Егэ по литературе критерии оценивания. Критерии егэ по литературе

Ежегодно около 40 тысяч выпускников выбирают ЕГЭ по литературе. Это связано с тем, что данный предмет обязателен для поступления на такие специальности как: филолог, лингвист, преподаватель гуманитарных наук. Благополучно справляются порядка 90% абитуриентов, выбравших эту аттестацию. Однако высокого результата добиваются не все.

Кто-то недостаточно хорошо знает содержание классики, другие – не доучили теорию. Но главная причина провалов заключается в незнании формата экзамена и непонимании того, что ожидают увидеть эксперты.

Ознакомьтесь с нововведениями и важнейшими требованиями к выполнению, чтобы не допустить роковую ошибку и не потерять заветные цифры.

Основное:
– В КИМе 17 заданий, из которых базового уровня сложности – 12 (краткий ответ), повышенного – 5 (развернутое объяснение).
– Порог – 8 первичных баллов (32 вторичных или тестовых).
– Использование дополнительных материалов не предусмотрено, то есть взять с собой что-либо, кроме черной гелиевой ручки и паспорта, вы не сможете.
– Работа рассчитана на 235 минут.

Структура экзамена

Тест состоит из 2-х разделов.

I часть составлена их двух сегментов. Первый включает эпические, лироэпические, драматические произведения – №1-9. Ко второму относится оценка лирической композиции – №10-16. Причем на №8, 9, 15, 16 требуется ответить в 5-10 предложение на бланке 2;

II часть представлена в формате полноценного сочинения объемом не менее 200 слов. Его тему нужно выбрать из 4-х предложенных.

Критерии оценивания

Как уже было сказано, минимально необходимо набрать 8, а максимально 57 за весь тест. Ниже подробнее разберем оценочную систему:

  • за правильные №1-7 и №10-14 дают по – 1;
  • номера восемь и пять расцениваются в – 5;
  • вопросы 9 и 16 оцениваются в – 10;
  • последний пункт самый дорогой – 15.

Здесь необходимо учитывать, что получить максимум возможно только при условии соответствия вашего ответа критериям, привлечения литературных аргументов, логичности и соблюдения речевых норм. В противном случае, ваш труд будет оценен лишь частично.

Тематика

Основная трудность состоит в том, что приходится оперировать большим количеством материала. В кодификаторе этого предмета упомянуты:

  • 9 поэм;
  • 150 стихотворений;
  • 6 пьес;
  • 11 романов;
  • 20 рассказов;
  • 4 повести.

Их ученик должен досконально изучить и уметь разносторонне использовать. Ведь этих книг в аудитории с вами не будет.

Сочинение 17

По праву сочинение можно назвать самой глобальной задачей из всех вышеупомянутых. Здесь от одиннадцатиклассника потребуется не только понимание смыслового контекста, но и грамотность.

Для начала предлагается сделать выбор в пользу одного направления из классификации художественных творений по временному интервалу:

  • древнерусская или XVIII - первая половины ХIХ века;
  • вторая половина ХIХ в;
  • конец ХIХ-ХХ в;
  • ХIХ - начала XXI в.

Чтобы набрать наибольшую сумму баллов, пишите с соблюдением нескольких аспектов:

  • Проблема раскрыта глубоко, авторская позиция не искажена.
  • Отсутствуют в привлекаемых теоретико-литературных понятиях.
  • Данный отрывок привлечен обоснованно на уровне анализа.
  • Изложение последовательно и логично.
  • Соблюдены правила русского языка.

Если вы написали менее 150 слов, то ваша работа не будет считаться выполненной и оцениваться.

Успешная сдача государственной проверки основана не только на том, что вы много читаете, ведь это еще не означает полное понимание мыслей автора. Качественно читать, значит – запоминать и анализировать прочитанное, уметь формулировать свое мнение, проводить параллели между книжными и историческими событиями и выстраивать причинно-следственную связь сюжетной линии.

Вся собранная информация актуальна, а, следовательно, пригодится вам на ЕГЭ. Воспользуйтесь ею, чтобы повысить свои шансы на зачисление в .

В 2019 году ЕГЭ по литературе выбрали 67 500 выпускников. Этот экзамен считается одним из самых сложных.

Минимальный балл ЕГЭ по литературе для поступления в вуз в 2019 году - 32 балла

Как подать апелляцию о несогласии с баллами ЕГЭ

Во-первых, вы должны знать, что необходимо подавать на апелляцию в течение 2 дней с момента официального объявления результатов. В связи с тем, что дата официального объявления результатов никогда не известна заранее (на официальных сайтах пишут только примерные сроки), вы должны внимательно следить за тем, когда в вашем личном кабинете появятся результаты по литературе. Во-вторых, имейте в виду, что суббота тоже может считаться рабочим днём, поэтому важно не пропустить сроки подачи заявления на апелляцию.

Где можно подать на апелляцию

Выпускники 11 классов подают на апелляцию в опорной школе. Начинать этот «крестовый поход» надо со своей родной школы. Именно в своей школе вы должны сообщить, что намерены опротестовать баллы, полученные за ЕГЭ по литературе. Там вам обязаны рассказать, где и как это можно сделать. Обязательно необходимо скачать все материалы по экзамену в своём личном кабинете и показать их перед апелляцией учителю, чтобы понять, как себя вести во время диалога с членами Конфликтной комиссии.

Как правильно готовиться к апелляции

Шаг 1. Скачать все материалы ЕГЭ по литературе из своего личного кабинета.

Шаг 2. Внимательно сверить лист ответов на тестовые вопросы, который был заполнен вашей рукой, с так называемым «листом считывания». Что здесь надо проверить? Необходимо убедиться в том, что ваши ответы везде правильно интерпретированы компьютером, то есть все буквы и цифры должны совпадать. Иногда бывают "компьютерные" ошибки, которые лишают выпускников законных баллов, поэтому подобную техническую накладку обязательно надо оспорить на апелляции.

Шаг 3. Внимательно проверить Часть II вместе с опытным преподавателем и сверить работу с баллами, полученными за эту часть работы. Проблема в том, что ни один участник ЕГЭ не видит ни самих заданий, ни правильных ответов на них. Часть II в личном кабинете можно скачать только в непроверенном варианте. Где эксперты нашли у вас ошибки, за что снизили баллы - можно только догадываться. Именно поэтому без опытного наставника разобраться с этим очень сложно. Кстати, на апелляции вам могут и снизить баллы, если обнаружат незамеченную ошибку. Именно на этом этапе (после тщательной проверки и анализа) можно выработать подробную линию поведения на апелляции в Конфликтной комиссии. Советуем даже записать план своих претензий со всеми аргументами в вашу пользу.

Шаг 4. Обязательно идите на апелляцию с учителем или репетитором. Если вам удастся договориться со своим школьным учителем, то это будет замечательно. Если не получится, то всегда можно прибегнуть к платной помощи профессионалов. Если вы занимались с репетитором, лучше тоже взять его с собой.

готовы предоставить всем желающим сопровождение на апелляцию баллов ЕГЭ во многих городах России, поскольку у нас самая большая сеть филиалов в стране. Для этого нужно зайти на основной сайт, найти свой населенный пункт в верхней панели поиска локации и связаться с нашими сотрудниками по телефонам, указанным на региональных сайтах.

Внимание! Для сопровождения участника ЕГЭ на апелляции нужно обязательно оформить нотариальную доверенность на преподавателя.

2 дня на подготовку к апелляции – это, конечно, очень небольшой срок, но его вполне хватит, если вам поможет квалифицированный и опытный педагог. Подумайте сами, сколько денег, сил и времени было потрачено на подготовку к ЕГЭ, оплата одного похода с вами на апелляцию учителя или репетитора, покажется вам каплей в море, ведь на кону несколько первичных баллов ЕГЭ, которые в пересчете в тестовые могут оказаться вполне внушительным результатом. Не нужно напоминать, что в конкурентной борьбе за бюджетные места каждый балл буквально "на вес золота".

В какой вуз можно поступить с баллами за ЕГЭ по литературе

В 2019 году для выпускников, успешно сдавших ЕГЭ по литературе, открыты около 370 различных программ в более чем 140 вузах страны. Для выбора вуза и факультета советуем воспользоваться калькуляторами ЕГЭ. Читайте об этом в нашем материале.

Общефедеральная экзаменация по литературе входит в число ЕГЭ по выбору. В те времена, когда ученики и их родители не имели ни малейшего представления о такой форме выпускного испытания, как , литература входила в число обязательных выпускных экзаменов в школе. Тогда её сдавали в виде сочинения, а отметка в аттестат выставлялась сразу по двум предметам: грамотность влияла на , а стилистика – на литературу.

Сегодня данный ЕГЭ вряд ли можно назвать популярным: литература нужна только тем одиннадцатиклассникам, которые поступают на филолога, лингвиста или учителя русского языка и литературы, а эти профессии, к сожалению, не считаются . Многие ученики полагают, что этот ЕГЭ можно сдать с наскока, не уделяя много времени на трудоемкую подготовку, выехав лишь на остаточных знаниях и умении связно выражать мысли.

Тем не менее, подготовка к сдаче литературы потребует значительного времени и усилий, особенно в случае, если ваша цель сдать её на отметку «четыре» или «пять». Давайте узнаем, какие новшества в КИМах 2017 года подготовили специалисты из , когда будет сдаваться литература и на что стоит обратить особое внимание при подготовке к этому ЕГЭ.

Демонстрационный вариант ЕГЭ-2017

Даты ЕГЭ по литературе

Специалистами из Рособрнадзора для данного экзамена зарезервированы такие дни:

  • Досрочный период. Досрочная экзаменация пройдет 24 марта 2017 года, а 3 апреля 2017 года выделено в качестве резервного дня. Напомним также перечень лиц, которые могут написать заявление на ЕГЭ в досрочный период. К таким ученикам отнесены: те, кто собирается выехать на учебу или ПМЖ за границу, участники международных или общероссийских смотров, конкурсов, олимпиад или спортивных соревнований, ученики, которым во время основного экзамена было предписано пройти реабилитацию, лечебные или профилактические процедуры. Сдать ЕГЭ досрочно также могут школьники, которые выпустились из общеобразовательного учреждения до 2016/2017 учебного года, ученики, обучавшиеся в вечерней школе, и юноши, которые сначала желают пройти , а уже потом поступать в ВУЗ;
  • Основной этап. Основное ЕГЭ пройдет 13 июня 2017 года.
  • Резервная дата. Резервным днем для литературы определено 20 июня 2017 года (на всякий случай есть еще один резервный день для всех предметов – 30 июня 2017 года).

Кстати, если вы относитесь к категории учеников, которые могут и желают сдать экзамен до основного срока, не забывайте, что заявление нужно будет подать до 1 марта 2017 года. В противном случае придется сдавать экзамен вместе с основной волной выпускников.

Статистическая информация

Стоит отметить, что количество ребят, которые выбирают литературу в качестве вариативного ЕГЭ, растет из года в год. Например, в 2016 году число таких экзаменующихся составило 43,5 тысячи человек, а это на 6 тысяч больше, чем в 2015 году. Статистика говорит и об увеличении количества выпускников, сумевших пройти испытание с высочайшим тестовым баллом.


Согласно статистике, большое число школьников сдает литературу успешно

Так, в 2016 году было выявлено 256 стобалльных работ, что на 26 работ больше чем в 2015 году. Минимальный порог, составляющий 32 балла, не смогли преодолеть всего 4,3% учеников, а это гораздо лучше итогов прошлых лет (5,3% и 8% в 2015 и 2014 годах соответственно). В среднем итоги 2016 года таковы:

  • от 41 до 60 баллов за работу получили 43,5% ребят;
  • от 61 до 100 баллов сумели набрать 44,3% учеников.

Как проходит сдача ЕГЭ по литературе?

Работать с экзаменационным листом вы сможете на протяжении 235 минут. Напомним, что ЕГЭ по литературе не предусматривает использование никаких дополнительных предметов или справочных материалов. Заблаговременно проверьте карманы на наличие мобильного телефона, снимите с запястья смарт-часы и ни в коем случае не пытайтесь пронести с собой шпаргалки. Любая аппаратура с подсказками будет изъята на входе в аудиторию – каждый выпускник проходит перед началом экзамена через рамку металлоискателя.

В классе ведется видеонаблюдение, а следить за порядком на российских ЕГЭ будут около 20 тысяч наблюдателей, которым даны строгие инструкции: любой нарушитель регламента экзамена должен быть удален из аудитории! Когда вы войдете в класс и займете отведенное место, не стоит заводить разговоров с соседями, вставать или покидать аудиторию без разрешения. Чтобы посетить туалетную комнату или медпункт, нужно будет обратиться к наблюдателям, которые обязаны сопроводить вас до места назначения.


Сдача данного ЕГЭ не предусматривает использования справочных материалов

Структура КИМ ЕГЭ-2017 по литературе

Последняя информация, которая касается нововведений в ЕГЭ по литературе образца 2017 года, говорила о том, что этот экзамен вскоре будет состоять только из заданий творческого характера. Этот факт подтверждают и руководители образовательной сферы РФ – Ольга Васильева, занимающая пост министра образования и науки, и Сергей Зинин, осуществляющий руководство Федеральной комиссией разработчиков ЕГЭ по литературе.

Новая модель экзамена была разработана в марте 2016 года и даже успела пройти тестирование у школьников из шести десятков образовательных учреждений. В новых КИМах будут полностью исключены задания, предусматривающие короткий ответ, увеличено количество заданий, предполагающих множественный выбор, а также повысятся требования к . В структуре экзамена предположительно будут выделены три основных блока:

  • первый, в котором нужно будет продемонстрировать навыки анализа произведений;
  • второй - предполагающий, что ученик покажет свое умение пользоваться изобразительно-выразительными средствами;
  • третий – сочинение на одну из пяти тем, которые предполагают глубокий анализ произведения и его главных проблем.

Тем не менее, выпускники 2017 года могут вздохнуть спокойно. Такая модель войдет в силу лишь в 2018 году. На сегодняшний момент было принято решение, что перспективные КИМы сначала будут доработаны и размещены на портале ФИПИ для демонстрации, и только потом методсовет примет окончательное решение. В целом, структура билета 2017 года не претерпела значительных изменений. Билет состоит из 17 заданий, распределенных на две части:

  • часть 1, включающую два комплекса заданий. Первый из них объединит фрагменты эпических, лироэпических и драматических произведений с вопросами к ним. На первых 7 заданий ученики должны будут дать короткий ответ, и еще на 2 – развернутый ответ из 5-10 предложений. Второй комплекс заданий предполагает, что выпускник решит еще 5 заданий, в которых проанализирует лирическое произведение. На задания под номерами с 10 по 14 нужно будет дать короткий ответ, а номера 15-16 предполагают наличие развернутого ответа;
  • часть 2 – это сочинение в объеме не менее 200 слов на одну из трех предложенных тем.

Не недооценивайте важность сочинения - к нему нужно хорошо подготовиться!

Отметим также, что ФИПИ рекомендует грамотно распределять время, отведенное на экзаменационную работу. Для первой части билета стоит выделить не более 120 минут из всего отведенного на ЕГЭ времени, а всё оставшееся время посвятить написанию сочинения.

Оценивание ЕГЭ по литературе

В 2009 году было принято решение, что баллы, полученные за ЕГЭ, не влияют на аттестационную отметку ученика и не переводятся в привычную шкалу от двойки до пятерки. Однако с 2017 года общегосударственный экзамен может стать возможностью, которая позволит улучшить отметку, выставленную школьным учителем. При переводе системы оценивания ЕГЭ в пятибалльную картина будет выглядеть следующим образом:

  • баллы в промежутке от 0 до 31 означают, что ученик не подготовлен к экзамену и получает отметку «2»;
  • баллы в промежутке от 32 до 54 означают, что ученик готов к экзамену по литературе удовлетворительно и получает отметку «3»;
  • баллы в промежутке от 55 до 66 означают, что ученик хорошо знает литературу и получает отметку «4»;
  • баллы в промежутке от 67 до 100 означают, что ученик подготовился на отлично и получает заслуженную «5».

Ознакомиться с заработанными на ЕГЭ по литературе баллами можно будет на официальном портале ЕГЭ. Для этого школьнику нужно будет авторизоваться, введя данные из своего паспорта.

Подготовка к ЕГЭ по литературе

Чтобы грамотно подготовиться к экзамену по этому предмету, стоит начать заблаговременную проработку демо-версий КИМов, которые уже разработаны представителями ФИПИ. Скачать демонстрационный КИМ можно на нашем сайте (см. начало статьи). Такой подход сориентирует вас на примерное содержание билета, поможет выявить свои слабые места и настроит на реальный ЕГЭ психологически. Такой настрой очень важен, ведь многие ученики допускают глупые ошибки просто от стресса и напряженности.


При подготовке к экзамену 2017 года важно проработать демо-версии ЕГЭ

Помните о важности подготовки к написанию сочинения во второй части КИМа. Ознакомьтесь с тематикой, которая была предложена выпускникам в прошлом году, и попробуйте написать сочинение по каждой из этих тем. Запаситесь рекомендованными Минобразования пособиями по литературе и прочтите критику по произведениям из рекомендованного списка литературы.

Специалисты отмечают важность общей эрудиции и начитанности, которые помогут аргументировать высказанное мнение. Тем более что в качестве аргумента нужно привести не менее двух примеров из разных произведений. В целом, при написании этой части ЕГЭ рекомендовано придерживаться следующего подхода:

  • сначала стоит прочесть все предложенные темы и определить, какая из них является самой удачной для выражения ваших мыслей;
  • попробуйте подобрать подходящий эпиграф. Он не обязателен, но знание точных и подходящих по контексту цитат делает работу выигрышнее. Помните о том, что эпиграф рекомендуется писать без применения кавычек, а фамилию автора помещать в скобки;
  • продумайте ключевые аспекты темы, основные вопросы, ответы и доказательства вашей точки зрения. Запишите тезисы на черновике;
  • запишите подходящие цитаты из произведений. Но не увлекайтесь цитированием. Желательно, чтобы каждая из цитат включала не более 2-3 небольших предложений;
  • (0 оценок)

Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).

Если по Критерию 1 («Соответствие ответа заданию») ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям в «Протокол проверки ответов на задания» бланка № 2 выставляется 0 баллов.

Если по Критерию 2 («Привлечение текста произведения для аргументации») ставится 0 баллов, то по Критерию 3 (« Логичность и соблюдение речевых норм») работа не оценивается, в «Протокол проверки ответов на задания» бланка № 2 по Критерию 3 выставляется 0 баллов.

Критерий Баллы
1. Соответствие ответа заданию
а) Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/ стихотворения 2
б) Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения 1
б) Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей 0

а) анализа важных для выполнения задания фрагментов ,

2

б) Для аргументации суждений текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании , авторская позиция не искажена , И /

1

в) Суждения не аргументированы текстом произведения , И / ИЛИ авторская позиция искажена 1 , И / ИЛИ допущено две или более фактические ошибки

0
3. Логичность и соблюдение речевых норм
а) Отсутствуют логические, речевые ошибки 2
1
0
Максимальный балл 6

Оценка выполнения заданий 9 и 16, требующих написания развёрнутого ответа в объёме 5–10 предложений

Указание на объём условно, оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).

Критерии 1 и 2 («Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом» и «Сопоставление второго выбранного произведения с предложенным текстом») являются основными. При оценивании последовательность примеров для сопоставления определяется их последовательностью в работе экзаменуемого.

Если по обоим критериям 1 и 2 ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям в «Протокол проверки ответов на задания» бланка № 2 выставляется 0 баллов.

Если по критерию 3 («Привлечение текста произведения для аргументации») ставится 0 баллов, то по критерию 4 («Логичность и соблюдение речевых норм») работа не оценивается, в «Протокол проверки ответов на задания» бланка № 2 по критерию 4 выставляется 0 баллов.

Выполняя задание, экзаменуемый самостоятельно подбирает для контекстного сопоставления два произведения (допустимо обращение к другому произведению автора исходного текста). При указании автора инициалы необходимы только для различения однофамильцев и родственников, если это существенно для адекватного восприятия содержания ответа (например, Л.Н. Толстой и А.К. Толстой, В.Л. Пушкин и А.С. Пушкин).

Критерии Баллы
1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом

а) Названо произведение , и указан его автор , произведение направлении анализа

2

б) , произведение

убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа ,

ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно , формально 2 сопоставлено с предложенным

1
0
2. Сопоставление второго выбранного произведения с предложенным текстом

а) Названо произведение , и указан его автор , произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа

2

б) Названо только произведение без указания автора или указан только автор без указания произведения , произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа , ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно , формально сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа

1

в) Не названо произведение, и не указан его автор, и/или не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа

0

3. Привлечение текста произведения для аргументации


а) произведений , оба текста привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов , образов , микротем , деталей и т . п ., авторская позиция исходного и выбранных произведений не искажена , фактические ошибки отсутствуют

4

б) Для аргументации привлекаются тексты двух выбранных произведений , но текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов , микротем , деталей и т . п ., а текст другого – на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании , авторская позиция исходного и выбранных произведений не искажена , И / ИЛИ допущена одна фактическая ошибка

3

в) Для аргументации привлекаются тексты двух выбранных произведений на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов , образов , микротем , деталей и т . п .), авторская позиция исходного и выбранных произведений не искажена,

ИЛИ текст одного выбранного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов , образов , микротем , деталей и т . п ., а текст другого выбранного произведения не привлекается , авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена , И / ИЛИ допущены две фактические ошибки

2

г) Для аргументации текст единственного выбранного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), ИЛИ текст одного выбранного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), а текст другого выбранного произведения не привлекается,

И/ИЛИ допущены три фактические ошибки

1

д) Для аргументации суждений не привлекается текст ни одного из выбранных произведений , И / ИЛИ искажена авторская позиция единственного выбранного произведения , или двух выбранных произведений , или исходного и выбранного (ых ) произведений , И / ИЛИ допущено четыре или более фактические ошибки

0

4. Логичность и соблюдение речевых норм


а) Отсутствуют логические и речевые ошибки

2

б) Допущено не более одной ошибки каждого вида: логическая и/или речевая (суммарно не более двух ошибок)

1

в) Допущено две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов)

0
Максимальный балл 10

2 Формальным сопоставлением считается случай, когда экзаменуемый ограничивается повторением слов из формулировки задания для обозначения аспекта сопоставления.

Оценка выполнения заданий 17.1–17.4 требующих написания развёрнутого аргументированного ответа в жанре сочинения объёмом не менее 200 слов

Среди пяти критериев, по которым оценивается сочинение, первый критерий (содержательный аспект) является главным. Если при проверке работы эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, задание части 2 считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям в «Протокол проверки развернутых ответов» выставляется 0 баллов.

При оценке выполнения заданий части 2 следует учитывать объём написанного сочинения . Экзаменуемым рекомендован объём не менее 200 слов . Если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова , в том числе служебные ), то такая работа считается невыполненной

и оценивается 0 баллов*.

При объёме сочинения от 150 до 200 слов предельное количество ошибок для каждого балльного уровня не меняется .

Если в формулировке темы сочинения по поэзии есть указание раскрыть её на примере не менее трёх произведений (стихотворения , лирические поэмы ), то при оценке такого сочинения по критерию 2 учитывается число привлеченных лирических произведений : при привлечении только двух произведений оценка не может быть выше двух баллов , при привлечении одного произведения оценка не может быть выше одного балла .

В колонку № 20 протокола выставляется номер альтернативы.

1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие
Баллы
а) Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне 3
б) Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта поверхностно, односторонне 2
в) Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта поверхностно, односторонне 1
г) Тема не раскрыта 0

2. Привлечение текста произведения для аргументации


а) Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов , образов , микротем , деталей и т . п ., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют

3
(без анализа важных для раскрытия темы сочинения фрагментов , образов , микротем , деталей и т . п .), ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена , И / ИЛИ допущены три фактические ошибки 1

в) Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий), ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактических ошибок

0
3. Опора на теоретико-литературные понятия

а) Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют

2

б) Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий), И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий

1
в) Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение, или допущено более одной ошибки в использовании понятий 0
4. Композиционная цельность и логичность

а) , его смысловые части логически связаны , внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов

3

б) Сочинение характеризуется композиционной цельностью ,

1

в) В сочинении не прослеживается композиционный замысел ; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания , существенно затрудняющие понимание смысла сочинения

0
5. Соблюдение речевых норм
а) Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка 3
б) Допущены две-три речевые ошибки 2
в) Допущены четыре речевые ошибки 1
г) Допущено пять или более речевых ошибок 0
Максимальный балл 14

*Правила подсчёта слов совпадают с правилами ЕГЭ по русскому языку: «При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова).

Критерии оценки ЕГЭ по литературе (части С)

Единый государственный экзамен по ЛИТЕРАТУРЕ
Пояснения к демонстрационному варианту контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по литературе
При ознакомлении с демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов ЕГЭ следует иметь в виду, что задания, в него включённые, не отражают всех вопросов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2011 году. Полный перечень вопросов, которые могут контролироваться на едином государственном экзамене 2011 года, приведен в Кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2011 года по литературе.
Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику ЕГЭ и широкой общественности составить представление о структуре будущих КИМ, количестве заданий, их форме, уровне сложности. Приведённые критерии оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом (тип «С»), включённые в этот вариант, позволят составить представление о требованиях к полноте и правильности оформления развёрнутого ответа.
Эти сведения позволят выпускникам выработать стратегию подготовки к ЕГЭ.
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа по литературе состоит из 3 частей. На ее выполнение даётся 4 часа (240 минут). Рекомендуем распределить время на выполнение работы следующим образом: на части 1, 2 – не более 2 часов, на часть 3 – 2 часа.
Части 1 и 2 включают в себя анализ художественного текста (фрагмент эпического (или драматического) произведения и лирическое произведение). Внимательно прочитайте каждый из предложенных текстов и последовательно выполните ряд заданий, направленных на выявление особенностей содержания и формы рассматриваемых произведений, а также их связей с произведениями других авторов.
Анализ текста эпического (или драматического) произведения имеет следующую структуру: 7 заданий с кратким ответом (В), требующих написания слóва или сочетания слов, и 2 задания с развёрнутым ответом (С1–С2), требующие написания ответа в объеме 5–10 предложений.
Анализ лирического произведения включает в себя 5 заданий с кратким ответом (В) и 2 задания с развернутым ответом (С3–С4) в объеме 5–10 предложений.
Выполняя задания С1–С4, постарайтесь сформулировать прямой ответ на поставленный вопрос, избегая пространных вступлений и характеристик.
Для экономии времени при выполнении заданий с кратким ответом пропускайте те из них, которые вызывают у вас затруднение: к ним вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время.
Приступая к выполнению заданий части 3, выберите один из трех предложенных проблемных вопросов и дайте на него письменный развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения (в объеме не менее 200 слов).
За каждый правильный ответ в зависимости от уровня сложности можно получить один и более баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Часть 1
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и
выполните задания B1–B7; C1–С2.
Немецкий передний край проскакивал меж двух дзотов. Из блиндажа автоматчики выскочили, и я нарочно сбавил ход, чтобы они видели, что майор едет. Но они крик подняли, руками махают, мол, туда ехать нельзя, а я будто не понимаю, подкинул газку и пошел на все восемьдесят. Пока они опомнились и начали бить из пулеметов по машине, а я уже на ничьей земле между воронками петляю не хуже зайца.
Тут немцы сзади бьют, а тут свои очертели, из автоматов мне навстречу строчат. В четырех местах ветровое стекло пробили, радиатор пропороли пулями... Но вот уже лесок над озером, наши бегут к машине, а я вскочил в этот лесок, дверцу открыл, упал на землю и целую ее, и дышать мне нечем...
Молодой парнишка, на гимнастерке у него защитные погоны, каких я еще в глаза не видал, первым подбегает ко мне, зубы скалит: "Ага, чертов фриц, заблудился?" Рванул я с себя немецкий мундир, пилотку под ноги кинул и говорю ему: "Милый ты мой губошлеп! Сынок дорогой! Какой же я тебе фриц, когда я природный воронежец? В плену я был, понятно? А сейчас отвяжите этого борова, какой в машине сидит, возьмите его портфель и ведите меня к вашему командиру". Сдал я им пистолет и пошел из рук в руки, а к вечеру очутился уже у полковника – командира дивизии. К этому времени меня и накормили, и в баню сводили, и допросили, и обмундирование выдали, так что явился я в блиндаж к полковнику, как и полагается, душой и телом чистый, и в полной форме. Полковник встал из-за стола, пошел мне навстречу. При всех офицерах обнял и говорит: "Спасибо тебе, солдат, за дорогой гостинец, какой привез от немцев. Твой майор с его портфелем нам дороже двадцати "языков". Буду ходатайствовать перед командованием о представлении тебя к правительственной награде". А я от этих слов его, от ласки, сильно волнуюсь, губы дрожат, не повинуются, только и мог из себя выдавить: "Прошу, товарищ полковник, зачислить меня в стрелковую часть".
Но полковник засмеялся, похлопал меня по плечу: "Какой из тебя вояка, если ты на ногах еле держишься? Сегодня же отправлю тебя в госпиталь. Подлечат тебя там, подкормят, после этого домой к семье на месяц в отпуск съездишь, а когда вернешься к нам, посмотрим, куда тебя определить".
И полковник, и все офицеры, какие у него в блиндаже были, душевно попрощались со мной за руку, и я вышел окончательно разволнованный, потому что за два года отвык от человеческого обращения.
(М.А. Шолохов, «Судьба человека».)

При выполнении заданий В1–В7 запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
B1
Назовите литературное направление, расцвет которого пришелся на вторую половину ХIХ века и традиции которого нашли свое отражение в "Судьбе человека".
Ответ: __________________ .
B2
Укажите жанр, к которому принадлежит названное произведение М.А. Шолохова.
Ответ: ___________________ .
B3
"Судьбу человека" называют "свернутым эпическим полотном". Назовите шолоховский четырехтомный роман-эпопею, представляющий собой "большой" эпос и также отображающий судьбу человека в Истории.
Ответ: ___________________ .
B4
В приведенном фрагменте повествование ведется от лица героя, речь которого отличается от авторской ("подкинул газку", "а тут свои очертели"). Как называется такой персонаж?
Ответ: ___________________ .
B5
Эпизод встречи героя с командиром дивизии своеобразно перекликается со сценой у лагерфюрера Мюллера, назвавшего Андрея "настоящим русским солдатом". Как называется резкое противопоставление различных ситуаций, явлений в художественном произведении?
Ответ: ___________________ .
B6
Описывая события, герой передает свой разговор с молодым солдатом и с командиром дивизии. Укажите соответствующую форму общения между персонажами в художественном произведении.
Ответ: ___________________ .
B7
Как называется способ отображения внутренних, душевных переживаний героев в произведении ("упал на землю и целую ее, и дышать мне нечем", "губы дрожат, не повинуются" и т.п.)?
Ответ: ___________________ .
Для выполнения заданий С1–С2 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5–10 предложений.
C1
Как автору удалось передать особенности русского характера в приведенном фрагменте «Судьбы человека»?
C2
В каких произведениях отечественной классики звучит тема солдатского подвига и в чем эти произведения можно сопоставить с шолоховским произведением?

© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
(2010 - 7)
Часть 2
Прочитайте приведенное ниже стихотворение и
выполните задания B8–B12; C3–С4.
ВЕЧЕР
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.
На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном, –
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зеленым огнем.
(А.А. Фет, 1855 г.)
При выполнении заданий В8–В12 запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
B8
«Далеко, в полумраке, луками //Убегает на запад река…". Как называется художественное описание природы в литературном произведении?
Ответ:___________________.
B9
К какому приему прибегает поэт в строке: " Разлетелись, как дым, облака"?
Ответ:___________________.
Демонстрационный вариант ЕГЭ 2010 г. ЛИТЕРАТУРА, 11 КЛАСС.
B10
Какой вид тропа, основанный на переносе свойств одного явления на другое по их сходству, использует автор, упоминая о "вздохах дня" в "дыханье ночном"?
Ответ:___________________.
B11
Назовите художественное средство, неоднократно встречающееся в стихотворении и представляющее собой образное определение предмета ("над ясной рекою", "в померкшем лугу" и т.п.).
Ответ: ___________________ .
B12
Каким размером написано стихотворение А.А. Фета "Вечер" (без указания количества стоп)?
Ответ: ___________________ .
Для выполнения заданий С3–С4 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5–10 предложений.
C3
Почему А.А. Фета часто называли "певцом мгновенья"?
C4
Кто из русских поэтов обращался к теме родной природы и какие мотивы сближают их произведения со стихотворением А.А. Фета?
Часть 3
Для выполнения задания части 3 используйте бланк ответов № 2. Выберите только ОДНО из предложенных ниже заданий (С5.1, С5.2, С5.3). Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме не менее 200 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы. В бланке ответов запишите номер выбранного вами задания.
C5.1
Почему именно глава «Фаталист» завершает «историю души человеческой» в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?
C5.2
В чем близки и одновременно непохожи друг на друга Дикой и Кабаниха? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза».)
C5.3
Что придает трагизм теме Родины в лирике С.А. Есенина?

Инструкция по проверке и оцениванию работ экзаменуемых
по литературе
За правильный ответ на задания В1–В12 ставится 1 балл, за неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.
Ответы к заданиям В1–В12
№ задания
Ответ
B1
реализм
B2
рассказ<или>рассказ-эпопея
B3
ТихийДон
B4
рассказчик
B5
антитеза<или>контраст
B6
диалог
B7
психологизм
B8
пейзаж
B9
сравнение
B10
метафора<или>олицетворение
B11
эпитет
B12
анапест

КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ
ЗАДАНИЙ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ
Внимание! При выставлении баллов за выполнение задания в «Протокол проверки ответов на задания бланка № 2» следует иметь в виду, что, если ответ отсутствует (нет никаких записей, свидетельствующих о том, что экзаменуемый приступал к выполнению задания), то в протокол проставляется «Х», а не «0».
Оценка выполнения заданий С1 и С3

Точность и полнота ответа
Баллы

аргументировано отвечает на вопрос, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы и делая соответствующие выводы, фактические ошибки в ответе отсутствуют
3
б) экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания, но при ответе не демонстрирует достаточной обоснованности суждений, и /или отчасти подменяет рассуждения пересказом текста, и /или допускает одну фактическую ошибку
2
в) экзаменуемый упрощенно понимает задание, рассуждает поверхностно, неточно, слабо аргументируя ответ, подменяя анализ пересказом, и /или допускает 2 фактические ошибки
1
г) экзаменуемый неверно отвечает на вопрос, и/или даёт ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей, и /или подменяет рассуждения пересказом текста, и /или допускает 3 и более фактических ошибок
0
Максимальный балл
3

Оценка выполнения заданий С2, С4
Развёрнутый ответ ограниченного объема (5–10 предложений). Указание на объем условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить и в меньшем объеме).
Точность и полнота ответа
Баллы
а) экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания:
отвечает на вопрос, требующий привлечения литературного контекста, то есть называет не менее двух произведений одного или разных писателей или называет не менее двух авторов, в творчестве которых нашла отражение указанная проблема или названный мотив, художественный прием и т.д. (две и более позиций сопоставления), и дает содержательное обоснование для сопоставления, приводя необходимые аргументы; фактические ошибки в ответе отсутствуют
3
б) экзаменуемый отвечает на вопрос, но ограничивается минимальным литературным контекстом (одна позиция сопоставления), указывая произведение и автора; дает неполное обоснование сопоставления и/ или допускает 1 фактическую ошибку
2
в) экзаменуемый отвечает на вопрос, привлекая минимальный литературный контекст (одна позиция), но приводит материал неполно (без фамилии автора или без названия произведения), и/или не дает содержательного обоснования, и / или допускает 2–3 фактические ошибки
1
г) экзаменуемый не отвечает на вопрос или даёт ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей
0
Максимальный балл
3

Оценка выполнения заданий С5.1, С5.2, С5.3
Среди пяти позиций, по которым оценивается выполнение задания части 3, первая позиция (содержательный аспект) является главной. Если при проверке экзаменационной работы эксперт по первому (содержательному) аспекту оценивания ответа ставит «0» баллов, задание части 3 считается невыполненным. Задание дальше не проверяется. По четырём другим аспектам (позициям) оценивания (2, 3, 4, 5) в протокол проверки ответов на задания бланка № 2 выставляется «0» баллов.
При проверке оценка за первую позицию оценивания задания части 3 ставится в колонку 5 протокола, за вторую позицию – в колонку 6, за третью – в колонку 7, за четвёртую – в колонку 8, за пятую – в колонку 9.
При оценке выполнения заданий части 3 следует учитывать объем написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объем не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (подсчет слов включает все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается нулем баллов.
При объеме работы от 150 до 200 слов предельное количество ошибок для каждого балльного уровня не меняется.
1. Глубина и самостоятельность понимания проблемы,
предложенной в вопросе
Баллы
а) экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе;
формулирует свое мнение с учетом позиции автора, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы и аргументы и делая соответствующие выводы; демонстрирует знание проблематики произведения и умение обосновывать свои суждения;
фактические ошибки отсутствуют
3
б) экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе, и предлагает объяснение её смысла, но ограничивается общими тезисами, связанными с проблематикой произведения, не во всех случаях подкрепляя суждения необходимыми доводами и выводами,
и / или допускает 1–2 фактические ошибки
2
в) экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе, но объясняет её смысл поверхностно или крайне упрощённо или / и допускает 3–4 фактических ошибки
1
г) экзаменуемый не обнаруживает понимания проблемы, предложенной в вопросе, и / или даёт ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей
0

2. Уровень владения теоретико-литературными знаниями
Баллы
а) экзаменуемый обнаруживает высокий уровень владения теоретико-литературными знаниями, уместно применяя соответствующие литературоведческие термины при анализе литературного материала и объясняя функции тех или иных литературных приемов
3
б) экзаменуемый обнаруживает достаточный уровень владения теоретико-литературными знаниями, но допускает отдельные неточности в употреблении терминов при анализе литературного материала, не объясняет функциональной роли тех или иных литературных приемов
2
в) экзаменуемый не обнаруживает достаточного уровня владения теоретико-литературными знаниями, допускает ошибки в употреблении терминов при анализе литературного материала
1
г) экзаменуемый не владеет теоретико-литературными знаниями, не использует литературоведческие термины при анализе литературного материала
0
3. Обоснованность привлечения текста произведения
Баллы
а) текст рассматриваемого произведения привлекается обоснованно и достаточно разносторонне (цитаты с комментариями к ним, краткий пересказ содержания, необходимый для доказательства суждений, обращение к микротемам текста и их интерпретация, разного рода ссылки на изображённое в произведении и т.п.)
3
б) текст привлекается, но не всегда целесообразно и обоснованно, и / или имеются отдельные случаи привлечения текста вне прямой связи с выдвинутым тезисом
2
в) текст привлекается только как пересказ изображённого без необходимого комментария
1
г) текст не привлекается, суждения текстом не обосновываются
0
4. Последовательность и логичность изложения
Баллы
а) части высказывания логически связаны, мысль развивается от части к части, нет нарушений последовательности внутри смысловых частей высказывания и необоснованных повторов
3
б) части высказывания логически связаны между собой, мысль развивается от части к части, но есть повторы и нарушения последовательности внутри смысловых частей высказывания
2
в) части высказывания логически связаны между собой, но мысль повторяется и не развивается, есть отступления от основной проблемы, предложенной в вопросе
1
г) грубые нарушения последовательности, необоснованные повторения, отсутствие связи между частями и внутри частей, и / или общей логики высказывания
0

5. Следование нормам речи
Баллы
а) допущена 1 речевая ошибка
3
б) допущены 2–3 речевые ошибки
2
в) допущены 4 речевые ошибки
1
г) количество допущенных речевых ошибок существенно затрудняет понимание смысла высказывания (допущено 5 и более речевых ошибок)
0
Максимальный балл
15

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх