить следующие:

    учение о исхождении Святого Духа от Сына так же, как и от Отца (V член);

    отсутствие учения о Церкви как Теле Христовом (XIX член);

3. отрицание вероучительной непогрешимости Вселен­ских Соборов (XXI член);

4. признание в англиканской церкви только двух таинств - крещения и евхаристии (XXV член);

5. отсутствие призывания святых, что запрещается как католическое учение (XXII член);

    отрицание почитания мощей (XXII член);

    отрицание почитания святых икон (XXII член) и т. п.

В англиканстве имеют место и иные отступления от уче­ния Церкви, возникшие как вторичные следствия из лож­ных оснований, содержащихся в "Книге общей молитвы" и "Членах религии". В частности, примером подобного рода искажений может служить существующая в современном англиканстве практика рукоположения в священный сан женщин (с 1974 г. - во пресвитеры, а с 1988 г. - и во епископы).

Для того чтобы получить более полное представление об англиканстве, можно подробнее ознакомиться с родона­чальницей всего англиканского сообщества - церковью Англии. Свое начало она ведет с 1533 года. В настоящее время церковь Англии насчитывает около 26 миллионов приверженцев, что составляет приблизительно половину на­селения Англии. Главой церкви официально признается правящая королева (или король) Англии, которая назначает по согласованию с премьер-министром двух архиепископов, 108 епископов и 42 настоятелей соборов. Территориально в юрисдикцию церкви Англии входят: Англия, остров Мэн, острова, расположенные в пределах пролива Ла-Манш, ост­рова Силли, часть Уэльса, а также диоцез континентальной Европы (Марокко, Турция и т. д.).

Церковь Англии делится на две провинции: Северную провинцию возглавляет архиепископ Йоркский (в настоя­щее время - доктор Дэвид Хоуп (dr. David Hope)), Южную - архиепископ Кентерберийский (в настоящее время - док­тор Джордж Кэри (dr. George Carey)). В состав Северной провинции входят 14 диоцезов. Южная насчитывает 39 дио­цезов. Архиепископы Кентерберийский и Йоркский, а так­же ряд епископов (числом 24) являются членами парламента Великобритании. Роль парламента в жизни церкви Англии очень велика, так как ни один из важнейших вопросов цер­ковной жизни не может быть разрешен без ратификации парламентом соответствующего решения церковных струк­тур. Например, в редакции "Книги общей молитвы" от 1928 г. было предложено включить эпиклезу в чин евхаристии (англикане называют богослужение этого таинства "мессой", "Вечерей Господней", "Последней Вечерей", "Трапезой Господней"), однако парламент отверг это предло­жение, несмотря на то что почти весь епископат церкви Ан­глии поддерживал это нововведение.

Для предварительного решения важнейших вопросов, тре­бующих ратификации парламентом (вероучительные, финан­совые, а также вопросы устроения церкви и т. п.), и для веде­ния менее значимых дел в церкви Англии существует так на­зываемый "Генеральный Синод" (General Synod), состоящий из избираемых раз в пять лет 574 членов - клириков и мирян. "Генеральный Синод" собирается дважды в год в Йорке или Лондоне. Как уже отмечалось, церковь Англии включает в себя две провинции, состоящие из 43 диоцезов; диоцезы же, в свою очередь, делятся на приходы. По широко распространенному в среде англикан выражению, приходы составляют "сердце церкви Англии". Каждый приход управляется священником, обычно именуемым "викарием" или "ректором". Церкви Ан­глии в настоящее время принадлежат 42 собора и 16 тыс. церквей (из них 13 тыс. являются архитектурными памятниками).

Статистические данные последних лет показывают 7 , что число людей, желающих вступить в церковь Англии, уменьшается на 5 тысяч человек ежегодно, а соотношение числа принявших крещение и конфирмацию показывает, что после принятия крещения к совершаемой позднее кон­фирмации приступает только каждый пятый. Число лиц, принявших в церкви Англии священный сан в 1998 году, на 15 % (460 человек) выше аналогичной цифры за преды­дущий год. Соотношение этих данных свидетельствует не в пользу той ситуации, которая в последние годы сложилась внутри церкви Англии: при увеличении числа служителей церкви количество воцерковленных и крещеных людей с каждым годом уменьшается. Частично это происходит вследствие оттока людей в другие конфессии, но главной причиной этого все же является равнодушное отношение большинства современных англичан к церковной жизни.

Даже поверхностное рассмотрение современного англи­канства приводит к мысли о том, что современная англи­канская церковь находится на значительно большем удале­нии от Православия, чем это было, например, 70 лет назад, когда между Православной Церковью и англиканами велись межконфессиональные переговоры: в 1922 г. - с Констан­тинопольским Патриархатом, в 1923 г. - с Иерусалимской и Кипрской, в 1930 г. - с Александрийской Православными Церквами и т.д.).

Окончательная реформация английской Церкви и образование третьей ветви протестантизма - англиканства - в самостоятельную конфессию произошло во второй половине XVI в. Богословские основы нового вероисповедания представляют собой сложную смесь католицизма, лютеранства и кальвинизма. Основоположником идей англиканства является архиепископ Кентербе-рийский Томас Кранмер (1489–1556).
Английская Церковь с момента утверждения в ней Реформации получила название Англиканской Церкви. Вне территории Великобритании англикане называют ее Епископальной Церковью. Возглавляют Церковь Англии два архиепископа - Кентерберийский, примас Англии, и Иоркский, а также 32 епископа. Во всемирном масштабе англикане объединены в Anglican Community - Англиканское Сообщество.

Особенности реформации в Англии

Англия издавна тяготилась зависимостью от Рима. Налоги, взимавшиеся Римско-католической Церковью в пользу строительства грандиозного собора св. Петра, ложились тяжелым бременем на население, отражались на экономике страны. Английские церкви папа облагал налогами сам, не спрашивая согласия английского короля. Короли безуспешно старались противодействовать папскому абсолютизму, заявляя свои права на участие в решении английских церковных дел своего государства.

Предшественником Реформации в Англии был Джон Виклиф (1324–1384), высказывавший взгляды подобные тем, которые потом стал распространять Лютер (см. раздел "Римско-католическая Церковь накануне реформации").
Начало самой Реформации в Англии связано с именем короля Генриха VIII (1509–1547) из династии Тюдоров. Поначалу горячий приверженец папизма, он разошелся с папой, не добившись у него расторжения своего брака с Екатериной Арагонской (теткой германского императора Карла V, дочерью Фердинанда и Изабеллы Испанских). Для заключения этого брака в свое время понадобилось особое разрешение папы, ибо Екатерина до этого была замужем за братом Генриха VIII. Женившись на Екатерине Арагонской после того, как она овдовела, Генрих VIII прожил с ней в брачном союзе 17 лет. Увлечение короля фрейлиной своей супруги Анной Болейн побудило его искать расторжения своего брачного союза, который теперь ему удобно было считать противозаконным. Папа Климент VII не пожелал аннулировать брак. Сделал это в 1533 г. в угоду королю архиепископ Кентерберийский Томас (Фома) Кранмер, предстоятель (примас) Римско-католической церкви в Англии. Он только что занял этот пост по желанию короля и с согласия папы, хотя в душе был убежденным сторонником Реформации Церкви в духе лютеранства. Послушный примасу Собор римско-католических епископов Англии аннулировал брак короля с Екатериной Арагонской и признал законным брак с Анной Болейн. Одновременно с этим английская Церковь вышла из подчинения папе. Вскоре после этого (1534) парламент объявил короля "единственным верховным главой на земле английской Церкви". Епископы должны были просить у короля подтверждения своих церковных прав.

Однако король не склонен был вести английскую Церковь по лютеранскому пути. Он хотел сохранить неизменным прежнее, католическое, вероучение и культ. Иных взглядов держался архиепископ Томас Кранмер, стремившийся к коренной реформации Церкви.

Эдуард VI (1547–1553), сын короля Генриха VIII, вступил на престол десятилетним мальчиком. При нем значение архиепископа Кранмера усилилось. Став одним из регентов, Кранмер продолжил дело реформации Английской Церкви.

В 1539 г. был издан под редакцией и с предисловием Кранмера английский перевод Библии, затем Кранмер занялся упрощением богослужения. Регенты, правившие за малолетством Эдуарда VI, и сам молодой король были под его сильным влиянием. Кранмер теперь уже открыто выражал сочувствие протестантизму. По его инициативе в 1549 г. была выпущена "Книга общественного богослужения", или "Книга общих молитв" ("Book of Common Prayer"). Неоднократно пересмотренная, она и в настоящее время является в Англиканской Церкви служебником, в который введена и догматика. Но ее появление не остановило догматических споров, поскольку они были изложены в ней недостаточно ясно и определенно. В том же 1549 г. была издана "книга гомилий", в подготовке которой Кранмер принимал большое участие. В 1552 г. издан Символ веры Англиканской Церкви, составленный Кранмером при содействии Меланхтона.

Систематическим изложением воззрений реформированной Церкви явились написанные Кранмером в 1552 г. 42 члена вероучения (articuli), в основу которых положено лютеранское "Аугсбургское исповедание" и некоторые положения кальвинизма. Основное содержание этого документа состоит в следующих утверждениях: учение Священного Писания достаточно для спасения. Три символа - "Никео-Цареградский", "Афанасьевский" и "Апостольский" должны быть признаны, потому что могут быть во всем их содержании доказаны из Священного Писания. Учение о сверхдолжных делах нечестиво. Вселенские Соборы могут погрешать и погрешали. Из таинств упоминаются только Крещение и Вечеря Господня. Пресуществление не может быть доказано из Священного Писания. Жертвоприношения месс, в которых священники приносят Христа в жертву за живых и умерших, суть басни. Епископы, пресвитеры и диаконы не обязаны быть безбрачными.
Таким образом, при юном Эдуарде VI над умеренной концепцией, которой держался его отец, возобладала значительно более радикальная концепция архиепископа Кранмера.

Однако в бурном развитии английской Реформации уже намечалось течение еще более кардинальное, представителями которого стали уже упоминавшиеся "нонконформисты", или пуритане (см. раздел "Распространение и развитие кальвинизма. Гугеноты. Пуритане").

Между тем английской Реформации всех оттенков готовился сильнейший удар с другой стороны. В 1553 г. через несколько недель после опубликования 42-х членов Эдуард скончался и на престол вступила Мария Тюдор.
Дочь Екатерины Арагонской, внучка испанских королей по материнской линии, Мария Тюдор (1553–1558) унаследовала от них горячую приверженность к католицизму и вошла в историю под именем Марии Католички, или Марии Кровавой. Она стала женой испанского короля Филиппа II (сына Карла V) и в политике опиралась на тесный союз с католической Испанией. Английская Церковь вновь была объявлена подчиненной папе, началось преследование противников папизма, искоренение всего того, что было порождено Реформацией. Архиепископ Кранмер, отказавшись признать Марию законной королевой Англии, заявил о своей верности реформаторской линии, которую называл согласной с традициями Древней Церкви. Кранмера судила в 1554 г. особая комиссия римско-католических богословов и он был осужден на сожжение. Приговор, однако, в течение двух лет не приводили в исполнение, рассчитывая на его раскаяние. У окон тюрьмы, в которой находился архиепископ Кранмер, намеренно был приведен в исполнение приговор над двумя другими осужденными вместе с ним епископами. Страшное зрелище сожжения близких людей потрясло Кранмера. В ужасе он стал молить о пощаде, но когда дело дошло до отречения, чувство долга взяло верх и он вновь подтвердил свои убеждения. 21 марта 1556 г. Кранмер мужественно взошел на костер. Это, конечно, были не единственные жертвы контрреформации в Англии. При Марии Кровавой было казнено за протестантизм более 200 человек.

Мария Тюдор вскоре умерла, на престол вступила Елизавета Тюдор, дочь Анны Болейн. Продолжительное правление Елизаветы (1558–1603) ознаменовалось восстановлением и утверждением Реформации в Англии. Была восстановлена зависимость английской Церкви от королевской власти. В акте об этом английский король был объявлен "единым правителем королевства как в делах духовных и церковных, так и светских", но все же не "верховным главой" английской Церкви, как то было при Генрихе VIII.

Первоочередной задачей Елизаветы, признавшей Реформацию, было восстановление разгромленной Марией кранмеровской церковной иерархии.
На Кентерберийскую кафедру Елизавета назначила Матфея Паркера. Рукоположение его было совершено в 1559 г. При обсуждении вопроса об англиканском священстве всегда приходится касаться истории хиротонии Матфея Паркера.

Чтобы прекратить нескончаемую борьбу религиозных партий, королева Елизавета распорядилась произвести пересмотр и исправление написанных Кранмером 42-х членов (members). После долгих споров они были значительно переработаны и сокращены до 39-ти.

В вероучении Англиканской Церкви, изложенном в 39-ти членах, которые являются официальным, хотя и неполным изложением веры англикан, имеются догматы, вполне согласные с Православием (о Боге едином в трех Лицах, о Сыне Божием и другие), а также учения, провозглашенные из противодействия Риму, которые тоже приближают Англиканскую Церковь к Православию (отрицание сверхдолжных заслуг, чистилища и индульгенций, предписание богослужений на родном языке, приобщение мирян под двумя видами, отмена обязательного безбрачия духовенства, отрицание главенства папы над всей Церковью). В то же время они содержат и ряд заблуждений, оставшихся от католицизма (исхождение Св. Духа "и от Сына") и лютеранства (учения о первородном грехе и о состоянии человека после падения, об оправдании верой, о погрешимости Вселенских Соборов, о том, что Восточные Церкви впали в заблуждение, отрицание почитания икон и святых мощей, отрицание призывания святых, протестантское учение о таинствах). Они включают еще ряд учений, изложенных неопределенно, которые могут быть поняты по-разному (о числе таинств, о присутствии в таинстве Евхаристии истинных Тела и Крови Христовых, учение об иерархии, которое можно понимать и в православном, и в протестантском смысле) и, наконец, признание церковного главенства короля.
В 1571 г. 39 членов были утверждены парламентом Англии, подписаны епископами в качестве важнейшей символической книги вероопределения Англиканской Церкви.

Реформационные течения внутри англиканства

Помимо сформировавшегося внутри англиканства и выделившегося в самостоятельную организацию течения кальвинистского направления - пуритан (см. раздел "Распространение и развитие кальвинизма. Гугеноты. Пуритане"), разделившегося на умеренных пресвитериан и более радикальных индепендентов, в самой Англиканской Епископальной Церкви образовались и по сей день существуют течения, по-разному относящиеся к спорным вероучительным вопросам.

Высокоцерковники - это протестантская церковная аристократия, подчеркивающая типичные особенности англиканства, государственный характер Церкви, супрематию короны, привилегии членов Церкви по сравнению с диссентерами, епископализм и связь со средневековой и Древней Церковью в богослужении и организации. Основная идея высокой Церкви: противодействуя крайностям протестантства, отстоять и сохранить в Англиканской Церкви все, что в ней содержится от древних времен, приблизить ее к традиции и практике Вселенской Церкви до ее разделения. Высокая Церковь стремится к возможно лучшему сохранению католических традиций, принимает учение об оправдании верой и делами, отстаивает авторитет Церкви, подчеркивает значение иерархического преемства, отвергает кальвинистические взгляды. Это течение ближе всего к Православию. Высокую Церковь можно назвать англиканством в собственном, изначальном смысле слова. В момент своего выступления в конце XVII в. высокоцерковная партия не могла еще окончательно освободиться от политики. Высокоцерковники вошли в ряды консерваторов-тори как сторонники авторитета и прав короны и Церкви.

Низкоцерковники представляют собой крайние течения протестантизма с его учением об оправдании одной верой и о Библии как единственном источнике вероучения. Из книг Священного Писания особенным уважением у них пользуется пятикнижие Моисея, хотя в теории новозаветные книги ставятся выше ветхозаветных. Низкоцерковники с конца XVII в. вербовались в тех рядах, которые при Стюартах пополнялись пуританами. Заметными очертания партии делались потому, что в политике они сливались с вигами. Низкоцерковники входили в господствующую Церковь, признавали ее учреждения, но не придавали им такого значения, которое исключало бы другие ответвления протестантизма. К середине XIX в. низкая Церковь численно уменьшилась и стала растворяться в широкой Церкви. Представители низкой Церкви называют себя "евангеликами".

Широкоцерковники - это, собственно говоря, не партия, а равнодушная к религиозно-церковным вопросам масса, которую часто называют "индифферентной Церковью". Они стремятся к объединению всех течений на основе веротерпимости. Представители широкой Церкви считают, что спорить из-за догматических разногласий не стоит: все христиане - братья между собой и сознание своего братства они должны обнаруживать в жизни через оказание взаимной помощи, особенно в религиозно-нравственном отношении. Пренебрегая основами веры, данной Христом, отрицая догматику, широкая Церковь воспринимает христианство лишь как нравственное учение, лишенное своего источника и своей основы, - "мораль без догмы".

Помимо изложенных в предыдущих разделах течений, Англиканская Церковь вызвала к жизни ряд общин (сект), основные вероучительные принципы которых имеют определенные особенности, послужившие причиной их отделения от этой Церкви. Наиболее важными и широко распространенными являются баптизм и методизм.

Баптизм возник в Англии в первой половине XVII столетия на основе индепендентства (конгрегационализма). Первая община баптистов была образована в 1612 г.

Нет данных, которые бы говорили о прямой зависимости английского баптизма XVII столетия от немецкого анабаптизма XVI столетия, хотя отрицание Крещения детей. является общим для обоих вероисповеданий. В баптизме настойчиво подчеркивается спасение личной верой, без Церкви. Возникновение баптизма в Англии связано с именами Томаса Хелвиса и Джона Смита.
В результате преследования Епископальной Церковью и пресвитерианами баптисты вскоре эмигрировали в Северную Америку и начали распространять там свое вероучение. Первая американская баптистская община возникла уже в 1639 г. В Америке баптизм получил наибольшее распространение и разбился на ряд течений и сект.

В Германию баптизм проник в первой половине XIX в.
На Украину баптизм был занесен во второй половине XIX в. немецкими колонистами.

В 1905 г. был организован Всемирный союз баптистов, переименованный в 1957 г. во Всемирный союз евангельских христиан-баптистов.

Методизм

Методизм возник в XVIII в. в результате стремления оживить государственную Англиканскую Церковь. Зародилось это новое английское вероисповедание под влиянием лютеранского пиэтизма в студенческой среде Оксфордского университета. Главным инициатором его был Джон Веслей (1703–1791), ставший вскоре священником Англиканской Церкви. Все началось с организации в 1729 г. небольшого религиозного кружка, участников которого за строгие правила и подвижнический образ жизни стали называть "методистами". Число их стало постепенно расти. Методисты повели широкую работу среди простого народа, выступая где придется, чаще всего под открытым небом. На первый план они выдвигали деятельную любовь, выражавшуюся в деятельном социальном служении.

Англиканское духовенство неодобрительно смотрело на деятельность Веслея и отказало ему в поставлении священников. В XIX в. методисты полностью отделились от Англиканской Церкви. Веслей стал рукополагать священников сам, объявив пресвитерство равным по благодати епископству.
Методизм получил широкое распространение в Америке. Особенно большой рост здесь он имел в XIX в. В 1951 г. был учрежден Всемирный союз методистов.


© Все права защищены

Перед тем как узнать об идеях англиканства и истории этого религиозного движения, необходимо понять, в каких условиях оно формировалось и с какими другими христианскими течениями конкурировало.

Протестантизм

Появлению протестантизма способствовала Реформация 16-17 вв. Данная духовно-политическая идеология была одной из определяющих как в жизни европейских государств, так и в жизни стран других континентов. Столетиями различные протестантские течения предлагали свои взгляды на решение религиозных вопросов и обеспечение духовных потребностей христиан.

Появление новых ответвлений протестантизма продолжается и по сей день. Наиболее массовыми протестантскими течениями являются лютеранство, кальвинизм, англиканство. Также существенную роль в становлении протестантизма играло цвинглианство, но более подробно о нём вы узнаете ниже.

Краткая характеристика

Изначально понятие "лютеранство" было синонимом протестантизма (на территории стран бывшей Российской империи эта формулировка была актуальна чуть ли не до начала революции). Сами же лютеране называли себя "евангелическими христианами".

Идеи кальвинизма имели широкое распространение по всему миру и повлияли на историю всего человечества. Кальвинисты сделали большой вклад в становление Соединённых Штатов Америки, а также стали одними из идеологов тенденции борьбы с тиранией 17-19 вв.

В отличие от кальвинизма и лютеранства англиканство появилось по воле властной верхушки Англии. Именно короля можно назвать отцом-основателем данного движения. После его создания церковный институт стал национальным оплотом королевской монархии, в котором верховенство власти англиканства стало принадлежать королю, а духовенство подчинялось ему как важная составляющая аппарата монархического абсолютизма.

Цвинглианство немного отличается от других протестантских движений. Если кальвинизм и англиканство хотя бы косвенно были связаны с лютеранством, то цвинглианство образовалось обособленно от этого движения. Широкое распространение оно имело на территории Южной Германии и Швейцарии в 16 столетии. К началу 17 столетия оно объединилось с кальвинизмом.

Протестантизм сегодня

На данный момент распространены в Соединённых Штатах Америки, странах Скандинавии, Англии, Канаде, Германии, Голландии и Швейцарии. Главным центром протестантизма заслуженно можно назвать Северную Америку, поскольку там находится самое большое количество штаб-квартир различных протестантских движений. Для протестантизма сегодняшнего типа характерно желание всеобщего объединения, проявившееся в создании Всемирного совета церквей 1948 года.

Лютеранство

Данное движение зародилось в Германии, сформировав базовые основы протестантизма как такового. У его истоков стояли Филипп Меланхтон, Мартин Лютер, а также их единомышленники, разделявшие идеи Реформации. Со временем лютеранство начало распространяться во Франции, Венгрии, Австрии, скандинавских странах и на территории Северной Америки. На данный момент на нашей планете насчитывают примерно 75 000 000 лютеран, 50 000 000 из которых являются членами Всемирного лютеранского союза, образованного в 1947 году.

У лютеран есть несколько духовных книг, но наиболее подробно суть их вероучения изложена в "Книге согласия". Приверженцы данного движения причисляют себя к теистам, поддерживающим идею триединого Бога и исповедующим Богочеловеческую сущность Иисуса Христа. Особое значение в их мировоззрении занимает концепция адамового греха, который можно преодолеть только через божью благодать. Для лютеран самым верным критерием правильности веры является Святое Писание. Особым авторитетом у них пользуются и другие священные источники, которые целиком и полностью соответствуют Библии и никак не наоборот (в качестве примера можно привести Святое Предание Отцов). Критической оценке поддаются и суждения церковников, которые имеют непосредственное отношение к истокам исповедания. К ним относят и работы самого Мартина Лютера, к которому члены данного движения относятся с уважением, но без фанатизма.

Лютеранами признаётся только два типа таинства: крещение и причастие. Через крещение человек принимает Христа. Через причастие происходит укрепление его веры. На фоне других конфессий лютеранство выделяется тем, что потиром могут причащаться не только обладатели священного сана, но и обычные христиане. По мнению лютеран, священник - это точно такой же человек, который ничем не отличается от обычных мирян и просто является более опытным участником религиозной общины.

Кальвинизм

Из святой протестантской троицы "Лютеранство, кальвинизм, англиканство" достаточно важную роль в реформационных процессах сыграло второе движение. Зародившись в Германии, пламя Реформации вскоре поглотило и Швейцарию, подарив миру новое протестантское движение под названием кальвинизм. Оно возникло практически в то же время, что и лютеранство, но развивалось во многом без влияния последнего. Из-за большого количества различий между двумя этими реформационными ветвями в 1859 году произошло их официальное разделение, закрепившее независимое существование движений протестантизма.

Кальвинизм отличался от лютеранства более радикальными идеями. Если лютеране требуют удалить из церкви то, что не соответствует библейскому учению, то кальвинисты хотят избавиться от того, что в этом самом учении не требуется. Базовые основы данного течения были изложены в работах Жене Кальвина, главной из которых является труд "Наставление в христианской вере".

Наиболее важные доктрины кальвинизма, отличающие его от прочих христианских течений:

  1. Признание святости только библейских текстов.
  2. Запрет на монашество. По мнению приверженцев кальвинизма, основная цель мужчины и женщины - это создание крепкой семьи.
  3. Отсутствие церковных обрядов, отрицание того, что человек может спастись только через духовенство.
  4. Утверждение доктрины предопределения, суть которой заключается в том, что предустановленность жизни человека и планеты происходит по воле Бога.

Согласно кальвинистскому учению, для вечной жизни необходима только вера в Христа и дела веры для этого не нужны. Благие дела веры необходимы только для того, чтобы показать искренность своей веры.

Цвинглианство

Когда речь заходит о христианских движениях, многие вспоминают православие, католичество, лютеранство, кальвинизм и англиканство, но при этом забывают про ещё одно достаточно важное течение под названием цвинглианство. Отцом-основателем данной ветви протестантизма был Ульрих Цвингли. Несмотря на практически полную независимость от идей Мартина Лютера, цвинглианство во многих аспектах схоже с лютеранством. Что Цвингли, что Лютер были приверженцами идеи детерминизма.

Если говорить о проверке церковных правил на их истинность, то Цвингли считал правильным только то, что напрямую подтверждается Библией. Все элементы, отвлекающие человека от углубления в самого себя и вызывающие у него яркие эмоции, необходимо было полностью убрать из церкви. Цвингли выступал за прекращение церковных таинств, а в церквях его единомышленников отменялось изобразительное искусство, музыка и католическая месса, которая была заменена на проповеди, посвящённые Святому Писанию. Здания бывших монастырей становились лечебницами и учебными заведениями, а монастырские вещи отдавались на благотворительность и для образования. В конце 16 - начале 17 столетия цвинглианство стало частью кальвинизма.

Англиканство - это что?

Вы уже знаете о том, что такое протестантизм и какие его направления считаются главными. Теперь мы можем перейти непосредственно к теме статьи, а конкретнее к особенностям англиканства и истории этого движения. Ниже вы сможете найти всю подробную информацию.

Зарождение

Как уже говорилось ранее, англиканство - течение, являющееся сугубо английским достоянием. На территории Британии основоположником Реформации был король Генрих VIII Тюдор. История англиканства сильно отличается от истории других протестантских движений. Если Лютер, Кальвин и Цвингли хотели кардинально изменить католическую церковную систему, которая на тот момент находилась в кризисном состоянии, то Генрих пошёл на это из-за более личных мотивов. Английский король хотел, чтобы папа Климент VII развёл его с женой но тот ни в какую не хотел этого делать, поскольку боялся гнева со стороны императора Германии Карла V. Ради достижения желаемой цели Генрих VIII в 1533 году издал приказ о независимости церковного института Англии от папского протектората, а уже в 1534 году он стал единоличным главой новоиспечённой церкви. Через некоторое время король издал основные постулаты англиканства, содержание которых во многом напоминало католические, но с примесью идей протестантизма.

Церковная реформа

Несмотря на то, что англиканство - это идея Генриха VIII, настоящими церковными реформами занялся его преемник Эдуард VI. Когда он только приступил к правлению, англиканские догматы были описаны в 42 статьях, носящих в себе характерные черты как католичества, так и протестантизма. Во время правления Елизаветы некоторые правила английского вероисповедания были переработаны, и в итоге осталось только 39 статей, которые действуют и по сей день. Новое вероисповедание, изложенное в этих статьях, является смесью из католичества, кальвинизма и лютеранства.

Особенности вероучения англиканства

Теперь рассмотрим основные догматы и правила почерпнутые из того или иного христианского движения.

Из лютеранства англиканство взяло следующее:

  1. Принятие Библии как главного и единственно верного источника веры.
  2. Утверждение только двух необходимых таинств: крещения и причастия.
  3. Отмена почитания святых, поклонения иконам и мощам, а также учения о чистилище.

Из кальвинизма:

  1. Идея о предопределении.
  2. Идея о достижении Царствия небесного через веру в Христа без совершения богоугодных дел.

От католиков англикане сохранили классическую церковную иерархию, но во главе её стоял не папа римский, а король Англии. Как и главные христианские конфессии, англиканство придерживается идеи о триедином Боге.

Особенности богослужения в англиканстве

Ранее уже упоминалось, что данное религиозное течение имеет свои правила и законы. Особенности богослужения и роль священника в англиканстве описаны в "Книге общих молитв". Данный труд был основан на римско-католическом богослужебном чине, который действовал на территории Британии до зарождения протестантских движений. Помимо англоязычного перевода старых идей религиозная реформа в Англии проявлялась в сокращении уже существующего чина (к примеру, в отмене большинства обрядов, традиций и служб) и в изменении молитв согласно новым правилам. Создатели "Книги общих молитв" хотели значительно увеличить роль Святого Писания в англиканском богослужении. Ветхозаветные тексты разделялись таким образом, чтобы каждый год их часть зачитывалась однажды. Евангелие, за исключением Откровения Иоанна Богослова, из которого были взяты лишь некоторые моменты, разделено так, чтобы в течение года оно зачитывалось три раза (при этом праздничные и воскресные прочтения Апостола и Нового Завета не считаются). Если говорить про книгу псалмов, то её необходимо было зачитывать каждый месяц.

Богослужебный строй англиканства - это скорее копия протестантского строя, нежели римско-католического или православного. Но несмотря на это, данное ответвление христианства сохранило некоторые элементы, которые в протестантизме были недопустимы. К ним можно отнести церковную одежду священников, которую те надевали при богослужении, отрицание дьявола и освящение воды во время крещения, использование обручального кольца при заключении брака и т. д.

Английское церковное управление разделено на две части: Кентерберийскую и Йоркскую. Каждой из них управляют архиепископы, но при этом глава Кентерберийского ответвления является главным церковным иерархом англиканской церкви, влияние которого распространяется и за пределы Англии.

В среде англиканцев давно были созданы три партии, которые существуют и по сей день: Низкая, Широкая и Высокая церкви. Первая партия представляет радикальные взгляды протестантизма и желает, чтобы англиканская церковь в своём учении больше опиралась именно на протестантизм. Вторая партия даже не является партией как таковой: к ней относятся обычные люди, коим, по сути, безразличны существующие обряды, а англиканство в том виде, в котором оно существует сейчас, их полностью удовлетворяет. Высокая церковь, в отличие от Низкой, наоборот, старается как можно дальше отойти от идей Реформации и сохранить характерные черты классической церкви, которые появились до зарождения протестантизма. Кроме того, представители этого движения хотят возродить те правила и традиции, которые были утеряны много веков назад, а также как можно больше приблизить англиканство к общей вселенской церкви. В среде высокоцерковников в 30-х годах 19-го века появилась "самая высокая" церковь. Основателем этой партии был оксфордский преподаватель Пьюзи, а её участники называли себя пьюзеистами. Из-за своего желания возродить старые церковные обряды они также получили наименование "ритуалисты". Данная партия во что бы то ни стало хотела доказать значимость англиканского вероисповедания и даже объединить его с Восточной церковью. Их взгляды очень схожи с идеями православия:

  1. В отличие от того же лютеранства, англиканство самого высокоцерковного образца в качестве авторитета признаёт не только Библию, но и Святое Предание.
  2. По их мнению, для обретения вечной жизни человеку нужно не только верить, но и совершать богоугодные дела.
  3. "Ритуалисты" выступают за почитание икон и святых мощей, а также не отвергают поклонение святым и мольбы за усопших.
  4. Не признают предопределение в кальвинистском смысле.
  5. Смотрят на причастие с точки зрения православия.

Теперь вы знаете определение англиканства, историю этого христианского течения, а также его характерные черты и особенности. Надеемся, данная статья оказалась для вас полезной!

Содержание статьи

АНГЛИКАНСКИЕ ЦЕРКВИ, христианские объединения, которые находятся в евхаристическом общении с архиепископской кафедрой в Кентербери (Англия), используют единый служебник (Книгу общественного богослужения ), стоят на сходных теологических позициях, придерживаются единой формы церковной организации. В состав Сообщества англиканских церквей входят ряд церквей и церковных организаций во всех частях мира; в Северной Америке его представляет Протестантская епископальная церковь в США.

Англиканская Реформация.

К 1529 относится начало знаменитого конфликта короля Генриха VIII с римским папой; в 1559, когда на трон взошла королева Елизавета I , организационное устройство Церкви Англии утвердилось в формах, которые во многом сохранились до настоящего времени. За указанные 30 лет произошли многие изменения, однако англикане всегда придерживались мнения, что их церковь является не новой, а все той же церковью, которая просуществовала в Англии более тысячи лет; реформа же ее проведена для возвращения к модели церкви, представленной в Новом Завете. В подтверждение этой преемственности англикане ссылаются на свои вероучение, священство и литургию.

И все же был осуществлен ряд серьезных изменений. Прихожане получили Библию на английском языке, а духовенство стало приучать их относиться к ней как к высшему авторитету в делах веры и жизни. Богослужение проводилось теперь на местном языке. Церковь Англии настаивала и настаивает на самостоятельности национальных церквей во внутренних делах, на праве церквей действовать по своему усмотрению в отношении обрядов и богослужебной практики. Юрисдикционные притязания папы на территорию Англии были отвергнуты. Тем не менее из-за двойственного характера своей реформации Церковь Англии претендует на название и католической, и протестантской.

Основы англиканского вероучения.

Англиканская вера покоится на Священном Писании, которое содержит все необходимое для спасения и являет собой высший авторитет в делах веры и церковной жизни; трех исторических символах веры (Апостольском, Никейском и Афанасьевском), кратко излагающих христианское вероучение; вероисповедных положениях четырех вселенских соборов ранней церкви (Никейского, Эфесского, Константинопольского и Халкидонского), утвердивших основы церковного вероучения; 39 статьях Церкви Англии: они не являются полным изложением данного вероучения, но указывают на занятую церковью промежуточную позицию в межконфессиональных спорах 16 в.: между Римом, с одной стороны, и радикальным протестантизмом – с другой; едином служебнике – Книге общественного богослужения (The Book of Common Prayer ). Англикане не отделяют теологию от богослужения. Этот служебник – в основном плод трудов архиепископа Томаса Кранмера, умершего мученической смертью в 1556, – столь же превосходен в литургическом плане, сколь глубок в богословском. Изучение его – лучший способ для понимания жизни англиканских церквей.

Характер англиканства.

Традиция англиканства многим обязана Кранмеру. Он выдвинул два великих принципа: 1) ничто в старом церковном порядке не может быть изменено, если не содержит явного противоречия слову Божьему; 2) следует избегать каких бы то ни было определений, если только сам Бог не дал их в Писании. Это значит, что по многим вопросам в англиканских церквях допускаются различные интерпретации. Например, Церковь Англии в трактовке характера присутствия Христа в евхаристии отвергает, с одной стороны, доктрину пресуществления Римско-католической церкви, где допускается отождествление внешних знаков (хлеба и вина) и с благодатным даром (Тела и Крови Христа), а с другой – цвинглианство, которое стремится в полной мере отделить знаки от дара; англиканство не определяет с точностью характер присутствия Христа или способ, которым дар его Тела и Крови передается участвующим в богослужении верующим. Можно критиковать нечеткость англиканского вероучения в данном вопросе, но она свидетельствует о благоговении перед тайнами, слишком глубокими для человеческого понимания. Вместе с тем отсутствие крайностей в решении теологических вопросов способствует открытости англикан новым идеям, ибо они верят, что истина всегда выше достигнутого уровня ее понимания. Англиканская богословская традиция насчитывает ряд великих теологов, начиная с Дж.Джевела и Р.Хукера в царствование королевы Елизавета I и кончая У.Темплом (1881–1944) в 20 в.

Распространение англиканства.

Англиканство поначалу было государственной религией Англии и Ирландии (хотя большинство ирландского населения продолжало оставаться в лоне Римско-католической церкви). Но оно весьма быстро начало распространяться по всему миру благодаря колонизации, поскольку колонисты, разумеется, придерживались привычных им форм христианских верований, а также посредством миссионерской работы, начало которой положило основание Общества по пропаганде Евангелия (1701). Англиканская церковь в Англии является национальной, ее защищает и поддерживает государство, хотя англиканские епископы и священство не находятся на государственном содержании. Во всех остальных странах подобная связь с государством полностью исчезла, и сейчас ни одна англиканская церковь в них не связана какими бы то ни было отношениями с Британской короной. В Шотландии с 1689 доминирующим стало пресвитерианство; небольшая Епископальная церковь страдала от преследований из-за своей верности изгнанному королевскому дому Стюартов. Но ей удалось пережить эти тяжелые времена, и в конце 18 в. наступила эпоха веротерпимости. Естественно, что после американской революции Епископальная церковь Америки оформилась как свободное и независимое от Церкви Англии объединение, хотя и не провозглашала своей целью отказ от основ ее вероучения и богослужебных традиций. В 1857 независимой епархией, не вышедшей из содружества с Церковью Англии, стала Церковь Новой Зеландии. В 1869 от государства отделилась Церковь Ирландии, которая стала считать себя независимой. Данный процесс продолжался до тех пор, пока независимые и самоуправляемые англиканские церкви не образовались практически в каждой части света. К настоящему времени распределение архиепископств (церковных провинций) англиканской церкви по странам и регионам таково: Англия (2), Шотландия (1), Ирландия (1), Уэльс (1), Канада (4), США (9), Вест-Индия (1), Африка (6), Судан (1), Индийский океан (1), Бирма (1), Бразилия (1), Китай (1), Япония (1), Австралия (5), Новая Зеландия (1); епархия, в юрисдикции которой находится Ближний Восток, именуется Советом епископальной церкви Иерусалима и Ближнего Востока.

Церковная провинция может быть сформирована минимум из четырех епархий. Она избирает собственных епископов, утверждает каноны местного церковного управления, вправе пересматривать служебник в соответствии с местными традициями. Никакая церковная провинция не может навязывать свои порядки другой, причем все признают, что существенные изменения в вероучении или церковном богослужении могут повлечь за собой утрату связей со всеми остальными. Некоторые епархии, например на острове Маврикий, не входят ни в одну из церковных провинций и подчиняются церкви либо в Англии, либо в США.

Сообщество англиканских церквей.

Англиканские церкви образовали обширное содружество церквей во всемирном масштабе. Сегодня все епископы в Японии – японцы, а в Китае – китайцы. Четыре епископа-африканца возглавляют епархии в Нигерии, здесь насчитывается также двенадцать помощников епископов из африканцев. Епископ Ямайки – негр из Вест-Индии. В 1958 состоялось первое посвящение филиппинца в сан викарного епископа. Данный процесс продолжается; как только церкви в Азии и Африке добиваются независимости, они, как правило, создают церковные объединения, которые весьма существенно отличаются от европейских и американских образцов.

Единство столь обширного объединения помогают сохранять дружественные взаимосвязи. У англиканских церквей нет ни папы, ни Ватикана. Их не удерживает вместе какой-либо общепризнанный закон. Но они ощущают свое единство, разделяя общую веру, придерживаясь сходной традиции богослужения, а изменения в нее вносятся на основе пересмотра служебника в разных церковных провинциях. С позволения местного епископа англиканский священник может совершать богослужения в любой части англиканского мира. Каждые десять лет (или около этого) эта дружественная взаимосвязь подтверждается на Ламбетских конференциях англиканских епископов, собирающихся со всего мира. Первая конференция состоялась в 1867, в тревожное для церкви время. Ее встречи происходят в Ламбетском дворце – лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского, который ex officio (по должности) является их председателем и рассылает приглашения от своего имени. Конференция – не синод, она не может принимать каких-либо решений, обязательных для всех церквей. Но она предоставляет возможность для взаимных консультаций и откровенных дискуссий. Ее отчеты и резолюции пользуются большим авторитетом, многие из решений принимаются к исполнению различными церквами. Сегодня происходят изменения в формах организации, учреждены постоянные комитеты по межцерковным отношениям в рамках англиканских церквей и по миссионерской деятельности. На фоне роста экуменических настроений англиканские церкви и Римско-католическая церковь учредили в 1967 объединенный комитет по теологии, чтобы осуществить первые шаги на путях восстановления полного единства между этими двумя вероисповеданиями.

Значение англиканства.

С самого начала англикане ставили своей целью объединение всех приверженцев Христа на земле. Архиеписком Кранмер разработал грандиозный план сотрудничества всех церквей, прошедших через Реформацию; его попытки не увенчались успехом из-за отсутствия интереса к нему со стороны некоторых руководителей немецких церквей. Англиканские церковники поддерживают дискуссии с целью более тесного союза с различными руководителями самых разных церквей, включая Римско-католическую. Некоторые из данных собеседований привели к позитивным результатам. Англиканские церкви вступили в полное евхаристическое общение со старокатолическими церквами и Польской национальной католической церковью; многие из англиканских церквей поддерживают неполное евхаристическое общение с церквами Швеции и Финляндии; частичный интеркоммунион – с Сирийской церковью Мар Томы в Южной Индии. Американская церковь установила особые дружественные связи с Независимой церковью Филиппин. Четыре американские епархии вошли в новую единую Церковь Южной Индии; данная церковь не связана полным евхаристическим общением ни с одним из англиканских церковных провинций, но со временем контакты между ними становятся все более тесными. В переговоры с другими церквями включились англиканские объединения в Бирме и Шри Ланке, что может привести к созданию объединенных церквей в указанных странах.

АНГЛИКАНСТВО, одно из течений внутри христианства, которое иногда считают течением протестантизма, а порой рассматривают как самостоятельное направление христианской религии. Некоторые религиеведы определяют англиканство как совокупность церквей, находящихся в евхаристическом общении с Кентерберийской архиепархией (то есть фактически с Церковью Англии), что не совсем точно, поскольку с Церковью Англии в интеркоммунионе находятся и некоторые неангликанские церкви (старокатолики, Филиппинская независимая церковь, Сирийская малабарская церковь Мар Тома, ряд объединённых протестантских церквей: Церковь Южной Индии , Церковь Северной Индии , Церковь Пакистана , Церковь Бангладеш).

Начало англиканизму, выразившемуся на первых порах в отделении Церкви Англии от Римско-католической церкви, было положено Актом о супрематии (1534), в котором английский король Генрих VIII (правил в 1509-1547) провозглашался в Англии главой церкви вместо римского папы (при этом сами англичане ведут историю своей церкви с 100). Однако организационное обособление от римского католицизма ещё не означало отказа от его вероучения и обрядности, этот отход проводился очень осторожно и постепенно. В принятых в 1536 «10 статьях» отвергались католические положения о верховенстве пап, чистилище, святых мощах, почитании икон. Затем последовали «Книга епископов» (1537), «6 статей» (1539), «Книга короля» (1543), где развивались положения англиканства. Эдуард VI (1547-1553) продолжал реформировать церковь в кальвинистском направлении. В 1549 была опубликована «Книга общественного богослужения», предписанная Законом о единообразии в качестве официального служебника. Эта книга, в которую были введены и элементы догматики, пересматривалась в 1552,1559,1662 и 1872 и до сих пор остаётся основным руководством по обрядности в англиканской церкви. В 1552 были опубликованы «42 статьи», в которых излагались основы англиканского вероучения. Однако они фактически не нашли применения, так как после воцарения Марии Тюдор (1553-1558) в Англии произошла реставрация католицизма. Королева Елизавета I (1558-1603) вернулась к принципам англиканства. В 1562 были приняты «39 статей» (слегка изменённые по сравнению с «42 статьями»), которые до сих пор остаются догматической основой англиканского вероучения. В них вносились небольшие изменения вплоть до 1571, когда статьи были утверждены конвокацией - собором англиканского духовенства.

В целом «39 статей» могут быть охарактеризованы как своего рода компромисс между прокальвинистскими и прокатолическими силами в Англии . Фактически в англиканстве не делается каких-либо жёстких предписаний, определяются лишь гибкие рамки для религиозных представлений верующего. Имеются в них и элементы лютеранства. В статьях кратко изложены основные догматические положения англиканства, причём краткость, а порой и неопределённость формулировок дают возможность их широкого толкования. В «39 статьях» многие положения даны в такой обтекаемой форме, что не могли вызвать каких-либо резких нападок со стороны противоборствующих партий. Некоторые религиеведы считают, что это было сделано умышленно, для того чтобы сделать англиканское вероучение приемлемым для английских религиозных деятелей, придерживавшихся весьма разных, порой противоречивых взглядов.

В статьях отражены и некоторые общехристианские доктринальные положения и, прежде всего, догмат о триединстве Бога.

Основным авторитетом для англикан служит Священное Писание. Считается, что Ветхий и Новый заветы содержат всё необходимое для спасения, являются правилом и окончательным стандартом веры. Три христианских символа веры (Апостольский, Никейский и Афанасьевский) признаются, поскольку всё их содержание может быть доказано из Священного Писания. Апостольский символ веры воспринимается как крещальный символ, Никейский символ - как прочное положение о христианской вере. Не отвергается полностью и такой элемент Священного Предания, как постановления соборов. Так, англикане признают доктринальные положения, принятые первыми четырьмя вселенскими соборами: Никейским (325), Константинопольским (381), Эфесским (431) и Халкидонским (451). Стремясь опираться только на догматы раннего периода христианской церкви, англикане всё же оставили в своём вероучении католическое филиокве: положение об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына - новацию западного христианства, появившуюся в VII в.

Англиканская церковь, как и православная, отвергает католическое учение о сверхдолжных заслугах святых, считая его нечестивым. Категорически также отрицается какая-либо законность власти пап.

Не приняв католическую доктрину пресуществления, то есть чудесного превращения во время причастия хлеба и вина в тело и кровь Христовы, англикане тем не менее отвергли цвинглианское и кальвинистское представления об элементах причастия как только о символах тела и крови Христа, примкнув к компромиссной доктрине о реальном присутствии в причастии тела и крови Христа. Считается, что хотя хлеб и вино остаются неизменными после освящения, причастники получают вместе с ними тело и кровь Христовы.

В «39 статьях» также отвергаются монашество, почитание святых мощей и икон.

Относительно принятых православием и католицизмом семи таинств «39 статей» высказываются не очень категорично, оставляя, однако, в числе главных, установленных самим Христом, только два таинства: крещение и Вечерю Господню (причащение).

В англиканстве, как и в других протестантских конфессиях, существует положение о спасении человека личной верой. Вместе с тем англикане не отвергают полностью православную и католическую доктрину о спасающей силе церкви. О предопределении в англиканском вероучении говорится довольно неопределённо.

Обрядность в англиканской церкви существенно упрощена по сравнению с католической, но всё же не в такой степени, как в других протестантских церквах. Богослужения, проводимые у англикан на национальном языке, кое в чём напоминают католическую мессу и отличаются торжественностью. Впрочем, гибкость формулировок, характерная для «Книги общественного богослужения», касается и обрядности, что позволяет различным течениям внутри англиканства совершать богослужения по-разному.

По организационной структуре англиканство близко к католицизму. Англиканские церкви имеют епископальное устройство. Иерархия в них напоминает католическую. Есть три степени священства: диаконы, священники, епископы. В отличие от католической церкви, они не обязаны соблюдать безбрачие. Англиканское духовенство претендует на апостольскую преемственность своего священства (англиканские церкви придают этому вопросу очень большое значение).

Всего в мире насчитывается свыше 450 англиканских епархий более чем в 160 странах.

По толкованию некоторых положений, касающихся догматики и культовой практики, заметно различаются пять течений: англо-католики, высокая церковь, широкая (центральная) церковь, низкая церковь, евангелисты (течения перечислены по мере убывания в их доктринальных и богослужебных представлениях католических и нарастания протестантских черт).

Англо-католики мало отличаются от Римско-католической церкви по вероучению и обрядности. Они придают значительно большее, чем большинство англикан, значение Священному Преданию, верят в возможность духовенства оказать определённую помощь в спасении. Существует и представление о каком-то подобии чистилища (промежуточного звена между адом и раем). Верующие должны каяться в своих грехах на исповеди священникам. От последних требуется соблюдение целибата (безбрачия). Большое значение придаётся ритуалу: во время богослужений используются ладан и святая вода, духовенство облачается в богатые священные одеяния.

Высокая церковь также во многом близка католицизму. Среди её сторонников существует представление, что англиканская церковь - одна из трёх ветвей католицизма (две другие - римский католицизм и православие). От англо-католиков, которые фактически являются ответвлением высокой церкви, последняя отличается некоторым упрощением обрядности. Кроме того, если англо-католики не признают королевскую власть Божественной, то высокая церковь признаёт.

Низкая церковь гораздо ближе по своим доктринальным установкам и взглядам на обрядовую практику к классическому протестантизму. Её последователи не придают сколько-нибудь значительной роли Священному Преданию, считают, что для спасения нужна только личная вера, полностью отвергают чистилище. Обрядность упрощена ещё более, чем в высокой церкви.

Широкая церковь пыталась примирить крайние тенденции в англиканстве. Существует в ней и стремление объединить все христианские направления. Однако в дальнейшем либерализм этой церкви увёл её в сторону критики Библии: подвергается сомнению богодухновенность Священного Писания и предлагается его историческое истолкование.

Евангелистское течение (вышло из недр низкой церкви) потребовало максимального упрощения обрядности. Его сторонники, в частности, выступают против установления на алтаре крестов и свечей, а также против коленопреклонений во время богослужения.

В разных англиканских церквах доля последователей этих пяти течений весьма различна.

Общая численность англикан во всём мире - 69 млн. человек. Свыше трети этого числа (25 млн.) приходится на

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх