Всё, что родителям абитуриента нужно знать о ЦТ. Правила ЦТ: что нужно знать абитуриенту? Есть ли егэ в беларуси

Наши абитуриенты могут поступать в любой вуз Союзного государства. Фото: БЕЛТА

Этот вопрос архисложный, потому что страны успели создать свои самобытные системы обучения с множеством стандартов и тонкостей. Обсудить проблему на конференцию в Москву позвали ведущих экспертов.

Признание дипломов

Единый рынок образовательных услуг Союзного государства привлекателен для абитуриентов благодаря обеспечению равных прав граждан и отсутствию языкового барьера, - отметил советник-посланник Посольства Беларуси в РФ Юрий Ярошевич . - В российских вузах учатся 18 - 20 тысяч граждан Беларуси, а в республике - около двух тысяч россиян. Большинство белорусских абитуриентов предпочитают поступать в учебные заведения Центрального, Северо-Западного и Уральского федеральных округов. Белорусов сегодня можно найти в ведущих вузах России - в МГУ, Бауманке, МГИМО. Наши ребята чувствуют себя здесь как дома. Мы только приветствуем, что они получают в России образование. Ведь они возвращаются на родину прекрасно подготовленными, и нередко им предлагают хорошую работу.

Начальник отдела социальной политики Департамента социальной политики и информационного обеспечения Постоянного Комитета Союзного государства Сергей Игнатьев отметил, что за прошедшие годы по сближению двух систем образования проведена большая работа.

Создан Белорусско-Российский университет, подписаны соглашения о взаимном признании дипломов, обеспечены равные права при поступлении в вузы, - подчеркнул Игнатьев. - Кстати, недавно на Совмине СГ этот вопрос еще раз рассмотрен, и было признано, что в сфере образования между нашими странами особых проблем нет. Надеемся, что в дальнейшем системы обучения будут унифицированы. Пока же они имеют существенные отличия, достаточно вспомнить российское ЕГЭ и белорусское ЦТ (централизованное тестирование).

В ВУЗ без блата

Замначальника Управления общего среднего образования Министерства образования Беларуси Ирина Каржова:

Значительным шагом вперед стало бы взаимопризнание результатов ЦТ и ЕГЭ. По этому вопросу длительное время шли переговоры, но пока решения нет. Однако для россиян у нас созданы вполне приемлемые условия для обучения как за счет средств бюджета, так и на платной основе, поэтому сейчас этот вопрос остро не стоит.

Мы ведем работу над единым пространством очень осторожно и взвешенно. Потому что системы сильно разнятся - начиная от учебных программ и стандартов до функций самих экзаменов. То есть у нас ЦТ - это форма вступительного испытания в высшие учебные заведения, а ЕГЭ - это симбиоз выпускного экзамена в школе и вступительного испытания в вузы. Требуется много усилий, чтобы появилась некая унификация.

ЦТ, как и ЕГЭ, было принято обществом далеко не сразу. ЦТ стало внедряться в Беларуси еще в 1998 году в качестве эксперимента. Были сомнения, что эта форма оценки знаний приживется. Но со временем ее эффективность стала очевидной, и с 2006 года ЦТ утверждено как основная форма вступительных испытаний. Дополнительные экзамены абитуриенты сдают лишь в творческих университетах и вузах силовых структур.

Анализ ЦТ показывает его надежность, независимость и объективность - это гарантия равноправия абитуриентов. С его помощью можно рассмотреть качество образования вплоть до конкретной школы и узнать, где есть недостатки.

Например, отмечено, что средний балл учащихся в лицеях и гимназиях выше, чем в обычных школах, благодаря факультативным занятиям. Опыт был учтен, и в этом учебном году в Беларуси в старших классах ребята получили возможность выбирать дополнительные предметы, чтобы подтянуть по ним свои знания. В целом сейчас происходит обновление всего процесса обучения, укрепляется связь между ним и производственным сектором.

Мы видим, что и Россия делает очень многое, чтобы укрепить свою систему ЕГЭ. Контингент абитуриентов, которые поступают в ведущие вузы РФ, по уровню знаний вполне соответствует престижности заведений. Совершенствование ЦТ и ЕГЭ - это совершенно нормальные вещи, и оно будет продолжаться.

Какие глаза у лошади Вронского?

Про ЕГЭ рассказывают много небылиц. Но у нас нет анекдотичных тестов с вопросами о том, какого цвета были глаза лошади Вронского! У нас все серьезно, - говорит Ольга Котова, замдиректора Федерального института педагогических измерений . - Мы постепенно уходим от заданий с выбором одного ответа к заданиям, где нужно писать небольшой ответ. То есть идет возврат к нашему старому качественному образованию. В будущем мы разделим ЕГЭ на базовый и продвинутый уровни, чтобы те, кто не собирается поступать в вузы, не чувствовали себя в приниженном состоянии. Они будут сдавать базовый уровень, и стрессов у людей будет меньше.

Ольга Котова напомнила, что уже второй год ребята пишут итоговое сочинение. Заметно, что дети вернулись к чтению - они стали давать больше литературных примеров на экзаменах.

На основе поручений президента мы также стали тщательнее проверять историю как предмет. Внимательно смотрим, какие темы и в каком ключе преподносятся ученику. Все-таки понимание нашего прошлого должно быть единым, - добавила Ольга Котова.

Научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ «Высшая школа экономики» (Москва) Виктор Болотов отметил, что при получении любых результатов тестирования важно не допускать манипулирования цифрами.

Например, губернатор просит: пусть в нашем регионе появится школа, которая займет место в топе лучших по стране, - говорит Болотов. - И начинают искусственно создавать такую школу. Сгоняют туда отличников и лучших учителей, и получается образцовое заведение - при этом в ущерб другим школам. От рейтингов нужно переходить к рэнкингам. Они позволяют узнать, какова ситуация в определенной школе отдельно с математикой, литературой, химией и так далее, а не просто ее место в общем списке учебных заведений. И еще нужно понимать, что, условно говоря, 90 баллов на экзаменах для московского лицея может быть плохо, а для сельской школы - феноменальный результат.

Ты троечник? Нет, шестерочник!

Первый замдиректора Республиканского института контроля знаний Наталья Вайтехович рассказала «СВ» об особенностях вступительных экзаменов.

- Белорусские студенты рассказывали, что ЕГЭ их не пугает, потому что в республике изначально требования выше.

Не берусь судить, что сложнее - ЕГЭ или ЦТ. Но в Беларуси, пожалуй, требования выше, потому что конкуренция среди студентов жестче. Наверное, это связано с тем, что размеры государства меньше и меньше вузов, при этом каждый стремится поступить на бюджет.

В России во время ЕГЭ бывает, что на Кавказе русский язык сдают лучше (по крайней мере по отчетам), чем в Москве? В Беларуси подобное возможно?

У нас таких коллизий не возникает. В России экзамены идут в разное время в десяти часовых поясах. За это время ответы тестов могут быть переданы с Востока на Запад. Во всей Беларуси тесты идут синхронно в единый день. Государственная фельдъегерская служба доставляет все материалы под неусыпным контролем.

- Как россияне могут поступить в белорусские вузы?

Они находятся даже в лучшей ситуации, чем сами белорусы. У граждан РФ есть право выбора. Если они претендуют на обучение за счет бюджета, то проходят централизованное тестирование. Если претендуют на обучение на платной основе, то проходят лишь собеседование, как и другие иностранные граждане. Есть еще одна преференция. Понятно, что россияне не изучали в школе историю Беларуси, поэтому они сдают другой предмет - всемирную историю новейшего времени.

- А сами белорусы как поступают в России?

Кто-то по результатам олимпиад, кто-то сдает ЕГЭ. Причем наши ребята, как уже говорилось, достаточно успешно решают тестовые задания.

- В Беларуси десятибалльная система оценки знаний, а в России - пятибалльная. Можно их совместить?

У нас есть шкала перевода оценок, когда россияне поступают в белорусские вузы. Так что с этим проблем не возникает. Отмечу, что десятибалльная система себя оправдала - она дает более точную оценку уровня знаний учащихся.

- Как вы оцениваете работу Белорусско-Российского университета в Могилеве?

Этот вуз действительно готовит очень квалифицированные кадры. Там ведется интенсивная научная деятельность, идет обмен специалистами с другими университетами. И такое сотрудничество дает весомый результат.

Справка «СВ»

Белорусско-Российский университет - крупный региональный научно-образовательный центр, в состав которого входят также архитектурно-строительный колледж и лицей. Создан на базе Могилевского машиностроительного института в соответствии с соглашением между правительствами Беларуси и России, подписанным в 2001 году.

Подготовка специалистов идет по 16 специальностям и 31 специализации по белорусским образовательным стандартам и 7 специальностям по стандартам РФ. Факультеты - автомеханический, строительный, экономический и др. Общее число учащихся - 12 тысяч человек. Среди выпускников вуза большое количество директоров крупных предприятий и организаций.

У нас здесь каждый - полиглот

Зная о языковых баталиях на Украине и в Прибалтике, мы не могли не задать вопрос: а как обстоят дела в Беларуси? Ситуацию разъяснила методист высшей категории Республиканского института контроля знаний Ирина Саливон:

Белорусский и русский - два государственных языка. И мы должны обеспечить им мирное сосуществование. В этом плане учебный процесс сбалансирован. У нас нет деления страны на какие-то секторы, где опасно использовать тот или иной язык. Абсолютно спокойное, нормальное, толерантное отношение ко всем.

Но среда повседневного общения на данном этапе больше склоняется к русскому языку. И, конечно, государство делает все, чтобы и белорусский язык не терял свои позиции и развивался. В учебных заведениях созданы все условия, чтобы молодежь его изучала.

У нас нет в учебной системе какого-то упрощенного отношения к белорусскому языку. Два языка преподаются на одном уровне. Количество учебных часов сопоставимо. И выпускные экзамены наши дети сдают по двум языкам. Это обязательно для всех без исключения.

То есть, выходя из школы, любой парень или девушка владеют белорусским языком, как минимум, на базовом уровне.

Довольно любопытно наблюдать смешение языков. Рождаются слова-гибриды. Например, когда ребенок начало слова произносит по-белорусски, а окончание дает на русском. Также часто можно увидеть, как наши литераторы пишут на русском, но дают вставки на белорусском.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) сдают все выпускники школ России. Наше централизованное тестирование было создано именно по его примеру. Но всё же между ними есть отличия. , мы расскажем о разнице между ЕГЭ и ЦТ.

Предметы

Белорусские школьники могут выбрать только 4 предмета из 11. Для российских выпускников ЕГЭ по русскому языку и математике обязательно, а остальные предметы сдаются по желанию в неограниченном количестве. Кроме основных предметов россияне могут ещё писать русскую литературу и информатику. Спецификации и демоварианты есть на .

ЕГЭ — одновременно и школьный выпускной экзамен, и вступительное испытание в университет. ЦТ — экзамен только для поступления в университет

Уровни тестов по математике

Составители ЕГЭ предлагают сдавать математику на базовом и профильном уровне. Если абитуриент собирается поступать на специальность, где математика главный предмет, он должен осилить профильный тест. Все остальные сдают математику на базовом уровне. Этот тест простой, и выпускники могут пользоваться справочными материалами. В ЦТ профильных уровней нет.

Структура теста

Централизованное тестирование состоит из части А (открытые вопросы) и Б (закрытые вопросы). Единый государственный экзамен также состоит из двух частей. Но первая часть содержит одновременно вопросы закрытого и открытого типа, где нужно указать цифру или записать краткий ответ. А во второй части нужно дать развёрнутый ответ. По русскому языку и литературе пишется сочинение. В тестах по математике, информатике, химии, биологии, географии и физике расписывается решение задач. В ЕГЭ по истории и обществознании абитуриенты подробно отвечают на вопросы. Вторая часть в тестах по иностранным языкам — это проверка говорения. Она сдаётся по желанию. Во время ответа ведётся аудио- и видеозапись.


Время выполнения тестов

Так как структура ЕГЭ другая, даётся больше. Экзамен по русскому языку, химии и биологии пишется 210 минут. На профильный уровень математики, а также на литературу, обществознание, физику, информатику, историю даётся по 235 минут. Базовую математику, письменную часть иностранного языка и географию школьники выполняют 180 минут, а на устную часть иностранного языка отводится 15 минут.


А вот белорусский регламент на написание ЦТ

Бланк ответов

В отличие от одностраничного , . Первый — часть регистрации. Второй предназначен для ответов 1-й части, третья и последующие страницы представляют собой листы в клеточку для ответов 2-й части теста.


Правила проведения и баллов на ЕГЭ и ЦТ схожи

Место проведения и разрешённые предметы

ЕГЭ проводится на базе общеобразовательных школ, гимназий и лицеев, а не высших учебных заведений, как в Беларуси. Абитуриент сдаёт экзамен не в своей школе. С собой нужно брать ручку, паспорт, а при необходимости — перекус и лекарства. На математику можно приносить линейку, на физику — линейку и непрограммируемый калькулятор, а на географию — линейку, транспортир и непрограммируемый калькулятор.

До недавнего времени белорусские выпускники, которые собирались поступать в российский вуз, ездили писать ЕГЭ в Россию. В скором времени , что сэкономит время и деньги многих абитуриентов. Кстати, поступить в вузы России можно . И, к слову, Министерство науки и высшего образования России планирует для иностранных студентов.

Пересдача и резервные дни

Для абитуриентов российских вузов предусмотрено восемь резервных дней. Сдать ЕГЭ в дополнительный день имеют право школьники, которые не смогли прийти по уважительной причине и те, кто в основной день не набрал пороговый балл по русскому языку или математике. Пройти ЦТ в по причине недобора баллов нельзя.

Но систему образования Беларуси ожидают изменения. Министр образования Игорь Карпенко высказался с идеей объединить школьные выпускные испытания с ЦТ в . Предполагается, что он по форме проведения будет похож на ЕГЭ. Поэтому что белорусских абитуриентов ожидает впереди, неизвестно. Но вступительная кампания 2020 года пройдёт, как и раньше.

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях

Подготовил подробный анализ одного варианта теста, предлагавшегося на централизованном тестировании по физике в Беларуси в 2007 и 2008 годах . Мы уверены, что этот материал будет интересен не только белорусским посетителям.

Тесты по предметам школьной программы, в том числе по физике (по астрономии тестов нет), подготовлены РИКЗ () и используются для тестирования будущих абитуриентов по предметам вступительных экзаменов в Республике Беларусь. Ответы к тестам централизованно проверяются РИКЗ, после чего выдается сертификат с указанием суммы полученных баллов (от 0 до 100), который абитуриент потом представляет в приемную комиссию ВУЗа.

На выполнение теста по физике отводится 180 минут (3 астрономических часа). Разрешается пользоваться калькуляторами , которые выполняют только простейшие вычисления (сложение, вычитание, умножение, деление, вычисление процентов).

2007 год

Для проведения централизованного тестирования (ЦТ) в Беларуси в 2007 г. было подготовлено 10 равноценных вариантов тестов . В каждом варианте предлагается 30 задач :

  • 1-я группа задач (А1 – А23) – 23 задачи по физике открытого типа выбрать только один правильный.
  • 2-я группа задач (В1 – В7) – 7 задач по физике закрытого типа : требуется решить задачу и записать полученный ответ
теста 2007 года от В. Грабцевича.

Цитируется по книге "Физика: сборник тестов " (Респ. ин-т контроля знаний М-ва образования Респ. Беларусь. - Минск: Аверсэв, 2007. - 94 c.).

2008 год

В 2008 г. структура теста несколько изменилась, хотя общее количество задач осталось прежним (30 задач ):

  • 1-я группа задач (А1 – А18) – 18 задач по физике открытого типа : к каждой задаче предлагается 5 вариантов ответа, из которых нужно выбрать только один правильный.
  • 2-я группа задач (В1 – В12) – 12 задач по физике закрытого типа : требуется решить задачу и записать полученный ответ в бланк, предварительно округлив его по правилам округления.
Смотрите решения задач и общий анализ теста 2008 года от В. Грабцевича.

Цитируется по книге "Централизованное тестирование. Физика: сборник тестов " / Респ. ин-т контроля знаний М-ва образования Респ. Беларусь. - Минск: Аверсэв, 2008. - 94 c.

Выбор профессии и места учёбы, работа на хороший аттестат, подготовка к сдаче выпускных и вступительных экзаменов — огромный стресс как для одиннадцатиклассника, так и для его родителей. Что делать в такой ситуации? советует родителям разобраться в основных вопросах поступления, чтобы поддержать своего ребёнка. Начнём с главного — централизованного тестирования.

Что такое централизованное тестирование?

Централизованное тестирование (ЦТ) — это форма вступительных испытаний, которая используется для проведения при поступлении в вузы и на некоторые специальности колледжей. выпускники школ, гимназий, лицеев (общее среднее образование), а также учащиеся последних курсов или выпускники колледжей и лицеев (среднее специальное и профессионально-техническое образование). В Беларуси ЦТ проводится с 2005 года. Подготовкой тестовых заданий ЦТ занимается Республиканский институт контроля знаний (РИКЗ). Содержание тестов определяется программами общего среднего образования и программами вступительных испытаний для поступающих в учреждения высшего и среднего специального образования, которые утверждает Министерство образования.

Определиться, куда поступать, и узнать больше о вузе и выбранной специальности вам поможет . Там же можно посмотреть, какие ЦТ понадобится сдать для поступления

Централизованное тестирование проходит в вузах, колледжах и лицеях. и список учреждений для регистрации оглашают ближе к лету, дни проведения тестов приходятся на июнь — их . Эту информацию вы сможете посмотреть на сайте РИКЗ или на нашем сайте.

Сколько ЦТ нужно сдавать абитуриенту и когда?

Для поступления на все специальности, исключая творческие, спортивные и другие программы, требующие прохождения , необходимо сдать три ЦТ. Тестирование по каждому предмету проводится в один день и в одно время по всей республике. Всего учебных предметов 11: русский язык, белорусский язык, обществоведение, математика, биология, иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский), химия, физика, история Беларуси, география, всемирная история. Тест по каждому предмету имеет .

С 2017 года абитуриентам разрешено сдавать четыре ЦТ (4-ое — про запас). К примеру, можно написать тест сразу по двум государственным языкам либо вместо биологии выбрать химию. Единственное, не получится сдать одновременно два иностранных языка, так как они считаются одним предметом.

Важный момент: абитуриентов, которые опоздали на тестирование и пришли после вскрытия конвертов с и заданиями, к сдаче экзамена не допускают. Если ЦТ было пропущено по уважительной причине и этот факт можно подтвердить документально, абитуриенту разрешат пройти тестирование в резервный день , то есть у абитуриентов будет возможность пересдать сразу три предмета.


Ещё до сдачи ЦТ проверить свои силы абитуриенты могут на , которое проводится в три этапа с осени по весну. Потренироваться в решении тестов также удобно с на сайте РИКЗ, которое доступно круглосуточно на протяжении целого учебного года. Многие абитуриенты практикуются не выходя из дома с помощью нашего сервиса , где размещены тесты, аналогичные тем, что будут на ЦТ

Как получить результаты ЦТ?

Результаты тестирования можно узнать через 2 недели на сайте РИКЗ, в пунктах проведения ЦТ или с помощью платного SMS-сообщения.

Тем, кто прошёл централизованное тестирование, выдаётся сертификат по каждому предмету в пункте сдачи ЦТ. В 2019 году забирать свои результаты можно на протяжении всей вступительной кампании, начиная с 10 июля. Сертификат действителен на протяжении двух лет. Так что в этом году можно подавать сертификаты 2018 или 2019 годов или комбинировать их. Например, один результат прошлого года, два — этого и так далее.

Что ожидается во вступительную кампанию 2019 года?

Чтобы иметь право подавать документы в вуз, абитуриент должен преодолеть определённый порог по баллам. . Согласно экспериментам Адукар с дистанционным РТ по и , и , и , перешагнуть минимальный порог не будет сложно. Это связано с внедрением , которая устранит занижение тестовых баллов. Как показали результаты , новая методика лояльнее прежней и сулит

Вступительная кампания 2019 года будет волнительной, но это не повод для паники. И задача родителя абитуриента — помочь своему ребёнку подготовиться к тестированию. Сложно это сделать самостоятельно? Пока есть время, приходите на или . Преподаватели помогут повторить и систематизировать материал, чтобы на экзамене абитуриент получил максимально возможный для своего уровня балл.

Более 2000 абитуриентов ежегодно готовятся с Адукар к ЦТ на весенних итоговых ивентах. Это уникальная возможность повторить весь материал с первоклассными преподавателями за 4 часа

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях

Каким бы ни был Ваш результат на централизованном тестировании – это будет в первую очередь Ваша заслуга или Ваш провал. Конечно, всегда можно найти себе оправдание, что Вам не повезло с учителями, репетиторами и так далее. Возможно, так оно и есть. Но постарайтесь быть честным с самим собой – главное зависело от Вас. И именно от Вас зависит, как Вы теперь настроитесь на тесты.

Подготовка к тестам

Голова во время экзамена должна быть ясной. Поэтому Вы должны:

  • Высыпаться на протяжении нескольких недель, и особенно в день перед тестированием;
  • Гулять на свежем воздухе;
  • Поменьше сидеть у телевизора и компьютера;
  • Не заниматься учёбой «круглосуточно»;
  • В день перед ЦТ не стоит решать что-то конкретное, повторите формулы и закончите с учебой часикам к трем дня, потом прогуляйтесь на свежем воздухе и лягте пораньше спать.

Алкоголь на выпускном вечере лучше исключить или его количество должно быть минимальным. После среднего опьянения мозг восстанавливается 4-5 дней, после хорошей пьянки – неделю, поэтому «вспышки разума» на тестировании будут маловероятны. В лучшем случае Вы решите стандартные задачи. Окончание учебного года лучше отметить после тестов. Вот тогда оторвитесь по полной! Если уж совсем невтерпёж, то хорошо отпразднуйте «последний звонок».

Ограничьте также время загула на выпускном вечере. Не стоит менять биологический ритм жизни. На его восстановление также уйдёт несколько дней.

Прохождение централизованного тестирования

1. Начало тестирования

Будьте готовы к тому, что само тестирование начнётся не в одиннадцать часов, а только после того как все абитуриенты в данной аудитории оформят бланки, а так как в аудитории всегда найдутся «не очень сообразительные» абитуриенты, которым несколько раз придётся объяснять, как оформляется и заполняется бланк, то до начала самого тестирования вы проведете в аудитории довольно продолжительное время. Успокойтесь, закройте глаза и расскажите себе то единственное стихотворение, которое Вы знаете, или про себя напойте любимую песню. Не психуйте, а отдыхайте. Ведь до вскрытия конвертов с заданиями, и до того как вы эти задания получите, заветные три часа отсчитываться не начнут. Кстати, не вздумайте опоздать по этой причине. Вход в аудитории прекращается в 11 часов. Приезжать на тесты лучше всего за минут сорок, например, на случай если окажется, что Вы забыли паспорт, Вам успеют его подвезти, или на случай если Вам придется долго искать свою аудиторию.

Войдя в аудиторию, проверьте пригодность вашего места для трёхчасового экзамена, на подготовку к которому Вы потратили столько сил и времени, а родители средств. Вам должно быть удобно сидеть, если нет – позовите преподавателей и попросите их помочь. До начала тестирования обязательно сходите в туалет.

Во-первых, поход в туалет во время тестирование приведёт к потере времени. На самом тестировании лучше обойтись и вовсе без таких походов. Во-вторых, вы будете знать, где находится туалет, и не потратите много времени на поиски в случае если он Вам всё же понадобится.

Успокойтесь в начале тестирования. Получив условия, не бросайтесь на них сломя голову. Не спешите. В начале теста прочитайте все, что будет написано в тесте, в том числе и вводный текст от составителей, учитывайте то, о чем Вы там прочитаете. На тесте по физике также внимательно изучите таблицу постоянных величин. Именно там могут быть указаны данные, необходимые для решения некоторых задач, например, заряд и масса электрона или протона.

Не выглядывайте сразу сложные задачи с мыслью «Я как раз не знаю, как такое решать!». Найдите те задания, которые вы точно решите, сделайте это и похвалите себя.

2. Отношение к «быстрым» абитуриентам и время Вашей работы на тесте

Не обращайте внимания на других абитуриентов. Вы сами за себя, они тоже. Через 5 минут после начала теста некоторые абитуриенты начнут сдавать бланки и уходить из аудитории, а через 40 минут в аудитории останется 10-15 процентов абитуриентов, и Вы должны быть в их числе. Не пугайтесь. Не думайте, что те, кто ушёл, всё сделали, т.к. были лучше Вас готовы или имели ответы к тестам. Они сделают 0-5 первых примеров и сыграют в «морской бой» с оставшимися заданиями. Они Вам не конкуренты, они просто пришли испытать удачу.

Перед тестом посмотрите футбольный матч английской премьер-лиги или хоккейный матч НХЛ. Обратите внимание, что проигрывающая команда сражается до последней секунды, даже в безнадёжной ситуации. Вы, также как и они, должны бороться все 180 минут.

3. Что брать, а чего не брать

Не забудьте взять с собой питьевую негазированную воду в небольшой прозрачной пластмассовой бутылке (0,5 л). Снимите заранее с бутылки этикетки, так как организаторы могут посчитать, что на них написаны шпаргалки. В аудитории всегда есть питьевая вода и одноразовая посуда, но их может и не хватить. Организаторы тестирования могут отказать вам в проносе воды в аудиторию или попросят поставить её на общий стол. Не обижайтесь на это, а выполните их требования. Шоколадки брать не нужно, скорее всего Вам не дадут ими воспользоваться.

Ни в коем случае не кладите в карман мобильный телефон, даже в отключенном состоянии. Из аудитории выгоняют даже в момент, когда абитуриент одной рукой сдаёт бланк, а второй рукой рефлекторно лезет за телефоном. Кроме того, даже выключенный телефон может подавать сигналы (например сработает будильник) – а это конец.

На тест по математике не берите калькулятор, ни на какие тесты не берите шпаргалки. Случайно опустите руку в карман, и… Вы уже за дверью. Никто не будет Вам делать замечания и грозить пальцем, просто заберут бланк, не вступая в переговоры.

Помните, что на тест по математике нельзя брать линейку, циркуль, карандаш. В качестве линейки можно использовать паспорт. К слову: не вздумайте писать карандашом шпаргалки в паспорте, или делать там любые другие пометки, паспорта могут перелистать и проверить.

Для теста по физике подготовьте два калькулятора – один инженерный (но с одной строкой на мониторе), второй простой (но тоже с корнем квадратным). За «неправильный» калькулятор с теста не выгоняют, а внятного пояснения, какой из калькуляторов подходит, до сих пор нет. Начните использовать инженерный калькулятор, если преподаватель сделает Вам замечание, спрячете его и возьмёте второй. Кстати, потренируйтесь считать на калькуляторе, так как в последнее время Вы для расчётов пользуетесь телефонами.

4. Ситуация с черновиками, выходом в туалет и поведение в конфликтных ситуациях

Если Вам не хватит черновиков, обратитесь к преподавателю в аудитории.

В очень редких случаях Вас могут послать, сказав, что бумаги больше нет. Не психуйте в этом случае, но и не идите туда, куда Вас пошлют. Спокойно попросите протокол проведения экзамена для того, чтобы сделать там запись. Вас могут послать второй раз. Тогда потребуйте пригласить председателя экзаменационной комиссии. Бумага для черновиков волшебным образом найдётся.

В туалет выпустить Вас обязаны (под контролем). Если Вам это действительно нужно, то не ведитесь на предложение закончить работу и только после этого идти в туалет. Терпеть и хорошо решать затруднительно. В случае возникновения конфликта действуйте по алгоритму, описанному выше.

Кстати, по такому же алгоритму ведите себя в случае возникновения других конфликтных ситуаций. В любом случае помните, что вся система ЦТ создана для Вас, Вы ее главные действующие лица, у Вас есть права (например, Вас не имеют права отвлекать от написания теста). Помните, что за редчайшим исключением преподаватели в аудитории - вполне дружелюбные по отношению к Вам люди, не настроенные на создание Вам каких-либо проблем. Соблюдайте правила написания теста – и никто не станет Вам мешать.

Помните, что конфликт проще предупредить, чем нейтрализовать. Если вы будете спокойно решать тест, не отвлекая других абитуриентов и преподавателей и не досаждая им, то ни один преподаватель не станет создавать конфликтную ситуацию. Ведите себя спокойно и уверенно.

5. Решение теста

Решайте задачи по порядку, пропуская самые сложные.

  • ОЧЕНЬ ВАЖНО! Никогда не начинайте решение теста с части В. Если у Вас сходу не получится решить часть В, то Вы, потратив много времени, расстроившись в спешке даже часть А потом не решите.

Решая тест, не забывайте:

  1. В физике и математике в части А правильный только один из вариантов ответа, в части В ответом должно быть целое число. В бланк ответов в части В размерность ответа писать НЕ нужно. Писать нужно только само число;
  2. При этом в физике, возможно, ответ в части А придется округлять, так чтобы он соответствовал вариантам ответа, а в части В – до целого (не пугайтесь этого, но и не злоупотребляйте, округлять можно только конечный ответ, а в промежуточных расчетах избегайте округлений, округляйте по правилам округления, а не «просто до меньшего»);
  3. Помните про ОДЗ – иначе у Вас будет много лишних «корней»;
  4. Не допускайте других глупых ошибок из «справочника» приведенного в конце документа;
  5. В физике не забывайте переводить все величины в систему СИ;
  6. ОЧЕНЬ ВАЖНО! Помните, что в тестах по математике, а особенно по физике, каждое слово, окончание и союз, и даже знаки препинания в условии задачи имеют порой определяющее значение и самым непосредственным образом влияют на решение. Очень внимательно читайте задачу, вспоминая значение каждого слова.
  7. Решив задачу, ещё раз уточните вопрос к ней, и ответьте именно на него. Внимательно читайте вопрос задачи;
  8. Будьте внимательны и не спешите, спокойно вспоминайте именно то, что нужно для решения данной конкретной задачи, а не применяйте бездумно первое вспомнившееся действие, свойство или формулу. Если Вы это сделаете, Вы убедите себя, что Ваше неправильное решение было «правильным», и скорее всего уже не сможете освободиться от этого заблуждения даже при проверке;
  9. Если в ходе решения задачи по математике Вы выходите на очень большие расчеты (например, перемножение или деление некрасивых четырехзначных чисел, вроде 4157), то, скорее всего, Вы неправильно либо не рационально решаете задачу, и очень рискуете ошибиться (хотя аккуратно выполненное не рациональное решение, тоже может привести к правильному ответу). Зачастую в тестах очень хорошо подобраны числа. Попробуйте отложить задачу минут на 20. Когда вернетесь к ней снова, постарайтесь внимательно подумать над ней заново, и придумать хоть немного другой метод решения;
  10. Не спешите. В части А даже если Вам покажется, что задача достаточно проста чтобы потратить на неё в сумме 5 секунд – НЕ ТОРОПИТЕСЬ – уделите даже самым простым заданиям в части А должное количество времени. Две минуты вдумчивого осмысления простых задач вместо 5 секунд Вам, тем не менее, позволят успеть сделать все, что Вы сможете сделать, и при этом не допустить очень глупых и обидных ошибок.
  11. Помните, что в математике и физике не существует понятий: «наверное», «может быть», «мне кажется» и т.д. Здесь есть только «правильно» и «неправильно». Это означает, что если в какой-то момент Вам покажется, что какое-то решение выглядит «некрасиво», то это не значит, что задачу нужно отбросить и поднять себе нервы, Вы просто должны проверить математическую или физическую справедливость данного решения, посмотреть может где-то что-то сокращалось, или в ответе нужно указать не то, что Вы ищите, а может просто нужно аккуратно довести решение до конца.
  12. Аналогично Вы никогда не должны ничего писать по соображениям: «… а получалось так красиво» или «ну так ведь проще …», Вы должны писать только математическую и физическую правду.
  13. При решении теста в черновике стоит писать побольше промежуточных действий. Это, во-первых, меньше утомит Ваш мозг, т.к. Вы не будете держать большое количество действий в уме. Во-вторых, упростит проверку. А главное Вы не потратите на это лишнего времени, скорее сэкономите его. Часто приходится видеть, как ученик в уме, запинаясь, ошибаясь и по десять раз переделывая и перепроверяя себя (всё это в уме) делает каких-то пару действий дольше, чем тот который их прописывает в тетрадке.
  14. Решая некоторую задачу думайте именно о ней, и о правильности того, что Вы пишите в данный момент. Но не переживайте о том, что быть может что-то было не решено и пока отложено, и о том, что впереди могут быть всякие там неведомые сложные задачи.

И ещё. В тесте по математике, задания идут в порядке возрастания сложности, только согласно субъективному представлению авторов теста, для Вас же лично может так оказаться, что самыми сложными задачами будут не самые последние из предложенных. А в тесте по физике сложность задач и вовсе не определяется их порядковым номером. Самые сложные задачи могут находиться в начале или середине части В.

Таким образом: Если задача не решается, пропустите её, и идите дальше, вернётесь к этой задаче потом. Однако злоупотреблять этой мерой тоже не стоит, не нужно прыгать по всему тесту, в попытках найти самую подходящую задачу для решения прямо сейчас, пропускайте задачи, если действительно не можете их пока решить, или если чувствуете, что потратите на нее много времени.

Работу с тестом нужно организовать в несколько прочтений:

  1. Первое беглое ознакомление с тестом: смотрим какие темы, в каком объеме представлены, какая сложность задач. Это нужно для того, чтобы правильно спланировать свое время, и не дергаться при решении задач на предмет того, что будет дальше, исключить суматоху при решении теста.
  2. Решаем задачи строго по порядку, начиная с части А, пропуская только то, что оказывается слишком уж сложным.
  3. Решаем то, что можем из пропущенного.
  4. Проверяем.

При решении задач, думайте не о том, что Вам в задаче что-то неизвестно, а о том, как найти неизвестные величины. Если Вы не видите ход решения задачи, делайте незначительные преобразования, ищите «ненужные» на первый взгляд величины. В математических задачах попробуйте проанализировать ОДЗ, или вид предлагаемых функций, возможно, такой анализ позволит ограничить поиск решения настолько, что его можно будет провести устно, подбором, без полноценного решения. Если Вы не знаете, как выглядит некоторая функция, а это важно для решения, нарисуйте ее тупо по точкам. В геометрии нарисуйте рисунок очень аккуратно и точно, и просто измерьте искомую величину. В физике попробуйте из предлагаемых в задаче величин составить величину с размерностью ответа и так далее.

В общем, делайте что-нибудь, даже если Вам кажется, что это тупо и бесполезно, даже если Вам кажется, что Вы ничего не знаете. Боритесь, сдаться Вы всегда успеете. Только не сидите сложа руки тупо глядя на пример, и не отвлекайтесь на всякие тяжелые мысли, не переживайте свои переживания о том, что у Вас что-то не получается. Пока есть время – действуйте. Главное, чтобы то, что Вы делаете в таких задачах, было справедливо с точки зрения физики и математики. Писать лишь бы что, конечно не стоит. Вот еще несколько технических советов:

  • Если у Вас несколько раз в части В встречается один и тот же ответ, или много раз подряд в части А получается ответ с одним и тем же номером, не вздумайте рассматривать это как признак неправильности решения, такое случается.
  • В части В несколько задач обычно достаточно просты, такие задачи вполне могут решаться с применением одной или двух формул или преобразований, и не содержать особой хитрости. Они не обязательно будут первыми в части В. Если у Вас при решении задачи из части В получается простое решение, и Вы уверены в своих знаниях, не стоит рассматривать простоту решения как признак его неправильности.

Не спешите сдавать работу, если у вас осталось время – проверьте еще раз решения. При проверке учитывайте:

  • Даже если в части А вы получили один из тех ответов, которые даны среди вариантов ответа, он необязательно верный, типичные ошибки составители тестов учитывают, и предлагают варианты ответа с расчетом на эти ошибки.
  • Проверку стоит начинать с проверки правильности переноса чисел и выражений из условия задачи себе на лист и в дальнейшие расчеты (Проверка «Дано»).
  • Проверять стоит, также и то, под каким номером стоит тот ответ, который Вы получили, и к какому заданию он относится.
  • Хороший способ проверки своего решения на наличие глупых ошибок (вроде: 2 + 2 = 8) это решение задачи заново на чистом листе, не подглядывая в изначальное решение. При этом, если принципиально Вы уже знаете решение, то проделать его заново, займет у Вас немногим больше времени, чем внимательно просмотреть свое первое решение. Но читая собственный текст трудно заметить ошибку, а вот решая задачу второй раз, Вы вряд ли снова допустите такую же глупую ошибку в том же месте.

Сделайте для себя на черновике таблицу с ответами, заполняйте ее по мере решения задач, а потом просто перенесите ответы в бланк. Так вы уменьшите риск неверно записать ответы в бланк. Начните заполнять бланк не позже, чем за 30 минут до окончания теста – в спешке можно сделать самые глупые и обидные ошибки, записать свои правильные ответы под неправильными номерами. Кроме того, учтите, что многие председатели экзаменационных комиссий не дадут Вам ни одной лишней секунды. Бланк ответов могут вырвать прямо из рук в тот момент когда Вам остается потратить 20 секунд на то, чтобы перенести ответы части В в бланк. Это наверное самое страшное фиаско на ЦТ, имея ответы не успеть их занести в бланк, но Вы не поверите, таких людей тысячи каждый год. Не будьте в их числе – заполните бланк заранее. Если время останется, то «добейте» самые сложные задачи и сразу же внесите ответы на эти задачи в бланк.

Не пытайтесь посмотреть, сколько и как нарешали другие, верьте в себя и занимайтесь только собой и своим решением. Даже если Вам покажется, что есть возможность списать – не вздумайте этого делать – скорее всего, Вас выгонят, в лучшем случае, Вы спишите ошибку.

Кроме того, на ЦТ настолько бескомпромиссно и быстро удаляют абитуриентов с экзамена за списывание, что сам процесс списывания (для тех кто всё же пытается этим заниматься) отнимает столько психологических сил и времени, что в итоге эти попытки дают только отрицательный результат, у ученика не остается больше сил и времени для решения оставшихся задач.

  • Вместо того чтобы пытаться списывать, выучите Вы необходимые формулы и методы, придите на ЦТ с осознанием своей силы и правоты, сядьте и напишите всё честно, спокойно, без нервов и внимательно читая условия. Ваш результат в этом случае будет наибольшим.

На тесте ни с кем из абитуриентов не разговаривайте, разговаривать можно только с представителями экзаменационной комиссии. За переговоры между абитуриентами выгоняют всех участников диалога, независимо от того, кто его начал, и кто кому пытался помочь. Выгоняют легко, быстро и без предупреждений. Не отвечайте на чужие вопросы, это будет очень глупый конец Вашей вступительной кампании (помочь ближнему ценой своего благополучия это конечно достойно, но только не в этот раз, особенно учитывая, что ближнего тоже выгонят). И не спрашивайте никого ни о чем, не подвергайте риску себя и окружающих, кроме того Вам вряд ли смогут помочь другие абитуриенты, скорее всего они Вас только запутают.

Если какой-нибудь другой абитуриент будет очень настойчиво пытаться завязать с Вами беседу, то ни в коем случае не отвечайте ему, не нужно ему объяснять, что разговаривать нельзя и просить от Вас отвязаться. За такие разговоры тоже выгоняют. Как хотите, но не реагируйте.

6. Ситуация с «неправильной» задачей

В очень и очень редких случаях условие задачи может быть плохо напечатано или может быть два одинаковых ответа. Также условие задачи может быть некорректным. Не заводитесь по этому поводу, не лезьте с вопросами к преподавателю. Эту ситуацию как-нибудь разрулят без Вас. Пропустите эту задачу, вернётесь к ней позже, когда всё станет на свои места.

Если же в аудитории никто, кроме Вас, не заметил проблемы, то первое, что вы должны сделать, это: еще раз очень внимательно подумать над этой задачей, чаще всего оказывается, что это не задача была плоха, а абитуриент ее неправильно понял, вообще не понял или побоялся решать.

  • Например, Вы правильно решаете задачу, и вдруг!... Иррациональные корни или просто «плохой» дискриминант повергли Вас в шок, Вы бьётесь в истерике и уже не помните, что в задаче могли спросить количество или сумму корней, которые представляют собой вполне «красивое» число.

Если Вам по-прежнему будет казаться, что задача плоха, то второе, что вы должны сделать, это: обратиться к преподавателю, только тогда, когда Вы решите основную часть теста. Преподавателем в аудитории на тест по математике или физике назначается филолог, историк и т.п. Ответить на Ваш вопрос по предмету он не имеет права, да и не сможет. Поэтому, на всякий случай, зафиксируйте проблему в протоколе о проведении экзамена. Если Вы вдруг окажетесь правы, то Вам зачтут решение этой задачи. Но, подчеркнем ещё раз, не переживайте по этому поводу. Одна задача не окажет существенного влияния на результат тестирования. А вот неадекватная реакция на эту проблему может помешать Вам решить остальные задачи.

Кроме того, если одна из задач окажется совсем-совсем неправильной в части самого условия, то ее зачтут как верно решенную всем абитуриентам в том числе и Вам, и поэтому она будет цениться в 0 баллов. Таким образом, при правильном решении всех остальных задач из теста, абитуриент по прежнему сможет набрать 100 баллов. Короче получится так, будто этой задачи и не было, а было всего 29 задач.

Также, в последнее время очень редко, но все же случается, что в некоторых задачах как части А так и части В есть два разных правильных ответа. Это небольшая ошибка составителей теста, так не должно быть. При этом если уж такое происходит, то абитуриентам засчитывается любой из правильных ответов как правильный. Но если Вы впишите оба ответа, то они будут засчитаны как неверный ответ. Поэтому, если Вы внезапно получаете, в какой-либо задаче два разных ответа и уверены, что оба они правильные, то в ответ в бланке пишите один из них. Но еще раз, такое бывает очень и очень редко, обычно если Вы получаете два ответа, то один из них нужно выкинуть по каким-нибудь объективным причинам (например, один из них не подходит по ОДЗ или, в физике, ответ не может соответствовать действительности, типа отрицательной массы).

7. Информация для разгильдяев и бездельников

В каждом тесте есть с десяток очень простых задач. Вы тоже можете их решить. Просто поверьте в себя, упритесь и любым способом решите их. Не отчаивайтесь если после первого прочтения задачи Вы не поняли сразу же как она решается. Не спешите, выпишите дано, нарисуйте рисунок, сделайте пару преобразований, в конце концов решите задачу не рационально, например, подбором, методом исключения ответов или графически. Еще раз повторимся, в каждом тесте есть много задач, которые можно решить не обладая особыми знаниями, а только лишь базовыми понятиями и минимальной логикой.

Более того, если предел Ваших мечтаний это 40 баллов на ЦТ, то Вам обязательно нужно найти для себя эти 10-15 самых простых и понятных задач, сконцентрироваться, и усердно решать именно их, решать хоть все три часа. При этом об остальных задачах даже не думайте.

Но, как Вы понимаете хоть какой-нибудь ответ нужно дать на все задания, как в части А так и в части В. При «угадывании» ответа на остальные (сложные на Ваш взгляд) задачи, которые Вы так и не стали решать, стоит учитывать следующее: если уж у Вас совсем нет никаких соображений по задаче, то сочинительство всяких глупых логических доводов приведет Вас почти наверняка к неправильному ответу, поэтому если уж Вы все-таки капитулируете перед какой-либо из задач, то чтобы не уменьшать вероятность угадать ответ:

  1. Забудьте обо всех своих предыдущих размышлениях насчет этой задачи и просто гадайте, т.е. совершенно случайным образом выбирайте любое число от 1 до 5 в части А. Про часть В далее.
  2. При угадывании не учитывайте сколько раз, какой ответ уже встречался, сколько раз он шел подряд, просто угадывайте. Бывало такое, что даже в части В три раза попадался один и тот же ответ, два из этих ответов причем шли подряд.
  3. В части В ставьте в ответ любое число от –15 до 15 кроме ноля. Учитывайте при этом физический или математический смысл той величины, о которой спрашивают в задаче. Например, количество корней или масса не может быть отрицательной, следовательно, в таких случаях выбирайте число от 1 до 15.

8. ЦТ бояться уже поздно…

Напоследок, хотелось бы пожелать Вам монументального спокойствия на ЦТ, ведь оно Вам там очень пригодится и поможет написать этот экзамен на максимальный из возможных баллов. К слову сказать, Вам уже и нет никаких причин бояться ЦТ, дело в том что:

  • ЦТ это всего лишь конечный пункт Вашей вступительной кампании, которая длилась целый год или даже годы. И если уж переживать о Вашем поступлении, то нужно было переживать о каждом пропущенном занятии, о каждой не сделанной домашке. А если вы тогда не переживали, то сейчас у Вас есть ровно столько же причин переживать. ЦТ это всего лишь один (к радости еще и последний по данному предмету) день Вашего процесса поступления. На что Вы подготовились за 11 лет школы и пары лет подготовки к ЦТ, на то Вы и напишите, не сомневайтесь Вы получите свой заслуженный балл, ни больше и ни меньше. Но…
  • Вторая причина не волноваться, это то, что волнение это фактически единственное что может изменить тот балл на который Вы наработали за предыдущие годы, но изменить этот балл волнение может, конечно, только в меньшую сторону.
  • В конце концов, ЦТ хорошо тем, что Вы в любом случае получите какой-то балл, и сможете отнести Ваш сертификат куда-то. Да, может это будет меньше чем Вы надеялись, но получив сертификат Вы примите решение, что делать дальше, а пока надо просто написать ЦТ, успокоившись и сконцентрировавшись. Написать так как Вы это можете в лучшем виде. Таким образом, на ЦТ нет того давящего факта, типа написал хорошо – поступил, написал плохо – не поступил. Нет, пока Вы просто получаете какой-то балл, поступление будет потом.

9. Заключительные замечания и пожелания

Если тест сложный, не паникуйте, в нем обязательно найдутся простые задачи. Кроме того, он одинаково сложен для всех. Просто средний балл будет низким, и проходные баллы в ВУЗы тоже будут ниже. Главное, чтобы Вы написали тест относительно лучше других.

Ниже можно посмотреть PDF версию этого документа с таблицей самых распространенных ошибок на ЦТ по физике и математике . Изучите эту таблицу очень внимательно, и постарайтесь не допускать подобных глупых ошибок, чтобы потом не было мучительно обидно.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх