В чем заключаются провалы рынка. Провалы, или фиаско рынка

Лекция 4 Фиаско (дефекты, провалы) рынка

4.1 Внешние эффекты

4.2 Неэффективность в производстве общественных благ

4.3 Асимметричность информации. Цикличность развития рынков

4.4 Трансакционные издержки

Рыночный механизм не все­гда способен автоматически прийти к оптимальности. Существуют про­блемы, на решение которых рыночный механизм не рассчитан, а пото­му не в состоянии решить их эффективно. Такие случаи, когда рынок неэффективно размещает ресурсы, называются провалами, или фиас­ко рынка.

Фиаско рынка являются:

1) внешние эффекты;

2) неэффективность в производстве общественных благ;

3) асимметричность информации;

4) цикличность развития рынков;

5) трансакционные издержки

6) тенденция монополизации рынков

Работа рыночного механизма может порождать внешние эффекты, или экстерналии . Под внешним эффектом подразумевается воздей­ствие сделки или экономической деятельности на третьи лица, не учтенное в договоре. Это воздействие проявляется в виде издержек или выгод, не отраженных в рыночной цене. Экстерналии, или внешние эффекты, делятся на положительные, т. е. приносящие дополнительные выгоды третьим лицам, либо отри­цательные, приносящие третьей стороне дополнительные издержки. Например, производство, наносящее ущерб окружающей среде и дру­гим производителям, порождает отрицательные экстерналии. Услуги в области здравоохранения, образования, орошение, озеленение и др. по­рождают положительные внешние эффекты.

Экстерналии нарушают эффективность работы рыночного механиз­ма. Отрицательные экстерналии на конкурентном рынке порождают перепроизводство по сравнению с общественно эффективным объе­мом продукции (производитель, отказавшись использовать дорогостоящие экологически чистые технологии, может произвести больше товаров. Однако, используя грязный цикл производства, он переносит свои непонесенные издержки – дорогостоящие экологически чистые технологии не были куплены – на третьих лиц, у которых по вине производителя возникают издержки, связанные с болезнями, покупкой лекарств). При положительных экстерналиях, наоборот, возни­кают случаи недопроизводства товаров и услуг (фирма, осуществляя благоустройство прилегающей территории – озеленение, укладка тротуарной плитки, фонтаны и искусственные водопады, – отвлекает часть ресурсов от собственно производства, что приводит к уменьшению объемов производимых товаров, снижению уровня прибыли).

Как урегулировать проблему неэффективности, создаваемую внешними эффектами? Что компенсирует обществу ущерб от отрицательных экстерналий, а создателю положительных эффектов недополученную выгоду? Ре­шение этих проблем, как предполагалось до широкого признания идей Р. Коуза, бе­рет на себя государство, используя свои традиционные инструменты – налоги и субсидии. Если для устранения отрица­тельных экстерналий государство введет сдерживающий налог (или заставит производителя покупать лицензию либо установить очистительное оборудование) в размере предельных внешних издержек, то внутренние издержки производителя повысят­ся и приведут объем выпуска в соответствие с общественно опти­мальным. Этот прием называется интернализацией (от англ. internal - внутренний) внешних эффектов .

Для того, чтобы интернализировать положительный внешний эф­фект, государство использует стимулирующие субсидии. Они выпла­чиваются в размере предельной внешней полезности и трансформиру­ют ее во внутреннюю, увеличив предельную полезность производителя. Субсидируемый производитель расширит выпуск продукции до общественно эффективного уровня.

Однако, если права собственности на ресурсы будут четко опреде­лены (специфицированы) и соблюдены, включая возможность свобод­ного обмена этими правами, то рынок сможет урегулировать проблему экстерналий самостоятельно, без участия государства, путем купли-про­дажи этих прав. Такую идею выдвинул Р. Коуз, который изучал связь между внешними эффектами, правами собственности и эффективнос­тью, что привело к созданию теоремы (1960 г.), названной в честь уче­ного. Теорема Коуза гласит: внешние эффекты могут быть интернализированы при четкой спецификации прав собственности на ре­сурсы и свободном обмене этими правами. Теорема выполняется лишь при таком количестве участников обмена правами, при котором трансакционные издержки проведения переговоров о передаче прав собственности не превысят выгод от результатов обмена. Иными словами количество участников переговоров не должно быть слишком вели­ко (предположим, что вы хотели бы договориться об обмене права­ми на чистый воздух со всеми владельцами автомобилей, проезжающи­ми по шоссе возле вашего дома; трансакционные издержки по проведе­нию таких переговоров окажутся запретительно высокими).

Теорема Коуза помогает понять смысл интернализации экстерналий. Например, два завода используют один и тот же ресурс, допустим, реку во взаимоисключаемых целях: один - для сброса отходов, другой - для разведения рыбы. Неважно, кто из них первым получил право на ис­пользование реки. Важно само достижение договора о компенсации: тот, кто получает выигрыш, платит за причиненный ущерб другому. Тогда объемы выпуска и размер прибыли обоих заводов скорректируются. загрязняющий реку завод сократит чрезмерное производство, компенси­руя потери прибыли пострадавшему рыбозаводу. Последний же за счет компенсации сможет увеличить выпуск рыбной продукции по сравнению с преддоговорной ситуацией.

Главный вывод теоремы Коуза заключается в том, что внешние эф­фекты возникают только в случае размытости, неопределенности прав собственности на ресурсы. Если возможно четкое определение прав, проблема внешних эффектов решается путем добровольных переговоров о взаимовыгодной купле-продаже данных прав. В конце концов, пра­ва достанутся тому, кто сумеет эффективнее ими распорядиться. Роль государства сводится лишь к установлению «правил игры» при обмене правами собственности на ресурсы.

Условие выполне­ния теоремы Коуза (ограничение количества участников величиной трансакционных издержек проведения переговоров, которая не должна превышать выгод от результата обмена правами) является общим усло­вием эффективной работы рыночного механизма. Оно дает возмож­ность выявить объем спроса и определить рыночную цену продукции, что всегда осуществимо для частных товаров, когда продавец контакти­рует с каждым потребителем.

Однако существует такая категория товаров и услуг, на которые вы­явить спрос и определить оптимальную цену рыночным способом либо невозможно, либо невыгодно из-за чрезвычайно высоких издержек та­кого выявления. Речь идет об общественных товарах и услугах, или общественных благах.

Общественными называются такие бла­га, главной характеристикой которых является неисключаемость из по­требления и неконкурентность в потреблении. Те общественные товары и услуги, которые полностью отвечают данным свойствам, назы­ваются чистыми общественными благами. Классическим примером чистого общественного блага является национальная оборона, городс­кое освещение, маяки, научные знания (при бесплатном образовании).

Неисключаемость из потребления означает, что сам характер чисто­го общественного блага таков, что невозможно отделить «плательщи­ков» от «неплательщиков». И дело не только в том, что такие блага не­делимы (национальная оборона, уличное освещение и т. п.). Неделимых благ в нашей жизни встречается достаточно много: театральный спек­такль, дискотека, общественный транспорт. Но во всех приведенных примерах не возникает проблемы «безбилетника», т. е. ситуации, когда лицо пользуется благом, не заплатив за него. Вы не можете прой­ти на дискотеку, в метро или посетить театр, не купив билет. А вот свой­ство неисключаемости из потребления говорит о том, что уже само со­здание общественных благ (а не их покупка, в отличие от частных това­ров) порождает положительные экстерналии. Однако урегулировать рас­сматриваемую проблему путем переговоров, т. е. в частном порядке, невозможно, так как не выполняются условия теоремы Коуза. Из-за огромного количества участников слишком велики трансакционные издер­жки выявления того, кто платит, а кто бесплатно пользуется обществен­ными благами, что и порождает проблему «безбилетника». Поэтому ры­ночное производство общественных благ неэффективно .

Допустим, что национальная оборона финансируется группой неких частных лиц, стремящихся обезопасить только себя от внешнего врага. Однако созданная, например, система ПВО не может защищать только лиц, финансировав­ших это мероприятие. Она защищает всех граждан страны, включая и тех, кто ничего не платил («безбилетников») для создания оборонного потенциала. Проблема «безбилетника» не позволяет определить пол­ный объем спроса и подрывает рыночные стимулы либо самого предос­тавления таких благ, либо их предоставления в общественно оптималь­ном объеме.

Чистые общественные блага неконкурентны в потреблении: увели­чение количества потребителей не уменьшает полезности этого блага для остальных, следовательно, и предельные издержки предоставления таких благ равны нулю. Например, оттого, что светом маяка пользуется еще одно морское судно, не зависит уменьшение полезности освеще­ния для других кораблей, и для каждого дополнительно проходящего судна не требуется возводить дополнительный маяк. Можно сказать, что несоперничество – крайний случай проявления положительных внешних эффектов.

Итак, для производства общественных благ в оптимальном количе­стве нужно взимать плату со всех граждан страны, что под силу только государству, обладающему инструментами налогообложения и механиз­мом перераспределения в виде государственного бюджета.

Рыночный механизм распределения беспристрастен, так как в его основе лежит принцип равенства предельной производительности ре­сурса предельному доходу от его использования. Это меха­низм равноправного распределения: равное право получить доход в со­ответствии с производительностью ресурса имеет каждый его владелец. Однако рынок распределяет доход только между теми, кто участвует в механизме рыночной конкуренции, не затрагивая тех, кто находится за его пределами (например, проигравших в конкурентной борьбе).

Рыночное распреде­ление – равноправное, но неравное. Его участники имеют равные права на получение дохода пропорционально своему вкладу, который объек­тивно неравен, так как от рождения все имеют различные силы, способ­ности, стремление к труду и т. д. Под равенством следует понимать ра­венство возможностей (прав), а не равенство результатов. В командной же экономике под равенством в распределении понимается получение одинакового дохода, независимо от вклада сил, знаний, денежных средств и т. д.

Рынок справляется с теми задачами, на решение которых он рассчитан. Нельзя говорить о фиаско рынка в случаях, которые находятся за пределами действия рыночного механизма. Поэтому решение социальных проблем, прежде всего, обеспечение нетрудоспособной части населения правами на дос­тойное существование, а именно, получение определенного дохода без соответствующих факторных затрат, - сфера действия другого, неры­ночного механизма, которым обладает государство как инструмент об­щественного регулирования.

Еще одной проблемой, искажающей работу рыночного механизма, является асимметричная информация в условиях несовершенной кон­куренции. Под асимметричностью понимается неравномерное распреде­ление рыночной информации среди участников рынка и порождается эта проблема монополизацией рынков. Асимметричность информации не только повышает трансакционные издержки, но и может привести к перепроизводству одних товаров и к недопроизводству других. Если по­требитель обладает лишь частичной информацией о товаре и его каче­стве, то, во-первых, это приведет к вытеснению качественных товаров с рынка, и, во-вторых, порождает интерналии (выгоды или издержки участ­ников сделки, не отраженные в договоре). Например, монополия произ­водителя на информацию (производитель знает все о своем товаре, а потребитель - только частично) дает возможность снизить издержки производства за счет качества продукции и расширить выпуск экологи­чески опасных товаров. Часть издержек производителя переносится на потребителя и они становятся «внутренними» издержками потребителя, не предусмотренными условиями сделки, т. е не отраженными в цене. Так, купив зараженный радиоактивными элементами продовольствен­ный товар, вы будете страдать от плохого самочувствия, тратить деньги на покупку лекарств и т. п. На величину интерналии уменьшается пре­дельная полезность товара для покупателя. Государство может способ­ствовать решению этой проблемы, аккумулируя и предоставляя рыноч­ную информацию, например, создавая информационные центры, а так­же устанавливая и защищая посредством законодательства права на получение полной и правдивой информации о товаре.

Серьезной проблемой рынка является цикличность его развития - че­редование кризисов и экономических подъемов, т. е. движение от подъе­ма к подъему через кризисы. В период кризиса сфера действия рыноч­ного механизма сужается: сокращается занятость, падают доходы, рас­тут убытки, увеличиваются риски, исчезают стимулы к производству. Отдельные рынки могут попросту исчезнуть при глубоком и затяжном кризисе. Государство в критических условиях как раз и должно протя­нуть спасительную руку рынкам, помогая им выжить, стабилизировать­ся и модернизировать свою продукцию.

Трансакционные из­держки (transact – заключать договор, вести дело; transaction – ведение дел) – издержки, связанные с поиском контрагента, заключением с ним хозяйственного договора и контролем выполнения второй стороны контракта взятых обязательств (сопровождение контракта). Эти издержки связаны не с производством, а с сопутствующими ему затратами. Термин впервые был введен в экономическую науку американ­ским экономистом, лауреатом Нобелевской премии Рональдом Коузом в его работе «Природа фирмы» (1937 г).

Виды трансакционных издержек

1. Издержки поиска информации - затраты на поиск контрагентов хозяйственных сделок и поиск наибо­лее выгодных условий купли-продажи. Перед заключением сдел­ки экономический субъект собирает информацию о контрагенте. Цены на одно и то же бла­го могут существенно различаться в разных торговых комплексах, районах города, регионах. Издержки поиска информации могут быть связаны с посещением магазинов, работой с каталогами товаров и услуг, посещением интернет-сайтов торговых организаций.

2. Издержки заключения хозяйственного договора (контракта) – связаны с затратами времени, переговорами, расходами на юридическое оформление договора, транспортные расходы, оплата ресторана, сауны, гостиничные расходы и т.д.

Например, вы собираетесь опубликовать свое литературное произведение. Вам потребуется агент, который будет вести переговоры с издателем, следовательно, потребуются и расходы на оплату его услуг. Сами переговоры займут определенное время. Под­писание договора, дружеский ужин с издателем – все это войдет в из­держки заключения контракта).

3. Издержки измерения – связаны с необходимостью выявления уровня качества и степени соответствия товара (услуги) предъявляемым требованиям. В силу того, что блага обладают самыми различными свой­ствами, приносящими различную полезность их обладателю, покупателю приходится нести затраты на экспертизу товара на экологическую чистоту, анализ сертификатов соответствия, оценку подлинности товара, наличия соответствия международным стандартам качества. Издерж­ки измерения затрудняют покупку для того, кто не об­ладает специальными знаниями о товаре. Задачу минимизации издержек измерения в значительной мере выполняет торговая марка («брэнд») известной фирмы, а также сертификаты соответствия.

4. Издержки спецификации и защиты прав собственности ­– издержки на установление объекта и субъекта собственности, функционирование судебной системы, правоохранительных органов, обеспечение защиты и неприкосновенности имущества индивида, фирмы.

5. Издержки оппортунистического поведения – связаны с обеспечением выполнения контрагентов обязательств по заключенному договору, принуждением к выполнению взятых обязательств, выявлением и наказанием нарушителя договора.

Оппортунистическое поведение означает нечестность, обман, сокрытие информации или, как пояснял эту категорию американский экономист О. Уильямсон, «просчи­танные усилия по сбиванию с правильного пути»; оно влечет за собой ощутимые издержки как до (ex ante ), так после (ex post ) заключения сделки. Требуются затраты, чтобы контрагенты защитили себя от оппортунистического поведения.

Так, в обменных пунктах валю­ты стоят специальные приборы, проверяющие подлинность банкнот.

Трансакционные издержки пронизывают всю ткань хозяйственной жизни общества, индивиды постоянно сталкиваются с ними. Дж. Стиглер, американский экономист, утверждал, что «мир с нулевыми трансакционными издержками оказывается столь же странным, как физичес­кий мир без сил трения».

К. Эрроу дал более широкое определение трансакционных издер­жек: трансакционные издержки - это издержки эксплуатации эконо­мической системы. И рыночная экономика, и альтернативные ей системы стал­киваются с трансакционными издержками.

Рассмотрев преимущества и недостатки рынка, мы видим, что он эффективен в тех сферах, на которые распространено действие меха­низма свободных цен, но рынок не действует там, куда не может проникнуть. Поэтому совместно с «невидимой рукой» А. Смита оказывается необходимым и действие вполне видимой руки госу­дарства. Тем самым государственное регули­рование дополняет рынок.

Существуют не только провалы, или фиаско рынка, но и провалы государственного регулирования. Самое печальное для общества – некомпетентное вмешательство государственных органов в ситуации, связанные с несостоятельностью рынка. Общество нуждается в государственном вмешательстве там и тогда, где и когда рынок не в состоянии эффективно распределить ресурсы.

Понятие провалов рынка

Провал рынка или как его еще называют "фиаско рынка" - это ситуация, при которой рынок оказывается не в состоянии координировать процессы экономического выбора таким образом, чтобы обеспечить эффективное использование. То момент, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов и производство необходимого количества благ, тогда говорят о провалах рынка. Ситуация, когда рыночный механизм не приводит к оптимальному распределению ресурсов общества и называется провалами или фиаско рынка.

Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о "провалах" рынка:

1. Монополия;

2. Несовершенная информация;

3. Внешние эффекты;

4. Общественные блага.

Во всех этих случаях приходит на помощь государство. Оно пытается решить эти проблемы, осуществляя антимонопольную политику, социальное страхование, ограничивая производство товаров, стимулируя производство и потребление экономических благ. Эти направления деятельности государства составляют как бы нижнюю границу вмешательства государства в рыночную экономику. Однако в современном мире экономические функции государства гораздо шире. В их числе: развитие инфраструктуры, финансирование сферы образования, пособия по безработице, различные виды пенсий и пособий малообеспеченным членам общества и другое. Лишь небольшое число этих услуг обладает свойствами общественных благ. Большинство из них потребляется не коллективно, а индивидуально. Обычно государство проводит антиинфляционную и антимонопольную политику, стремится сократить безработицу. В последние десятилетия все более активно оно участвует в регулировании структурных изменений, стимулирует научно-технический прогресс, стремится поддерживать высокие темпы развития национальной экономики. Если к этому добавить региональное и внешнеэкономическое регулирование. Всё это отражается на рисунке номер 3.

Рисунок 3. Провалы рынка

Разновидности рыночных фиаско

Существует список наиболее типичных провалов рынка. Первыми обычно называют нарушения условий совершенной конкуренции, выражающиеся в ограничении доступа к природным ресурсам. Это могут быть искусственные (квоты, лицензии, прямые запреты) или естественные барьеры. В последнем случае возможно появление естественных монополий. Естественная монополия - это такая рыночная ситуация, при которой минимум средних производственных затрат достигается при наличии одной фирмы, производящей данный продукт или услугу. Возникает там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален, кроме того, увеличение числа фирм в этой отрасли вызывает рост средних затрат. Примерами естественных монополий являются нефтедобывающие компании, электроэнергетические компании, железные дороги, телефонные компании, космическая и военно-промышленная отрасли. Другим провалом рынка считают его неспособность обеспечить доступ к полной и совершенной информации о товарах, продавцах, условиях коммуникации всем участникам рынка. Возможны ситуации, когда продавец знает о том, что его товар неоднороден, что качества отдельных единиц товара могут существенно отличаться, а покупатель не имеет об этом четкого представления. В таких случаях говорят об асимметрии информации. График асимметрии информации представлен на рисунке 4.


Рисунок 4. Асимметрия информации

Комментарий к рисунку 4: На рисунке 4 представлено изменение объема продаж земельных участков из-за асимметрии информации: уменьшение объемов продаж более качественных земельных участков и увеличение объемов продаж менее качественных земельных участков. Dк, Sк - спрос и предложение на более на качественные земельные участки, Dн, Sн - спрос и предложение на менее на качественные земельные участки. Qоб. усл - объем покупок земельных участков более качественных и менее качественных, совершаемых на рынке земли в условиях отсутствия информационной асимметрии, Qас. к - объем покупок более качественных земельных участков под влиянием информационной асимметрии, Qас. н - объем покупок менее качественных земельных участков под влиянием информационной асимметрии. Если асимметрия информации не позволяет покупателям идентифицировать земли по качеству, их ожидания связаны с тем, что среди представленных на рынке земельных участков часть - более качественная, а часть - менее, то кривая спроса переместится в положение Dасим, между кривыми спроса на более качественные и менее качественные земельные участки. Сдвиг прямых предложения не произойдет, так как продавцы точно осведомлены о качестве продаваемых ими земельных участков. В результате происходит смещение объема покупок в сторону менее качественного блага.

Другое условие, которое может снизить эффективность рыночного механизма - иммобилизация ресурсов. Множество причин сегодня стоят на пути российского рабочего, который пожелает сменить место работы в одном городе, и еще больше таких причин возникнет, если он решит переехать в другой город. Это и отсутствие многих социальных гарантий, различия в уровнях жизни в разных регионах, неопределенность правового статуса гражданина и так далее. В результате образуются монополии на рынках труда, снижается эффективность производства, увеличивается разрыв в уровне доходов различных слоев населения. В других случаях иммобилизуются активы предприятий, когда средства, вложенные в основные фонды, не могут быть быстро высвобождены и снова пущены в оборот.

Существую и так называемые внешние эффекты, они от экономической деятельности могут быть как положительными, так и отрицательными. Внешние эффекты - затраты отдельных людей или общества, не получившие отражения в ценах (отрицательные внешние эффекты) или выгоды, которыми пользуются лица, не участвующие в сделке (положительные внешние эффекты). Когда какая-либо экспедиция случайно находит древний город, это можно считать положительным внешним эффектом. К сожалению, хозяйственная деятельность в современной экономике имеет гораздо больше примеров отрицательных внешних эффектов. Один из ярких и типичных примеров отрицательных внешних эффектов - загрязнение окружающей среды. Например, химический завод производит удобрения. Его владелец получает доход, покупатель полезность, то есть минеральные удобрения, а местные жители - загрязнение окружающей среды, сокращение количества птиц и насекомых, болезни, сокращение продолжительности жизни. Отрицательные внешние эффекты - это потери, затраты третьих лиц, в рыночной сделке не участвующих. Эти внешние издержки не находят отражения в индивидуальных издержках производства фирм, так как последние не включают в себя затраты на снижение выбросов вредных веществ в атмосферу или обработку сточных вод. Наличие отрицательных внешних эффектов означает, что цена не полностью отражает общественные издержки производства, которые фактически выше индивидуальных. Для смягчения этого недостатка рынка государство осуществляет разного рода корректирующие меры, призванные отразить общественные издержки или общественную полезность в рыночной цене. Графики внешних эффектов приведены на рисунках 5 и 6.

Рынок – основной механизм распределения ограниченных ресурсов.

Условий Парето–оптимального распределения ресурсов в рыночной экономике:

· цены потребительских благ соответствуют их предельной полезности;

· цены на ресурсы отражают их относительную ограниченность. Другими словами предельные «частные» издержки производства, учитываемые фирмами, идентичны «общественным» альтернативным предельным издержкам;

· рыночная ставка процента на капитал («частная ставка дисконтирования») совпадает с общественной ставкой дисконтирования;

· состояние неполной занятости при определенном соотношении цен на ресурсы приводит в движение процессы субституции, которые приближают экономическую систему к состоянию полной занятости.

Увы, существуют ситуации, в которых в силу тех или иных обстоятельств – особенность используемой технологии производства, маленькая емкость рынка, специфика потребления, качественные характеристики производимых товаров (услуг) или по каким-то другим причинам – вышеуказанное правило конкурентной эффективности не соблюдается. И тогда конкурентный рыночный (в узком смысле – «ценовой») механизм дает «сбой», т.е. неэффективно распределяет ресурсы либо вообще не возникает. В результате рентабельность не тождественна экономической эффективности, максимизация прибыли не означает максимизации общественного благосостояния, т.е. достижения Парето–эффективности в производстве и в распределении.

Такие случаи именуются таким достаточно условным и не совсем удачным термином, как провалы/фиаско (несостоятельность) рынка (market failures

Провалы/фиаско рынка – случаи, когда рынок совершенной конкуренции не обеспечивает Парето–эффективности, ценовая система не в состоянии «в одиночку» эффективно распределить ограниченные ресурсы. Соответственно ее необходимо «дополнить» либо заменить на другой механизм.

Современная экономическая теория насчитывает порядка восьми типов неэффективных ситуаций, свидетельствующих о провалах рынка:

· существование внешних/побочных эффектов ;

· недопроизводство (либо полное отсутствие рынков) общественных (неисключаемых) благ . Строго говоря, это частный случай внешних/побочных эффектов;

· отсутствие рынков некоторых частных благ, в частности – для многих форм риска и для большинства будущих сделок. Данный провал рынка принято обозначать термином неполнота рынков частных благ.

· недопроизводство некоторых частных благ из-за неделимости крупных производственных мощностей и как следствие – дискретности функции рыночного предложения.

· неэффективность конкуренции , т.е. ее невозможность или нецелесообразность в условиях возрастающей отдачи от масштаба, приводящей к возникновению естественных монополий .

· информационная асимметрия между продавцами и покупателями, порождающая неопределенность и приводящая к возникновению трансакционных издержек (подробно рассматривалась в теме 10);

· неполная занятость ресурсов (в частности, трудовых);

· чрезмерное (с точки зрения доминирующих общественных представлений, культуры общества, системы ценностей) неравенство доходов .

Данный перечень провалов рынка не является (как станет понятным далее) их строгой классификацией, но удобен для дальнейшего анализа.

Разумеется, нормальное функционирование рыночного механизма предполагает следование продавцов и покупателей определенным юридическим нормам и моральным традициям. Формальные правила и неформальные нормы – неотъемлемая часть рыночного механизма, т.к. в любом понимании рынок – это институт. Нарушение правил и норм приводит к деформациям рыночного механизма и (как следствие) к неэффективному распределению ресурсов, но они не считаются «провалами рынка» в силу их иной – «внешней» – природы. Здесь будет уместна аналогия с физико–химическими процессами: нарушение правил эксплуатации какого-либо механизма, приводящее к его сбоям, нельзя считать недостатком данного механизма.

Кроме того, существуют важные общественные проблемы, для решения которых рынок в принципе не предназначен. В частности, рынок «нейтрален» по отношению к проблеме «социальной справедливости». Поэтому представляется некорректным критиковать рыночный механизм с точки зрения целей, для достижения которых он не предназначен (как, например, нельзя критиковать автомобиль за то, что он не летает).

Внешние/побочные эффекты

Главной причиной, по которой конкурентная рыночная система иногда не обеспечивает Парето–оптимального распределения ресурсов, принято считать т.н. «внешние/побочные эффекты».

Внешние/побочные эффекты или «экстерналии» (externalities) – сопутствующие рыночным сделкам блага или нежелательные явления, для которых не может быть создан рынок. В несколько более узком и точном смысле – это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах и/или в условиях контрактов (если учитывать неценовые компоненты контрактов). На языке новой институциональной экономики – «неспецифицированы» в условиях контрактов. Внешние эффекты возникают в результате как производства, так и потребления товаров и услуг. Ярким примером блага с положительным внешним эффектом является образование; классическими примерами отрицательных внешних эффектов являются загрязнение окружающей среды промышленностью и «трагедия общедоступных ресурсов».

Чистые общественные блага (pure public goods) – неделимые товары и (чаще всего) услуги, которые потребляются коллективно всеми людьми независимо от того, платят они за них или нет.

Чистое общественное благо характеризуется двумя свойствами: неизбирательностью и неисключаемостью в потреблении. Первое свойство характеризует потребительские особенности чистых общественных благ, второе – особенности взаимоотношений потребителей с «поставщиками» общественных благ.

Свойство неизбирательности (неконкурентности) в потреблении означает, что потребление чистого общественного блага одним человеком не уменьшает его доступности для других. Такие блага неконкурентны для потребителей, т.к. предельные издержки их предоставления дополнительному потребителю равны нулю.

Свойство неисключаемости из потребления (главное свойство) означает, что ни один человек не может быть не допущен к потреблению блага, даже если он отказывается за это платить. Иначе это называют режимом свободного доступа к благу. Для чистых общественных благ ограничить число пользователей (потребителей) технически невозможно; они неделимы и не исключаемы из потребления третьих лиц. Поэтому их часто называют неисключаемые блага .

Чистое частное благо (pure private good) – такое благо, каждая единица которого может быть продана за отдельную плату. Другими словами, это благо, обладающее свойствами конкурентности при потреблении и исключительности доступа. Таких благ большинство. Практически все материальные предметы потребления (пища, одежда, жилье, автотранспорт и т.д.) являются частными благами.

В отличие от чисто частного блага, чисто общественное благо не может быть разделено на единицы потребления (его нельзя выпускать «мелкими» партиями) и быть продано по частям.

Некоторые блага можно отнести к категории смешанных (mixed goods) – они отчасти поддаются делению.

Для них исключение из пользования «технически» возможно, но сопряжено со значительными издержками. В некоторых случаях – слишком дорогостояще либо по иным причинам нежелательно. Примером смешанных благ могут служить некоторые автомобильные трассы, а также технические изобретения.

я них исключение из пользования Нтелевизионное и радио–вещаниеило можно "Поскольку потребители получают выгоды от чистого общественного блага независимо от того, платят они за него или нет, то у многих из них (в силу экономического оппортунизма) возникает желание обойтись без лишних затрат, получить это благо даром. В случае «обычного» – частного – блага потребитель отказывается от покупки в двух случаях: если товар не очень нужен или если цена слишком высока. В случае чисто общественного блага у потребителя появляется третья причина, чтобы не платить – возможность получить это благо бесплатно, «проехаться зайцем». Такая ситуация получила в экономической теории название проблема безбилетника (free rider problem) .

Из-за большого количества «безбилетников» частная фирма не сможет даже покрыть затраты. В результате частного производства чисто общественных благ чаще всего не возникает, ценовая система не создает стимулов для их производства. Ярким примером неспособности «рынка» (а точнее – коммерческих предприятий) создавать общественные блага является отсутствие коммерческого финансирования фундаментальных научных исследований и недофинансирование перспективных инновационных разработок – своего рода «близорукость» в отношении долгосрочных инновационных инвестиций.

План.

  1. Провалы (фиаско) рынка.

Аннотация лекции.

Таким образом,

Рынок развивается, усложняется, появляются различные подходы к его пониманию. В экономической литературе они широко представлены. Выберем такое определение рынка:

Рынок – это система экономических отношений между продавцами и покупателями, основанная на купле и продаже товаров, услуг и денег.

Наиболее полно сущность рынка раскрывается через его функции :

  • Информационная.
  • Регулирующая.
  • Стимулирующая.
  • Контролирующая.
  • Ценообразующая
  • Дифференцирующая.

Рынок – великое завоевание человеческой цивилизации, но в то же время он имеет и недостатки.

Положительные черты рынка:

  • Гибкость и высокая приспособляемость к изменяющимся условиям.
  • Оперативное использование новых технологий с целью снижения издержек.
  • Независимость производителей и потребителей в принятии решений.
  • Способность удовлетворять потребности в необходимом количестве и высоком качестве.
  1. Подходы к классификации видов рынка. Инфраструктура рынка.

Рынок имеет определённую структуру – внутреннее строение отдельных элементов рынка. Структуру рынка классифицируют по разным критериям, важнейшими из которых являются следующие:

  1. По экономическому назначению выделяют рынок товаров и услуг, рынок средств производства, рынок труда, рынок ценных бумаг, рынок денег и т.п.
  2. По географическому положению различают местный, региональный, национальный и мировой рынки.
  3. По степени ограничения конкуренции : рынок свободной конкуренции, рынок чистой монополии, рынок олигополии, рынок монополистической конкуренции.
  4. По отраслям : автомобильный, зерновой и т.д.
  5. По характеру продаж : оптовый, розничный.
  6. С точки зрения соответствия закону : легальный рынок (соответствующий закону) и теневой рынок (не соответствующий).
  7. Также разделяют рынок продавцов и рынок покупателей.

Инфраструктура рынка.

Инфраструктура рынка – это совокупность учреждений, обеспечивающих успешное функционирование рынка. Инфраструктура выполняет очень важные функции: облегчает встречу продавцов и покупателей, облегчает сделки, позволяет государству и обществу контролировать рынок.

Следует различать инфраструктуру товарного, финансового рынков, рынка труда.

Элементы инфраструктуры рынка: товарная биржа, фондовая биржа, биржа труда, банки, налоговые службы и т.д.

Биржа – рынок оптовой торговли стандартными товарами или рынок операций по купле-продаже валюты, ценных бумаг и рабочей силы, где цены устанавливаются публично (котируются). Это определение не относится к бирже труда.

В практике товарных бирж встречаются несколько типов сделок : форвардные, фьючерсные, опцион. Биржевая практика связана с понятием «хеджирование» (ограждение, страхование). Это процесс, который преследует цель обеспечить страхование от возможных потерь из-за резкого колебания цен.

Основными действующими лицами на бирже являются : брокер, маклер, дилер, «бык», «медведь».

  1. Провалы (фиаско) рынка.

Провалы – это случаи, когда рыночное саморегулирование не решает экономические и социальные проблемы рынка и требуется государственное вмешательство для их решения. Форм проявления провалов рынка много:

  • Возникновение внешних эффектов.
  • Рынок не производит общественные блага.
  • Асимметричность информации.
  • Рынок связан с риском и неопределённостью.

Что такое внешние эффекты ? Это издержки или выгоды от побочного воздействия внешних эффектов в процессе рыночных операций, не отражающиеся, однако на рыночных ценах товаров и услуг. Внешние эффекты воздействуют прежде всего на третьих лиц (людей, непосредственно не участвующих в материальных и денежных затратах на производство этих услуг и товаров. Внешние эффекты бывают отрицательными и положительными.

Последствия существования внешних эффектов заключаются в том, что ресурсы распределяются неэффективно и теряется общественная полезность. Примером отрицательных внешних эффектов могут быть такие явления как загрязнение окружающей среды фирмами (вредные выбросы) или эффект «пассивного курения».

Сегодня последствия загрязнения окружающей среды приняли международный характер (мировой «парниковый эффект»).

Вопрос о регулировании внешних эффектов в ХХ-ХХI веках стоит очень остро. Отрицательные внешние эффекты регулируются при помощи стандартов и норм, налогов, «платы за выбросы» и т.д.

Положительные внешние эффекты – допустим, облегчение возможности получить дополнительное образование – учёные, например, А. Пигу, предлагают регулировать через субсидии и гранты.

Общественное благо – это товары и услуги, в которых нуждаются все, независимо от платы за них. Чисто общественное благо – благо, которое нельзя предоставить одному лицу без предоставления всем остальным. Обычно эти блага потребляются сообща. Общественные блага обладают чертами неисключаемости и совместного потребления; появление новых потребителей обычно не уменьшает выгоду потребления для других и т.д.

Эти блага обычно связаны с эффектом «безбилетника», который заключается в том, что у людей возникает соблазн не платить за их производство. Трудность получения платы за них приводит к невыгодности их производства, так что государство вынуждено брать его на себя. Пример чисто общественных благ: национальная оборона, дорожная сеть, пожарная служба и т.п. Фактически эти товары оплачиваются всеми налогоплательщиками. Есть и другие виды общественных благ, которые люди могут получать как бесплатно, так и за плату.

Ещё один вид провала рынка – асимметричность информации . Это ситуация, когда часть участников рынка в процессе сделки владеют важной информацией, которой не владеют другие участник сделки. Это явление имеет отношение ко многим рынкам: рынку труда, рынку сложных товаров и услуг, ценных бумаг и т.п.

Контрольные вопросы для самопроверки.

  1. Назовите функции рынка. Какие из этих функций, на ваш взгляд, не работают в экономике современной России?
  2. Какие функции выполняет инфраструктура рынка? Какие элементы инфраструктуры финансового рынка вы знаете?
  3. Назовите формы проявления провалов рынка.
  4. Назовите основных агентов рынка.

Вопросы для обсуждения.

  1. Объясните, каким образом рынок служит средством обмена информацией о решениях домохозяйств и фирм.
  2. Связаны ли провалы рынка с этическими проблемами? Или здесь только экономика?

Основная литература.

1. Пястолов С.М. Экономика.гл.6

2. Экономическая теория (политэкономия). /Под ред. Видяпина В.И. И Журавлевой Г.П. - Гл.10,11.


Вопросы для размышления.

  1. Дайте экономическое объяснение графическому изображению постоянных, переменных, общих, средних и предельных издержек.
  2. В долгосрочном периоде, в отличие от краткосрочного, фирмы могут осуществлять все желательные изменения в структуре применяемых ресурсов. Чем в таком случае будет определяться минимальный эффективный размер фирм?

Основная литература.

1. Пястолов.С.М.Экономика.,гл.3

2. Экономическая теория (политэкономия). /Под ред. Видяпина В.И. И Журавлевой Г.П. - Гл.3-7,11.

Дополнительная литература.

  1. Экономическая теория. Микроэкономика - 1,2./Под ред. Журавлевой Г.П.- Гл.5,6.
  2. Экономика. /Под ред. Булатова А.С.- Гл.5.
  3. Микроэкономика. Теория и российская практика. /Под. Ред. Грязновой А.Г., Юданова В.П. Т.2
  4. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Гл.3-13.
  5. Макконнелл К., Брю С. Экономикс. Гл.4,30.

Вопросы для размышления.

  1. Как вы понимаете выражение Ф. Хайека: «Конкуренция – процедура открытия…»?
  2. От чего зависит, будет ли отрасль конкурентной, то есть состоящей из большого количества небольших фирм, или в ней будут господствовать несколько крупных фирм?
  3. В чём сходство и в чём различие между монополистической конкуренцией и совершенной конкуренцией?
  4. В чём сильные и слабые стороны антимонопольного регулирования в России?
  5. Немногочисленность конкурентов-олигополистов означает всеобщую взаимосвязанность. При прочих равных условиях эта взаимозависимость изменится прямо или обратно пропорционально дифференциации продукта по числу фирм?

Лекция 5.

План

  1. Сущность инфляции как социально-экономического процесса.
  2. Условия и причины возникновения инфляции, факторы инфляции.
  3. Основные принципы классификации инфляции.
  4. Измерение инфляции: показатели и основные проблемы.
  5. Социально-экономические последствия инфляции.
  6. Антиинфляционная политика.

Аннотация лекции

  1. Сущность инфляции как социально-экономического процесса.

Термин «инфляция» (от лат. Inflatio – «вздутие») впервые был введён в оборот в ходе Гражданской войны в США в 1861-1865 гг. XIX века для обозначения ситуации потери деньгами своей покупательной способности. В научной литературе это понятие появилось в ХХ веке.

Однако само по себе данное явление известно человечеству с момента появления денежного обращения. А в ХХ веке инфляция стала хронической, практически неизбежной, так как провоцирующих её факторов было значительно больше, чем сдерживающих.

В экономической теории подходы к пониманию роли и последствий инфляции были разные. Представители классической буржуазной политэкономии изучали инфляцию как часть теории денег. Даже Дж. М. Кейнс впервые проанализировал инфляцию в качестве элемента макроэкономической теории, а позже монетарная теория уже включила проблемы инфляции в макроэкономическую теорию как её важную составляющую. Всё это позволяет предположить, что инфляция – неоднозначное явление.

В российской экономической литературе инфляция трактовалась по-разному. В 1930-е годы – как чрезмерный выпуск денежных знаков; в 1960-1970-е гг. – как многофакторное явление, не имеющее однозначного толкования.

Таким образом, инфляция – многоплановый феномен, вбирающий в себя производственный, денежный и воспроизводственный аспекты. Инфляции можно дать такое определение: инфляция – снижение покупательной способности номинальной денежной единицы под действием целого ряда факторов, что выражается, прежде всего, в появлении устойчивой тенденции к повышению общего уровня цен на рынках товаров и платных услуг.

В этом определении важны акценты:

  • «ряд факторов»
  • «устойчивая тенденция»
  • «общий уровень цен»
  • «на рынках товаров»
  1. Условия и причины возникновения инфляции, факторы инфляции.

Условием возникновения инфляции является несоответствие номинальной денежной массы, с одной стороны, и товарной массы – с другой. Ситуация выводится из уравнения денежного обмена (модель И. Фишера) количественной теории денег: M × V = P × Y,

где М – количество денег в обращении;

V – скорость обращения денег;

Y – реальный доход;

Р – индекс цен.

Но одно лишь это условие не объясняет причины возникновения инфляции. Инфляция может сопровождаться как ростом, так и спадом производства.

Важнейшие причины можно сгруппировать по-разному, например, разделить на внутренние и внешние.

Лекция 6.

План:

  1. Рынок труда (рабочей силы). Показатели занятости и безработица.
  2. Исторический подход к анализу причин безработицы и классификация её видов.
  3. Монетаристский подход к анализу безработицы. Современная классификация безработицы.
  4. Последствия безработицы: неэкономические и экономические. Закон Оукена.
  5. Государственная политика борьбы с безработицей.
  6. Взаимосвязь инфляции и безработицы.

Аннотация лекции.

  1. Рынок труда (рабочей силы). Показатели занятости и безработица.

Рынок труда – сфера устойчивого обмена меду продавцами услуг труда и покупателями этих услуг .

Этот рынок, в отличие от других, подчиняется не только законам экономики, но и социально-психологическим законам. Экономическая функция рынка труда – обеспечение оптимального воспроизводства рабочей силы, а социальная функция – обеспечение качества жизни работника и его семьи.

Механизм рынка труда на макроуровне представляет собой сочетание совокупного рыночного спроса (AD) на трудовые услуги и рыночного предложения (AS) трудовых услуг.

Объект и субъект рынка труда – население, а исходный показатель рынка труда – занятость населения.

Население (POP) с макроэкономической очки зрения делится на две группы:

  1. Включаемые в число рабочей силы (по классификации MOT – «экономически активное население» (L).
  2. Не включаемое в число рабочей силы (NL).

POP = L + NL

Людей, не включённых в состав рабочей силы NL иногда называют институциональным населением. В эту группу входят две большие подгруппы:

  • Дети до 16 лет.
  • Люди, отбывающие срок в тюрьмах.
  • Люди, находящиеся в психиатрических больницах.
  • Инвалиды.
  • Студенты дневного отделения.
  • Вышедшие на пенсию.
  • Домохозяйки.
  • Бродяги (бомжи).
  • Люди, искавшие работу, но прекратившие её поиски.

Таким образом, рабочая сила включает в себя две группы населения: занятые и безработные.

Занятые (Е) – люди, имеющие работу, при этом неважно, занят человек полный или неполный рабочий день

Безработные (U) – люди, не имеющие работы, но активно её ищущие, или ожидающие начала трудовой деятельности. Поиск работы – главный критерий безработного.

Показатели безработицы:

  1. Основной показатель – уровень безработицы. Уровень безработицы представляет собой отношение численности безработных к общей численности рабочей силы.

U = U х 100%

  1. Показатель средней продолжительности безработицы в расчёте на одного безработного.
  2. Удельный вес рабочего времени, потерянного из-за безработицы.

Рынок: сущность, функции. Провалы рынка.

План.

  1. Рынок: сущность, функции, структура.
  2. Подходы к классификации видов рынка. Инфраструктура рынка.
  3. Провалы (фиаско) рынка.

Аннотация лекции.

  1. Рынок: сущность, функции, структура.

В истории развития рыночного хозяйства можно выделить ряд этапов: обмен, товарное обращение, рынок.

Главное условие появления обмена, а затем и рынка – общественное разделение труда. Обмен существует во всех исторических эпохах (может быть также и обмен продуктами труда – бартер), товарное же обращение появилось позднее. Оно представляет собой товарный обмен, опосредованный деньгами (Т – Д – Т), поэтому связано с денежным обращением. Примерно 6-7 тысяч лет назад товарное обращение начало носить всеобщий характер и утвердилось как система рынка.

Таким образом, рынок есть результат естественноисторического процесса развития товарного хозяйства, обусловленный разделением труда и обособлением субъектов хозяйствования. При этом рынок не только историческое явление, но и культурное, философское и, конечно, экономическое.

Рынок развивается, усложняется, появляются различные подходы к его пониманию. В экономической литературе они широко представлены. Выберем такое определение рынка.

«Провалы» рынка – это случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов. Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о «провалах» рынка:

· монополия;

· несовершенная (асимметричная) информация;

· внешние эффекты;

· производство общественных благ.

1. Наличие монополий,

прежде всего естественных монополий, а также олигополии в определенных отраслях экономики, ведущих к недостатку конкуренции произ­водителей и наносящих ущерб общественному благосостоянию и потребителям.

Это вызывает необходимость:

Гос вме­шательства в форме создания государственных и муниципальных предприятий в отраслях с наличием естественной монополии и олигополии,

Гос регулирования и контроля цен, объ­ема производства и качества соответствующих экономических благ.

Поскольку монополия ведет к неоптимальному использованию ресурсов, государственное вмешательство может способствовать су­щественным улучшениям. Во многих случаях это достигается с по­мощью одних лишь мер правового регулирования. Они способствуют свободному доступу конкурентов на рынок или даже предусматри­вают разделение фирм-монополистов. В подобных случаях роль обще­ственного сектора сводится к деятельности законодательных и пра­воохранительных органов.

Сложнее обстоит дело в ситуации естественной монополии. Приме­ром может служить городской водопровод. Подвести к домам и квар­тирам коммуникации нескольких конкурирующих между собой водо­проводных компаний значило бы увеличить затраты в несравненно большей степени, чем полезный эффект. Разделение водопроводной компании на ряд независимых подразделений, как правило, также не имеет смысла. Оно не обеспечит конкуренции, поскольку каждое из подразделений окажется монополистом в одном из районов го­рода. Вместе с тем расходы на эксплуатацию водопровода, в частности на управление, скорее всего, возрастут.

2. Другой вид провалов рынка - информационная асимметрия у производителей (продавцов) и потребителей (покупателей) эко­номических благ.

3. Внешние и внутренние эффекты

3.1. внешние эффекты, или экстерналии - издержки (отрицательные внешние эффекты) или вы­годы (положительные внешние эффекты), приходящиеся на лиц, не участвующих в конкретной рыночной сделке.

Если кто-то эксплуатирует ограниченные ресурсы, не возмещая их полной стоимости, издержки ложатся на остальных участников хо­зяйственной жизни. В этом случае имеет место негативный внешний эффект.

Например, когда предприятие бесплатно поль­зуется речной водой, загрязняя ее, а те, кто живет ниже по течению, вынуждены вкладывать средства в строительство очистных сооруже­ний.

Вместе с тем нередки положительные внешние эффекты. Если, например, фермер построил за свой счет дорогу, соединяющую его хозяйство с шоссе, и по этой дороге бесплатно ездят жители соседнего села, возникает позитивный внешний эффект.

Проблемы, связанные с внешними эффектами, могут решать­ся на основе адекватного установления прав и ответственности Участников экономической деятельности. На практике это обыч­но достигается с помощью законотворческой и контролирующей деятельности государства. Однако во многих случаях целесооб­разнее затрачивать ресурсы государства не на создание громозд­ких механизмов контроля, а на непосредственное выполнение функций, порождающих положительные экстерналии, или на формирование налоговых регуляторов деятельности, сопровож­дающейся отрицательными внешними эффектами.

При этом выбор оптимальной формы вмешательства опреде­ляется спецификой конкретной ситуации и практической целе­сообразностью. В общественном секторе, как и на частном предприятии, необходимо тщательно сопоставлять разные вари­анты решения задачи, стремясь достичь желаемого результата с наименьшими издержками.

В случае отрицательных внешних эффектов, например загряз­нения окружающей среды, государство вводит соответствующие экологические налоги, стимулирующие внедрение производите­лями очистных сооружений и экологически чистых технологий. При наличии положительных внешних эффектов (в сфере образо­вания, культуры, здравоохранения) государство выделяет субсидии производителям соответствующих экономических благ (услуг) для расширения их производства и повышения доступности для по­требителей.

3.2. внутренние эффекты, или интерналии, которые представляют собой издержки или выгоды, получаемые одной из сторон рыночной сделки в силу нечеткости формулировки контрактов, которые могут принести одной из сто­рон сделки незаслуженные выгоды, а другой стороне нанести эко­номический ущерб. Данный вид провалов рынка также требует вмешательства государства для обеспечения баланса интересов сторон при заключении и выполнении контрактов, являясь осно­вой контрактного права.

4.Общественные блага – это совокупность товаров и услуг, которые предоставляются населению на безвозмездной основе, за счет финансовых средств государства.

Производство и распределение общественных благ относится к основным функциям государства, его первоочередным задачам. Здесь проявляется направленность государства на отражение и реализацию интересов всего населения страны.

Та форма, в которой государство сегодня берет на себя обязанности, связанные с общественными благами, сформировалась только в ХХ в. Сегодня нормальное функционирование национальной экономики невозможно представить без таких общепринятых благ, как бесплатная система здравоохранения, образования, внешняя и внутренняя безопасность государства, социальное обеспечение и страхование. Общественными благами являются и работа служб гражданской обороны, ликвидации чрезвычайных ситуаций. Значение общественных благ заключается в том, что в них имеется потребность не у части, а у всего населения.

Относительно механизма производства и распределения общественных благ законы национальной экономики бессильны – они не способны эффективно работать в этой области рынка. Поэтому объективно эту задачу на себя берет государство – государственный аппарат.

Общественные блага - вид экономических благ, обладающих свойствами, противоположными частным экономическим благам (рыночным товарам и услугам). Существуют:

Чистые общественные блага, которые рынок не производит вообще (национальная обо­рона),

Смешанные общественные блага (клубные, социально зна­чимые и квазиобщественные блага), которые рынок может произ­водить, но в недостаточном количестве. Источником их производ­ства могут быть гражданское общество (клубные блага(телефонная связь, платное телевиденье, бассейн)), муниципалитет или государство в определенном масштабе (соци­ально значимые блага, квазиобщественные блага в отраслях есте­ственной монополии).

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх